На дальних рубежах
Служба морского офицера Императорского флота Клюсса Александра Ивановича проходила на Сибирской флотилии, которую он считал своим выбором. Революция застала его в Белом море. Он командовал ледокольным транспортом «Таймыр» во время Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. После возвращения корабля в Архангельск Александр Иванович прибыл во Владивосток, где не был три года.
За его отсутствие на Дальнем Востоке сложилась непростая ситуация: образовалась Дальневосточная республика, японцы готовились захватить эти территории, проводя хитрую игру, чтобы сделать это с помощью анти-революционно настроенных группировок. Русский Дальний Восток и его моря остро нуждались в защите.
Клюсс посчитал своим долгом не остаться в стороне и, как бывший командир «Таймыра», решил послужить родине. Изъявив желание остаться на флоте, он обратился в штаб Сибирской флотилии. Вскоре вышли постановления о переходе бывшей разъездной яхты «Адмирал Завойко» в состав народно – революционного флота и приказ о назначении Александра Ивановича командиром этого корабля.
Для передачи «Адмирала Завойко» новому командиру прибыла группа офицеров во главе с начальником штаба Сибирской флотилии С. Тыртовым.
«Поздравляю, Александр Иванович! Принимайте бывшую разъездную яхту, выполнявшую сугубо гражданские поручения, но носящую боевое имя адмирала Завойко, оборонявшего в 1854 году Петропавловск – Камчатский от нападения англо – французской эскадры, - обратился он к А. Клюссу, - предложите всем желающим остаться на корабле подписать заявления о добровольной службе в народно – революционном флоте. Если будет необходимость подберите экипаж сами. Впереди Вас ждут важные задачи. Желаю успеха.»
Александр Иванович уже знал о вверенном ему корабле: паровая яхта с торчащим впереди бушпритом и срезанной кормой, двумя высокими наклонными мачтами. Построенная за границей, она имела хорошие мореходные качества и при больших запасах угля, воды и провизии могла преодолеть приличное расстояние. Понравились командиру просторные помещения, не зря яхта предназначалась для камчатского губернатора и его администрации, но, пожалуй, самым важным являлось наличие на ней мощной радиостанции. Вот только совсем не было вооружения. Однако, со временем появились и пушка Гочкиса, и ящики со снарядами.
Для «Адмирала Завойко» начиналась боевая служба. Корабль отправлялся на Камчатку с продовольствием и оружием для партизан, воевавших против японцев, хотя прикрытием был сбор пушнины на побережьях Берингова и Охотского морей.
После контрреволюционного переворота во Владивостоке «Адмирал Завойко» был вынужден отправиться в Шанхай, где в то время на стоянке находилось несколько пароходов русского Добровольного флота. Там экипаж судна неоднократно предотвращал его захват, одновременно охраняя советские пароходы.
Конец октября 1922 года ознаменовался освобождением Владивостока, и «Адмирал Завойко» вернулся на родину. В 1923 году корабль получил новое название «Красный Вымпел», став первенцем Морских сил Дальнего Востока. Его зачислили в класс сторожевых кораблей и вооружили. На нём был поднят советский военно – морской флаг.
«Красный Вымпел» охранял морскую границу, занимался исследовательской деятельностью, оборудовал посадочные пункты на островах Беринга и Атту для дальних авиационных перелётов. Во время войны прокладывал подводные кабели, обеспечивал стоянки подводных лодок в отдалённых районах, занимался поиском вражеских мин.
В БОЕВОМ СТРОЮ КОРАБЛЬ ПРОВЁЛ ДОЛГИХ 37 ЛЕТ.
Его первый командир – Александр Иванович Клюсс позднее командовал кораблями «Воровский» и «Комсомолец». Будучи капитаном 1 ранга, погиб, как настоящий моряк, оставаясь до конца верным своему командирскому долгу.
Ветеран флота – «Красный Вымпел» стал плавучим музеем - «Тихоокеанской Авророй», исторической достопримечательностью Владивостока.
Примечание: О А. И. Клюссе автор не нашёл обширной информации, за исключением исторического романа «Верность», написанного штурманом «Адмирала Завойко» А. Романовским, не упоминается Александр Иванович и в источниках о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. С большим трудом удалось отыскать одну фотографию Клюсса, но плохого качества.
6 декабря 2023 г. Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №223120700965