Хлеб, зрелища и народ

   Как известно, знакомый ныне многим фразеологизм, или крылатое выражение «Хлеба и зрелищ!» возникло почти 2000 лет назад, в I–II веках н.э., с подачи и легкой руки древнеримского поэта-сатирика Ювенала. На латыни оно звучит как «Panem et circenses!» В дословном переводе означает: «Хлеба и цирковых представлений». Ювенал в своей десятой сатире с горечью писал о низких запросах некогда великого римского народа, который впоследствии мечтал лишь о двух вещах - о хлебе и зрелищах… Не правда ли, грустная и для нас истина.

    По сообщениям и утверждению исследователей и историков, в Древнем Риме практиковались бесплатные раздачи зерна гражданам, политики покупали популярность в народе, проводя за свой счет цирковые игры: гладиаторские бои и прочие зрелищные мероприятия.
 
   Так, пожизненный древнеримский диктатор Юлий Цезарь, начав делать политическую карьеру, оплачивал раздачи хлеба, устраивал гладиаторские бои и грандиозные празднества, благодаря чему ему удалось завоевать любовь черни, и он сумел избраться «великим понтификом», главным римским жрецом.
 
    Однажды Юлий Цезарь организовал ошеломляющее зрелище, длившееся столько дней, сколько у него было побед. По свидетельству историка Светония, «Цезарь восшествовал на Капитолий в сопровождении 40 слонов, увешанных по бокам горящими лампами. На праздновании впереди триумфальной процессии несли полотнище с надписью: «Veni, vidi, vici» - «Пришел, увидел, победил».
 
    К ноге каждого из его легионеров-ветеранов он бросил 24 тысячи сестерциев (1 сестерций - 5 нынешних фунтов стерлингов). Каждый из них как подарок получил во владение участок земли… Всем гражданам мужского пола преподнесли два модия пшеничного зерна и два фунта оливкового масла, триста сестерциев (это было его давнее обещание) и сверх того по сотне сестерциев в качестве компенсации за то, что данное обещание долго не выполнялось… А, когда он решил, что всего этого недостаточно, через 5 дней все повторилось. На свои средства он организовал гладиаторские бои и театральные постановки во всех районах города, где актеры играли, кстати, на других, кроме латыни, языках; а также соревнования атлетов, морские бои, цирковые представления... Пять дней развлекали народ кровавые схватки диких зверей. Под занавес сошлись друг с другом в бою пять сотен солдат, выстроенных в шеренги, двадцать слонов и триста воинов, закованных в латы…».

   Таким образом, устоявшийся фразеологизм «хлеба и зрелищ», являясь своеобразным упреком древнеримского поэта невзыскательному народу, думающему лишь о еде и развлечениях, а также подкупающим подачками население политикам, стало крылатым еще в античные времена. Сохранилось оно и не потеряло своего значения и сегодня. В русском языке фразеологизм звучит как «Народ требует хлеба и зрелищ».

    Получил он свое отражение в более поздней и современной литературе. Так, в очерке «Сила событий» (1870) М.Е.Салтыков-Щедрин утверждал: «Издали нам сдается, что невежественная и обнищавшая толпа занимается только равнодушием, а она между тем требует хлеба и зрелищ».

    Спустя многие десятилетия, Н.К.Рерих, известный как русский художник, археолог и писатель, автор около 30 книг, путешественник и общественный деятель, размышляя о культуре, в своих литературных очерках «Листы дневника» (1931-1935) с сожалением заявит: «По-прежнему толпа требует: «хлеба и зрелищ!»

    В конце 60-х годов 20-го столетия автор романа-антиутопии «Час быка» И.А. Ефремов скажет: «Потакая самым низменным инстинктам, правители Рима превратили своих граждан в невежественную садистскую толпу, ненасытную в требовании «хлеба и зрелищ», а фантасты братья Стругацкие в обличительной повести «Гадкие лебеди» напишут: «Самое страшное в том, что вся эта серая человеческая масса в наши дни остаётся той же, какой была всегда. Она постоянно жаждет и требует богов, вождей и порядка, и каждый раз, когда она получает богов, вождей и порядок, делается недовольной, потому что на самом деле ни черта ей не надо, ни богов, ни порядка, а надо ей хаоса, анархии, хлеба и зрелищ».

   Однако почему всё же по-прежнему актуален упомянутый известный фразеологизм? Тут самое время обратиться к тому, что сказал о современном звучании выражения «хлеба и зрелищ» наш соотечественник Виктор Пелевин в своем романе «Бэтман Аполло» (2013), подвергнутом критике многими знатоками и ценителями литературы за отсутствие в нем сюжета и слабую художественность. Но как бы то ни было, в одной из его цитат абсолютно точно дается своеобразная характеристика нашему креативному классу:

« – Креативный класс – это вообще кто?
– Это которые качают в торрентах и гадят в комментах.
– А что еще они делают?
– Еще апдейтят (обновляют) твиттер.
– А живут на что?
– Как все. На нефтяную ренту. Что-то ведь дотекает.
– Они и в Америке сейчас поднялись. Типа римский народ. Требуют велфера и контента, как раньше хлеба и зрелищ. У них вся демократия теперь вокруг этого».

  По сути, требование велфера и контента – это требование выплаты социальных пособий и получения информации с любого носителя, бумажного, электронного или интернет-ресурса.

    На вопрос об управляемости современного общества с помощью хлеба и зрелищ в одном своем интервью историк и психолог Виталий Болдузев ответил, что по сути «функции остались прежними: накормить и отвлечь, чтобы легче было манипулировать массами,;— изменился лишь формат «хлеба и зрелищ».

   Функции манипулирования и отвлечения всегда шли и идут рядом по сей день. Взять, к примеру, кинематограф, телевидение, печатные СМИ или Интернет. Еще В.И.Ленин говорил: «Из всех искусств важнейшим для нас является кино». Если бы он попытался что-то подобное изречь в настоящее время, то важнейшим назвал бы Интернет. Ведь в современном мире это идеальный инструмент для манипулирования и площадка для любых зрелищ. Сегодня разные группы, культурные сообщества создают свои сайты, телеканалы, печатные СМИ, проводят воспитательные, культурные и другие мероприятия.
 
   Как отмечалось выше, древние правители тратили огромные суммы денег на завоевание любви и авторитета у простого народа, оплачивая различные увеселения и зрелища типа гладиаторских боев.

    Заигрывание с плебсом, народом, было выгодно не только государству, но и просто состоятельным людям, какими бы расчетами, социальными или политическими, они ни руководствовались.

     Всё это и поныне остается неизменным. Для того, чтобы прийти и удержаться во власти, нельзя забывать о формуле «хлеба и зрелищ». Президент или будущий правитель любой страны накануне выборной кампании обнадеживает граждан посулами улучшения их материального состояния, укрепления экономической мощи и авторитета своей страны.

    Как известно, многое обещал в своей предвыборной программе экс-президент США Дональд Трамп. Однако, по сведениям, не всё было выполнено им и его командой. Например, не выполнено полностью, а лишь частично одно из главных обещаний Трампа освободить от подоходного налога тех, чей доход ниже $29 тысяч, для остальных понизить его с 39% до 33%. Не нашла поддержки и медицинская реформа. В СМИ президента обвинили в саботаже социальных программ. Не удалось его команде победить терроризм. И так далее, и тому подобное.

     Большинство аналитиков считают, что немаловажную роль в поддержании авторитета правителя, помимо личностных достоинств и положительных качеств, главными из которых являются любовь и готовность служить Отечеству и своему народу, играет и его имидж. Так, например, имидж Путина, который поддерживают СМИ, подразумевает, что он спортивный, энергичный и ведет здоровый образ жизни.  Его хобби -  дзюдо, самбо и горные лыжи. Что касается одежды политика, то это не всегда деловой костюм. Она должна соответствовать разным ситуациям. Президента можно увидеть не только в строгих костюмах, но и в простом пуховике, в спортивной форме, если он находится на спортивном мероприятии, в джемпере, если проводит время в семейном кругу, а не на официальной встрече. Как говорится, все мы человеки и ничто человеческое нам не чуждо.

    Но, самое важное, сегодня президенту, правителю страны, кроме положительного имиджа, необходимы управленческие способности, политическая мудрость, гибкость, умение вести за собой людей, чтобы обеспечить и удовлетворить потребности всех граждан, не забывая при этом об их духовном, интеллектуальном и всестороннем развитии, укреплении и росте вверенного ему государства и общества.


Рецензии