На дальних рубежах

                НА   ДАЛЬНИХ   РУБЕЖАХ

Служба  морского  офицера  Императорского  флота  Клюсса  Александра  Ивановича  проходила  на  Сибирской  флотилии, которую  он  считал  своим  выбором. Революция  застала  его  в  Белом  море. Он  командовал  ледокольным  транспортом  «Таймыр»  во  время  Гидрографической  экспедиции  Северного  Ледовитого  океана. После  возвращения  корабля  в  Архангельск  Александр  Иванович  прибыл  во  Владивосток, где  не  был  три  года.
За  его  отсутствие  на  Дальнем  Востоке  сложилась  непростая  ситуация: образовалась  Дальневосточная  республика, японцы  готовились  захватить  эти  территории, проводя  хитрую  игру, чтобы  сделать  это  с  помощью  анти-революционно  настроенных  группировок. Русский  Дальний  Восток  и  его  моря  остро  нуждались  в  защите.
Клюсс  посчитал  своим  долгом  не  остаться  в  стороне  и, как  бывший  командир  «Таймыра», решил  послужить  родине. Изъявив  желание  остаться  на  флоте, он  обратился  в  штаб  Сибирской  флотилии. Вскоре  вышли  постановления  о  переходе  бывшей  разъездной  яхты  «Адмирал  Завойко»  в  состав  народно – революционного  флота  и  приказ  о  назначении  Александра  Ивановича  командиром  этого  корабля.

Для  передачи  «Адмирала  Завойко»  новому  командиру  прибыла  группа  офицеров  во  главе  с  начальником  штаба  Сибирской  флотилии  С. Тыртовым.

«Поздравляю, Александр  Иванович! Принимайте  бывшую  разъездную  яхту, выполнявшую  сугубо  гражданские  поручения, но  носящую  боевое  имя  адмирала  Завойко, оборонявшего  в  1854  году  Петропавловск – Камчатский  от  нападения  англо – французской  эскадры, - обратился  он  к  А. Клюссу, - предложите  всем  желающим  остаться  на  корабле  подписать  заявления  о  добровольной  службе  в  народно – революционном  флоте. Если  будет  необходимость  подберите  экипаж  сами. Впереди  Вас  ждут  важные  задачи. Желаю  успеха.»

Александр  Иванович  уже  знал  о  вверенном  ему  корабле: паровая  яхта  с  торчащим  впереди  бушпритом  и  срезанной  кормой, двумя  высокими  наклонными  мачтами. Построенная  за  границей, она  имела  хорошие  мореходные  качества  и  при  больших  запасах  угля, воды  и  провизии  могла  преодолеть  приличное  расстояние. Понравились  командиру  просторные  помещения, не  зря  яхта  предназначалась  для  камчатского  губернатора  и  его  администрации, но, пожалуй, самым  важным  являлось  наличие  на  ней  мощной  радиостанции. Вот  только  совсем  не  было  вооружения. Однако, со  временем  появились  и  пушка  Гочкиса, и  ящики  со  снарядами.

Для  «Адмирала  Завойко»  начиналась  боевая  служба. Корабль  отправлялся  на  Камчатку  с  продовольствием  и  оружием  для  партизан, воевавших  против  японцев, хотя  прикрытием  был  сбор  пушнины  на  побережьях  Берингова  и  Охотского  морей.
После  контрреволюционного  переворота  во  Владивостоке  «Адмирал  Завойко»  был  вынужден  отправиться  в  Шанхай, где  в  то  время  на  стоянке  находилось  несколько  пароходов  русского  Добровольного  флота. Там  экипаж  судна  неоднократно  предотвращал  его  захват, одновременно  охраняя  советские  пароходы.
Конец  октября  1922  года  ознаменовался  освобождением  Владивостока, и  «Адмирал  Завойко»  вернулся  на  родину. В  1923  году  корабль  получил  новое  название  «Красный  Вымпел», став  первенцем  Морских  сил  Дальнего  Востока. Его  зачислили  в  класс  сторожевых  кораблей  и  вооружили. На  нём  был  поднят  советский  военно – морской  флаг.

«Красный  Вымпел»  охранял  морскую  границу, занимался  исследовательской  деятельностью, оборудовал  посадочные  пункты  на  островах  Беринга  и  Атту  для  дальних  авиационных  перелётов. Во  время  войны  прокладывал  подводные  кабели, обеспечивал  стоянки  подводных  лодок  в  отдалённых  районах, занимался  поиском  вражеских  мин.
В  БОЕВОМ  СТРОЮ  КОРАБЛЬ  ПРОВЁЛ  ДОЛГИХ  37  ЛЕТ.
Его  первый  командир – Александр  Иванович  Клюсс  позднее  командовал  кораблями  «Воровский»  и  «Комсомолец». Будучи  капитаном  1  ранга, погиб, как  настоящий  моряк, оставаясь  до  конца  верным  своему  командирскому  долгу.
Ветеран  флота – «Красный  Вымпел»  стал  плавучим  музеем  - «Тихоокеанской  Авророй», исторической  достопримечательностью  Владивостока.

Примечание: О  А. И. Клюссе  автор  не нашёл  обширной  информации, за  исключением  исторического романа  «Верность», написанного  штурманом  «Адмирала  Завойко»  А. Романовским, не  упоминается  Александр  Иванович  и  в  источниках  о  Гидрографической  экспедиции  Северного  Ледовитого  океана. С  большим  трудом  удалось  отыскать  одну  фотографию  Клюсса, но  плохого  качества.

6  декабря  2023  г.                Вячеслав  Прытков


Рецензии