Енот, медведь и очень странные истории

                ***

Медведь лежал в своей берлоге, но не спал. Там, во внешнем мире, вторую неделю подряд была метель, и медведь не жаждал выходить наружу и тонуть в сугробах. Но выйти все-таки пришлось: снег вокруг берлоги надо же было убрать.. Медведь с недовольным видом все-таки вылез с лопатой и собрался было убрать снег, но тут заметил, что на нем что-то написано, - большими и глубокими буквами. Текст был простой: приходи. енот. Да, - подтвердил медведь, - сколько можно в берлоге лежать. Пожалуй, стоит сходить к еноту.. И медведь пошел. И тяжелым был этот поход. если б на месте косолапого был енот, то непременно утонул бы в снегу. Подойдя к дуплу енота медведь постучал. Енот сказал: пролезай в норку, она у меня как раз для гостей; в моем дупле ты не поместишься.. Медведь так и сделал, но какое-то время ничего не видел в темноте, пока енот не зажег высокую красную свечу.
- Значит, ты все-таки прочел мое приглашение, - сказал енот Листик.
- Какое приглашение? - медведь недоумевал.
- Которое я на снегу написал..
- А, точно.. Точно.. У меня все вылетело из головы, пока шел к тебе.. Этот снег.. Как-то удивительно, что ты ничего не сказал мне, а просто написал на снегу, - это в такую-то метель! А если б все снегом занесло?!
- Я пришел к тебе как-то, когда метель поутихла, но понял, что ты спишь, и не стал будить.. И подумал потом: напишу вот медведю "приходи". А уж если это будет надо, - он придет.. А если нет.. В общем, я решил предоставить этот выбор метели.. Вдруг тебе было бы лучше поспать в такое время, как сейчас?
- Какое там! Я и заснуть-то нормально сейчас не могу! Все время слышны эти завывания снаружи..
- Ага.. Самое время для страшных историй. Расскажешь что-нибудь?
- Ну.. страшных у меня нет.. А вот одну странную историю, - могу..
- Наверно, опять сон приснился?
- А вот и нет.. Я никак не мог заснуть ночью, и утром в моем сознании возникла вот какая история.
- Просто возникла, - и все? Это тебе не показалось?
- Нет, не показалось.. В общем, будто я - большой плюшевый медведь. Игрушка. И меня держит на руках девочка-подросток.
- Девочка? Человеческое дитя?
- Да. И она мне собирается спеть колыбельную. Но я почему-то понимаю, что она - моя дочь.
- У тебя же нет детей..
- Нет.
- Подожди. Выходит, в этой истории ты - плюшевый медведь, - ощущал себя отцом этой девочки?
- Ага. Я ощущал, что моя душа находится в плюшевой игрушке.. ну и.. все остальное я тоже ощущал..
- И это вся история?
- Нет, разумеется.. Та девочка собиралась спеть мне колыбельную, но, однако, не пела.. Мне надоело ее ждать, и тогда я рассказал ей свою историю..
- Позволь я уточню: ты - это плюшевый медведь?
- Да! И я ей рассказал, что однажды гулял по зимнему лесу, и смотрю, - какой-то небольшой сугробик, и дрожит словно. Я подошел, пошевелил снег, и вытащил оттуда что-то. А когда оно стряхнуло с себя снег, оказалось, что это идея.
- Прости, идея чего?
- Просто идея.
- Но не идея идей?
- Не знаю. Она еле дышала, и я понес ее к себе домой. Но по дороге к дому она умерла, не приходя в сознание. Это была просто абстрактная идея, идея как таковая, и раз она не идея чего-то, - то, значит, ничто. И что-то мне подсказало, что эту мертвую идею-ничто надо посадить в снег..
- Для чего еще?!
- Чтобы росла.. И я посадил это ничто в снег, и оно росло, уничтожая само себя, ибо ничто может расти только путем отрицания.
- Разве может ничто расти? Ведь расти - значит становиться больше самого себя. Но если ничто станет больше самого себя, оно перестанет быть ничто и станет бытием. Ты говоришь, что это твое ничто уничтожало себя и отрицало, - но тогда оно тоже перестало бы быть ничто. И еще: как это что-то росло, будучи посаженным в снег? Мне казалось, что просто в снегу, без корней, - ничто не растет?
- Опять ты со своей философией.. Ничто не просто отрицало и уничтожало себя - оно одновременно уничтожало и отрицало сами эти уничтожение и отрицание, - оно же ничто! А насчет снега, - так в этом и суть! Ничто растет там, где ничто не растет! Полное отрицание.
- И что дальше произошло с этим твоим растущим ничто?
- С ничто ничего не происходит, и оно вырастает, не вырастая.
- И?
- Ну, оно как бы выросло на снегу, и я понял, что эта идея, найденная в сугробе, это ничто, выросшее в снегу - оно и есть моя дочь.
- Что за нелепица!
- Но потом я осознал, что сам являюсь вымыслом этого ребенка..
- И все?
- Да, это вся история..
- Знаешь, медведь, это не странная история.. Клянусь сиянием снега в ясный полдень, - это история страшнее многих страшных историй!
- Да? Послушай-ка, енот, - если тебе не нравится моя история, расскажи свою!
- Ну, у меня и рассказывать особо не о чем..
- Не о чем? Так расскажи про ничто!
- Остроумно, нечего сказать.. Хорошо.. Я иногда увлекаюсь астрономией, как ты знаешь.. И вот, читаю одну книжку.. Про Марс.. И там много фотографий Марса.. Я их долго рассматривал, и все думал: откуда во мне ощущение такого родства с этими марсианскими пейзажами? Ведь я ни разу на Марсе не был.. А здесь чувство, что смотрю на фотографии собственного брата, которого до этого ни разу не видел, - но сразу узнал.. Наверно, Марс - это мое бессознательное, выплывшее на поверхность?
- Но Марс ведь реально существует! Как же он может быть твоим бессознательным?
- Да.. Но другая гипотеза кажется еще невероятнее.. Вот я слушал твою историю про плюшевого медведя и девочку, и про мертвую идея и ничто, - и она причудливо соединялась с моим ощущением от этих фото Марса. Будто эта девочка с Марса, но она не инопланетянка, мы в близком родстве, а потом, - что я вымысел Марса или этой "марсианки".. Или я придумал Марс когда-то ребенком, не зная даже, что это Марс, а он оказался именно таким в реальности.. Мертвая идея и ничто оказались полны бытия..
- Думаешь, твоя история менее страшная, чем моя? Или менее безумная?
- Так у меня ведь тоже еще не вся история. Просмотрел я фотографии Марса, а потом приметил на полке очень старую книгу, которую никогда раньше не читал. Открыл произвольно на какой-то странице, а там было написано, что если на белом холсте будут нарисованы белые квадраты, белые единороги, белые треугольники и прочее белое, то будет все равно, что именно, - они совпадут, потому что невидимы. Ты же знаешь, когда совпадают разные фигуры?
- Что-то не слышал про это ничего.
- Они совпадают либо тогда, когда имеют нулевые размеры, т.е. в точке, либо когда они бесконечны. И дальше было про то, что в совпадение в точке, - это как у душ.
- Иными словами..
- Как будто в одной точке много душ, - как в одном месте. И в тоже время одна душа, - раз границ между душами нет: и в тоже время ни одной души - раз для нее нет места. И про бесконечность - то же. Что утрачена разница между многим и одним. И что это похоже ангелов, которые мгновенно преодолевают любые различия между одним местом и другим. Но в этой книге было сказано, что совпадение разных белых фигур в белом - это не то же самое, что совпадение в точке или бесконечности. Это даже больше, чем совпадение как у невидимых ангелов, которые могут принимать любую форму и даже как бы иметь размеры, но все равно совпадать в одном месте, как могут совпадать разные души в одном теле.
- Как это - больше?
- Потому что в белом не просто стираются различия между разными фигурами, как в точке или бесконечности. Там стирается сама грань между совпадением и несовпадением. Ведь белые фигуры, имеющие конечные размеры, не совпадали бы на белом полотне, будь они не белыми. Но поскольку они белые, - несовпадающие в реальности, - они совпадают в реальности, ибо невидимы, будучи поглощены белым. Т.е. здесь совпадают сами совпадение и несовпадение. И еще я прочел в этом трактате, что в случае белого на белом, - любые надписи совпадают друг с другом, будучи различны, т.е. любой смысл совпадает с любым другим смыслом, и любая надпись совпадает с отсутствием надписи, т.е. бытие или нечто - совпадают с ничто. И последнее, что я там прочел: это то, что белое на белом, - это образ самого совершенного света, - поэтому, дескать, там все совпадает со всем..
- И на этом книга заканчивалась?
- Да.
- А кто автор?
- Там не было титульного листа.
- А заглавие?
- Его тоже не было.
- Ни начала, ни конца, в общем..
- Да.. Я потом подумал, что это видимо символично: в самом совершенном свете исчезают все начала и окончания.. Но последние страница, скорее всего, были оторваны.
- С чего ты взял?
- Потому что вместо последних страниц, на пустом листе было написано чьей-то рукой, что последние страницы оторваны ангелами.
- Ангелами?!
- Ну да. Я подумал еще, что это опять же символ - непостижимости совершенного света даже для ангелов.
- Ой, енот.. Уж на что моя история очень странная, но твоя.. Постой же! Я теперь почему-то подумал: когда ты на снегу оставил мне послание состоящее из одного слова "приходи", - это как будто мысль из книги?
- Какая мысль?
- Ну, про белое на белом.. Про надписи, которые совпадают. Ведь если бы надпись занесло снегом, то уже не было бы разницы между разными надписями и их отсутствием..
- Может быть.. надпись-то я нацарапал на снегу, но если б ее занесло.. т.е. вышло бы как послание от света? А знаешь, этот снег сейчас - единственный настоящий источник света в лесу, когда все время ночь, или, даже если не ночь, свет с неба какой-то ненастоящий..
- Да.. Я пойду, наверное.. после этих историй мне очень хочется спать.. очень.. ты уж прости..
- Мне тоже. Давай поспим, пока не наступит время, когда спать не должно..


Рецензии
Странные и философские истории. Очень интересно про бытие и ничто. И образы запоминаемые.

Алевтина Ремаркина   07.12.2023 08:37     Заявить о нарушении
Океюшки

Боб Жмуркин   07.12.2023 09:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.