Не перевелись ещё добры молодцы

Была промозглая, холодная ночь. Ноябрь. Савва ехал из Улан-Удэ в Усть-Ордынский на новой, еще не апробированной машине. Он купил её на авторынке буквально перед самой поездкой. Савва, по обыкновению, перед любой покупкой никогда мучительно долго не выбирал и не метался в поисках лучшего варианта. Не мучал себя извечным вопросом:

— А может это купить, а может то? Нет, нет надо еще посмотреть, может, найду лучше.… А почему так дорого, а у этого, почему цена такая низкая? Не-е-ет, здесь, что-то не так…

Не стало исключением и на этот раз приобретение очередного автомобиля – не нового, а бывшего в употреблении, но со сносными характеристиками и годом выпуска не старше 10-ти лет. По возможности, не испытавшей на себе ухабов и колдобин наших автомобильных дорог. Когда-то на закате постперестроечного периода, когда люди почувствовали на собственной шкуре холодное дыхание лихих 90-х годов, он надумал покупку первой в своей жизни машины. Тогда он был ещё сравнительно молодым, тридцати с небольшим лет от роду , а если точнее – 32.

Выбор в то время, в общем-то, был невелик. Иномарки  еще только, только начинали занимать на рынке свою нишу, поэтому кроме наших Жигулей, зарекомендовавших себя неплохо в советское время, и выбора-то особого не было. Только наши родные «Жигули», но зато, чуть ли не из-под конвейера. Один товарищ предложил ему купить старенькую иномарку, но Савелий горой стоял в то время за отечественного производителя. Одним из его аргументов в пользу родной Ladы был вопрос в новизне товара, на что его товарищ, выступая в защиту забугорных моделей, воскликнул:

— Старая иномарка во сто крат лучше наших Жигулей!

Молодой еще был Савелий, необстрелянный, поэтому искренне удивился тому, как старая, хоженая машина может быть лучше новой? Дело прошлое, впоследствии, когда он сам пересел на иномарку, мнение его кардинально изменилось, а тогда на дворе стоял 1993-й год. У Саввы, как было сказано выше, не было большого выбора, и он бредил моделями 5-й версии ВАЗ, прозываемой в народе «пятерка». Нет, он, конечно, в большей степени мечтал о «семерке», но она в то время среди своих собратьев почиталась несколько выше, престижнее и достать её без определенных связей было не так-то просто.

Это же советский «мерс», как сказал один из его старых приятелей.

Больших связей у Савелия не было, поэтому вопрос о «семерке» он закрыл раз и навсегда. Но так, как кузов у них, что у «пятерки», что у «семерки», по мнению Саввы, был одинаково элегантным, то он остановил свой выбор на модели ВАЗ 2153.
Не обошлось, как впрочем, в любом деле, без ложки меда – перед самой покупкой, дядя стал уговаривать его купить «шестерку», мотивируя тем, что у той кузов лучше и крепче в разы.

Молодой был Савва, не понимал еще, что значит хороший, или плохой кузов. Не послушался он умного человека, и все сделал по-своему. Но, чтобы не обидеть старшего человека, согласился взять с собой на сделку, в качестве эксперта, его друга. Пришли они в назначенное время к указанному в адресе месту торга автомобилями. Савва сразу пошел по кабинетам оформлять сделку.
Здесь его подвели к человеку, который непосредственно занимался продажами, что-то наподобие отдела продаж в единственном числе.
Тот, приняв у Саввы солидную пачку банкнот, написал на клочке бумаги, буквально, следующее:

— Толян, отпусти «этому» 53 модель.

Человек только, что «отсчитал» свои кровные миллионы в кассу их торгового предприятия, а взамен удостоился пренебрежительного к себе отношения «этот».  « Чему же учила вас, новоявленных буржуинов, семья и школа»? – задвинув подальше этот риторический вопрос, Савва с жалким огрызком бумаги пошел искать Толяна вдоль, ослепительно сверкающей свежими лакокрасочными материалами, шеренги новехоньких машин.
Долго искать не пришлось, Толян сам, увидев их, издали, подался к ним навстречу.
Приняв из рук Саввы бумажку с кодовым словом «Сим-Сим откройся, Сим-Сим отдайся!» не стал обмениваться любезностями, а был предельно краток, указав на стройные ряды вазовских красавиц пятой модели, со словами:

— Выбирайте!

Перед этим, решающим моментом, Савва попросил своего многоопытного товарища взять ответственность за внутренние узлы автомобиля: такие, как силовой агрегат, трансмиссия… А сам же он озадачил себя осмотром внешнего состояния кузова. На том и порешили.
Казалось бы – первая в жизни машина, такое грандиозное событие, но Савва без лишних сантиментов через минуту, другую уже выбрал понравившийся ему агрегат о четырех колесах. Только после того, как выехал на собственном авто за ворота торгового предприятия подумал:

— Странно, столько лет мечтал о машине, и так все прошло обыденно, буднично – пошел и купил, словно буханку хлеба. Где же эйфория, где щенячий восторг?! Нет, но я почему-то спокоен, как Штирлиц на допросе у Мюллера, – невольно закрадывалась к нему такая мысль. Не далече, как вчера ему присоветовали взять с собой 4 бутылки водки и обрызгать каждое колесо из индивидуальной, на тот случай, бутылки.

Что он с успехом и проделал, не успев выехать за ворота предприятия, правда, пить не стал. Теперь он причислял себя к великой касте бывалых водителей, правда, с нулевым опытом вождения. Но это дело наживное, аппетит приходит во время еды – будем живы, дай Бог и опыт появится.

— А пока, будьте любезны, относиться к новому члену семьи уважительно и всенепременно обращаться к нему по имени, – подумав так, Савва тронул вперед по знакомым улицам города, и таким же не знакомым, когда очутился по ту сторону барьера – за рулем.

И на этот раз, перед поездкой в Иркутск, Савелий без лишних оханий и аханий, без лишних треволнений подошел на авторынке к искомой модели тойотовской Corony и с ходу начал вести переговоры с продавцом. Продавец тоже оказался парнем сговорчивым и душой нараспашку. Договорившись о цене, они быстро оформили сделку. Савва сел за руль только что купленной машины и взял курс в сторону Иркутска.

— Дорога дальняя, торопиться особо некуда, будет время приглядеться к новенькой машине, – с такими мыслями, он плавно выруливал по улицам населенного пункта.

Миновав пост ГАИ на окраине города, он пустил свой аппарат во всю прыть. Первые километры, пройденные на пока еще малознакомой машине, оставили неплохое впечатление. Машина вела себя весьма достойно, хорошо слушалась руля, плавно без крена входила в повороты. Довольно быстро набирала обороты и легко, без надрыва брала крутые подъемы.

Так незаметно для себя, с думами о вечных ценностях, Савва миновал самый опасный участок дороги «Култук» и не более  чем через час очутился в Иркутске.
Здесь он не стал заезжать в центр города, а обошел его стороной. Машина все больше и больше начинала ему нравиться. Тем не менее Савва все еще прислушивался к мерному рокоту двигателя, уделял повышенное внимание к работе подвески, тормозной системы…

В общем и целом, он всё ещё оставался довольным работой аппарата. Выехав за черту городу и очутившись на своей, до боли родной, трассе, он изо всех сил «пришпорил» своего железного коня. И тут вышла первая осечка – закончился бензин, хотя указатель уровня топлива показывал остаток, которого с лихвой должно было бы хватить до самого дома. Печально, но факт…. Надо было бы, конечно, долить заранее на выезде из города, но уж больно ему не хотелось выходить из теплого чрева разгоряченного авто на холодный и пронизывающий ветер. Тем более, приборы показывали «абсолютный штиль».

Как часто бывает в жизни – не захотел выйти на заправке и потратить на это от силы минут 15, а пришлось в течение часа голосовать на дороге при шквальном, ноябрьском ветре. Никто, из его собратьев-водителей, не хотел останавливаться. Все пролетали мимо на бешеной скорости, даже не пытаясь хотя бы слегка притормозить при виде одиноко стоящей фигуры на обочине дороги, с поднятой к верху рукой.

Как бы ни было досадно, как бы ни было холодно, на ум приходила лишь констатация факта – бензин ниоткуда сам по себе не возьмется, и Савве ничего не оставалось, как «голосовать», молча призывая о помощи. По истечении одного часа, пролетели мимо него на предельных скоростях еще несколько машин с мощными, турбированными двигателями с ослепительно ярким светом фар, оставляя за собой клубы снежного наноса.

Не успел Савва, после пронесшейся мимо него очередной машины, промокнуть рукавом выступившие от холода слезы, как подле него притормозила старенькая, латаная, перелатанная «Волга» 24 модели с прицепом полным всякого железного хлама.
Без лишних слов, мужчина средних лет, что сидел за рулем той «старушки», повернул «оглобли» своей старушенции в обратную сторону к АЗС. Подъехав к заправке он же снабдил Савву канистрой, так как у того ничего подобного в багажнике не оказалось.

Заправив свою машину из чужой канистры он поблагодарил того хорошего человека, однако, имени спросить не с догадался, о чем жалеет до сих пор.
Перекинувшись с ним парой слов на прощание, Савва сел за руль и тронул вперед, на малых оборотах. Пару километров он ехал «не шибко», чтобы «шибко» не отрываться от своего спасителя. Но тот уж больно обстоятельно и не торопно отмахивал оставшиеся километры до дома.

Потеряв всякое терпение, Савва дал по газам и за считанные минуты долетел до дома, оставив хорошего человека далеко позади себя. Долго они ещё в тот поздний вечер сидели с дедом на кухне за рюмкой чая. Уже в который раз Савва вновь и вновь начинал повествование о том удивительном человеке. И в который раз за вечер сокрушался о том, что не спросил у самого «человечного человека» ни имени и ни адреса проживания.

Наверное, у него, в момент расставания, мозги застыли на холодном ветру и он еще не до конца осознавал поступок того человека.
Проснувшись рано утром, Савва первым делом вспомнил о своем спасителе и начал наводить о нем справки. К сожалению, никто из его ближнего окружения, даже приблизительно не мог припомнить человека в поселке со старенькой Волгой, с гремящим на всю округу, железным прицепом с кучей рабочего оборудования и инвентаря.


P.S.


Человек поступил правильно, не оставив в беде собрата с неисправной техникой посреди ночи. Еще совсем недавно, относительно к тому времени (2006 год), люди были другими. Многие старые водители поступили бы так же. Ничего героического в том рядовом случае они бы не усмотрели.

Но на фоне тех заносчивых мальчиков и девочек, пролетавших мимо бедствующего товарища, поступок того Человека выглядел по-настоящему гуманным и человечным. И, если он вдруг, каким-то чудом увидит эту заметку, я передаю ему огромное СПАСИБО. Пусть его старенькая Волга и выглядит не очень респектабельно, но зато она ДОБРАЯ внутри. Счастья тебе, хороший Человек.


Рецензии