М. В. Марков основоположник научной школы. Ч. 5

ПРОФЕССОР МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ МАРКОВ – ОСНОВОПОЛОЖНИК КАЗАНСКОЙ ГЕОБОТАНИЧЕСКОЙ  НАУЧНОЙ ШКОЛЫ. ЧАСТЬ 5

К БИОГРАФИИ ПРОФЕССОРА БОТАНИКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА МАРКОВА
К БИОГРАФИИ БОТАНИКА КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ВАЛЕНТИНЫ НИКОЛАЕВНЫ АФАНАСЬЕВОЙ
К БИОГРАФИИ ПРОФЕССОРА БОТАНИКИ ИЗ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТАТЬЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ТЕРЕХИНОЙ

9. АФАНАСЬЕВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

9.1. СВЕДЕНИЯ О КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Тема: Влияние лесной подстилки на развитие травостоя в разных типах леса
Диссертация: Казань, 1971 г. 236 с. Автореферат: Казань, 1971 г. 23 с.
Место защиты: Казанский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина.
Дата защиты: 1971 г.
Научный руководитель: Заслуженный деятель науки Татарской АССР доктор биологических наук профессор М. В. Марков.

9.2. УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина (кафедра геоботаники, кафедра ботаники).
Казанский Ветеринарный институт.

9.3. ВЫСШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ В КАРЬЕРНОМ РОСТЕ
Кандидат биологических наук, доцент.

9.4. ШТРИХИ К СЛОВЕСНОМУ ПОРТРЕТУ

На групповых фото эта женщина выглядит элегантной. Её причёска такая же, как позже стала носить Татьяна Николаевна Добрецова. Из-за этого я путала их на фото. Мне не удалось найти о ней никакие дополнительные сведения и пока никто не поделился со мной воспоминаниями о ней.

9.5. НЕКОТОРЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:

Афанасьева В. Н. Динамика Развития травянистого покрова в разных типах леса под влиянием опада // Материалы по динамике растительного покрова: доклады межвузовской конференции (Владимир, 1968 г.). Владимир: Владимирский педагогический институт, 1968.
Афанасьева В. Н. Влияние опада древесных пород на развитие некоторых травянистых растений // Труды Волжко-Камского государственного заповедника. Казань: Казанский университет, 1972. Вып. 2. С. 80–91.
Афанасьева В. Н. Лесная подстилка и её влияние на развитие и распределение травянистых растений в разных типах леса // Труды Волжско-Камского заповедника. Казань: Татарское книжное издательство, 1977. Вып. 3. С. 92–103.

10. ТЕРЕХИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

10.1. СВЕДЕНИЯ О КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Тема: Влияние чистых и занятых паров на состав и структуру агрофитоценозов озимой ржи.
Диссертация: Казань, 1974 г. 201 с. Автореферат: Казань, 1974 г. 23 с.
Место защиты: Казанский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина.
Дата защиты: январь 1975 г.
Научный руководитель: Заслуженный деятель науки Татарской АССР, доктор биологических наук, профессор М. В. Марков.

10.2. СВЕДЕНИЯ О ДОКТОРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Тема: Антропогенные фитосистемы юга Западной Сибири.
Специальность: ботаника.
Диссертация: Барнаул, 2000 г. 340 с. Автореферат: Новосибирск, 2000 г. 32 с.
Место защиты: Центральный сибирский ботанический сад Сибирского отделения Российской академии наук.
Дата защиты: 26 декабря 2000 г.
Официальные оппоненты: доктора биологических наук профессора Вячеслав Петрович Седельников и Евгений Леонидович Любарский, доктор биологических наук старший научный сотрудник Галина Кимовна Зверева.
Ведущая организация: Томский государственный университет.

10.3. УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Казанский государственный университет ордена Трудового Красного Знамени им. В. И. Ульянова-Ленина (кафедра ботаники), г. Казань; Алтайский государственный университет (АлтГУ) (кафедра зоологии и ботаники, кс 1994 г. кафедра ботаники), г. Барнаул.

10.4. ВЫСШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ В КАРЬЕРНОМ РОСТЕ

Доктор биологических наук, профессор, Почётный профессор Алтайского государственного университета (с 2010 г.), основоположник научного направления "Агрофитоценология в Алтайском регионе", основатель Ботанического научного центра в Алтайском крае. За значительные заслуги в развитии науки, подготовке научных и педагогических кадров была награждена Почётной грамотой от Администрации Алтайского края. Награждена почётным званием «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2003 г.). Лауреат премии Алтайского края в области науки и техники (2019 г.). Несколько раз была избрана на пост Председателя Совета почётных профессоров АлтГУ. Лауреат премии им. В.А. Верещагина «За научные разработки, активную научно-педагогическую деятельность в области охраны окружающей среды» (2021 г.).

10.5. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

5 ноября 1948 г. родилась в г. Казань.

1966 г. г окончила обучение в школе № 131 г. Казань.

1966-1971 гг. проходила обучение на биолого-почвенном факультете в КГУ (сначала на заочном, потом на дневном отделении). Специализировалась на кафедре ботаники.

КОММЕНТАРИИ. Из переписки Светлана Федорова - Татьяна Терехина (пятница, 8 декабря 2023,20:44 +07:00): "Добрый вечер Светочка! На самом деле было так. в 1966 году я сдавала экзамены вступительные на биолого-почвенный факультет, однако из трёх предметов (математика, химия, физика это с оценкой) и русский просто зачёт. Физику я сдала на 4, остальные 2 - на пятерки и мне не хватило 1 балла. Проходной был 15. С этими баллами мне предложили поступать на заочное. И туда мне не хватило балла. Выдали  бумажку — кандидат на заочное обучение. Она у меня сохранилась. И я начала заниматься. Первую сессию я сдала на отлично и мне разрешили ходить на занятия с дневниками. Зачисляли только весной. Вторую сессию я тоже сдала отлично и меня сразу зачислили на 2 курс дневного отделения в 161 группу... Спасибо моя дорогая. Я сейчас тоже занимаюсь историей  ботанических исследований за период с 20-х годов до 90-х прошлого века. Книга готовится «Исследователи Алтая». Занимается этим наша краевая библиотека. Это будет библиографический справочник. Первый том уже вышел.

1975 г. По результатам защиты диссертации присуждена учёная степень кандидат биологических наук по специальности ботаника. В феврале зачислена в штат КГУ на должность младший научный сотрудник кафедры ботаники для выполнения научно-исследовательских работ по хозяйственному договору. В сентябре переехала в г. Барнаул. Зачислена в штат Алтайского государственного университета на должность ассистент по кафедре общей биологии факультета естественных наук (впоследствии прошла повышение по должностной лестнице: доцент, профессор, заведующая кафедрой ботаники).

2000 г. подготовила диссертацию на соискание учёной степени доктор биологических наук по специальности ботаника «Антропогенные фитосистемы юга Западной Сибири». Успешно защитила диссертацию в диссертационном совете при Центральном Сибирском Ботаническом саде в г. Новосибирске. Стояла у истоков создания Южно-сибирского ботанического сада на базе АлтГУ.

10.6. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ БОТАНИЧЕСКОГО САДА

"Южно-Сибирский ботанический сад (ЮСБС), был открыт приказом министра высшего, общего и среднего специального образования РСФСР в декабре 1979 г., как самостоятельное структурное подразделение Алтайского государственного университета (АлтГУ). Идея создания принадлежит старшему научному сотруднику института садоводства Сибири – Ирине Викторовне Верещагиной. Долгое время она являлась куратором ботанического сада, вложила много труда и сил в создание коллекций открытого грунта. В то же время Ирина Викторовна разработала план систематикума. У истоков создания ботанического сада также стояли: Т. А. Терехина, А. М. Малолетко, Л. В. Крывшенко".

10.7. О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕлЬНОСТИ

"Сотрудничество Т. А. Терехиной с Региональным Центром переподготовки и повышения квалификации преподавателей началось в 2006 г., когда ЦППКП вошёл в число базовых вузов страны по реализации дополнительных профессиональных образовательных программ для ППС вузов России. Ею для данной целевой аудитории была разработана и осуществлена программа повышения квалификации «Современные проблемы ботаники», в содержании которой были продемонстрированы результаты многолетней научной деятельности кафедры ботаники АлтГУ, и показаны возможные пути включения такого рода материалов в структуру вузовского обучения. Программа получила высокую оценку со стороны слушателей, представляющих высшие учебные заведения различных регионов страны.

Значима роль Т. А. Терехиной в организации повышения квалификации школьных учителей края, осуществляющих преподавание биологии. Подготовленные ею для программы и включённые в содержание учебно-методические материалы по ботанике вызвали живой отклик у педагогов, которые отметили их большую практическую значимость для преподавателя биологии в школе. Она разработала и реализовала вместе со своими коллегами модуль, представляющий собой дисциплину «Ботаника», в рамках программы профессиональной переподготовки «Школьное биологическое образование в условиях модернизации» для лиц, желающих овладеть новым видом профессиональной деятельности, связанным с преподаванием биологии в современной школе."

10.8. О НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ

"АлтГУ и Ботанический институт им. В. Л. Комарова РАН создают уникальную базу данных биоразнообразия флоры". "Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина профессор АлтГУ А. И. Шмаков включён в состав межведомственной комиссии по генетическим ресурсам. Комиссия призвана принимать соучастие в решении вопросов формирования и пополнения национального каталога особо ценных образцов генетических ресурсов растений, а также обеспечение гарантированного долгосрочного сохранения, поддержания и воспроизводства образцов, внесённых в национальный каталог. Внимание учёные комиссии будут обращать на разработку методик сбора, хранения, комплексной оценки и использования образцов генетических ресурсов растений, в том числе с применением современных методов научных исследований, передовых идей и перспективных технологий.

Коллектив под руководством А. И. Шмакова с 2021 г. принимает участие в проекте «Гербарные фонды биологического разнообразия растений и грибов Коллекционного фонда Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН: модернизация, развитие и сетевое взаимодействие как основа фундаментальных исследований и совершенствования генетических технологий» в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 гг. Ботанический институт им. В. Л. Комарова РАН является партнёром консорциума Алтайского государственного университета «Изучение и сохранение биоразнообразия и генетических ресурсов Северной и Центральной Азии» в рамках заявки Программы «Приоритет – 2030».

10.9. ШТРИХИ К СЛОВЕСНОМУ ПОРТРЕТУ

"В Казанском госуниверситете экспедиционные поездки с ознакомительной и учебной целью были своеобразной традицией. 7 человек – в таком численном составе – мы выехали в Карелию и Мурманскую область (Казанцева Аида Семёновна, Зарубин Сергей Ильич, Терёхина Татьяна, Соболева Татьяна, Хайруллина Галя, я (Туганаев Виктор) и Лидия Александровна (моя супруга). В Казани вокзал был забит пассажирами, очереди у касс начинали формироваться в 5 часов утра, а билеты начинали отпускать в 8. Но при входе в кассовый зал порядок обычно нарушался, начинались давка и суматоха, и этим можно было воспользоваться, что я и сделал. И вот билеты в кармане. Аида Семёновна с Татьяной – отличные хозяйственники, и мы располагаем полным и хорошо продуманным экспедиционным снаряжением. Маршрут разработан и утверждён приказом: Кандалакша – Лапландский заповедник – Полярно-альпийский ботанический сад (г. Кировск) – Кольский филиал АН СССР (г. Апатиты) – Мурманск – Соловецкие острова – Кижи. Поднимались в горы – 1050 м. Пересекли 4 пояса растительности (редколесной северной тайги, горной тундры, лишайниково-моховой тундры, полярной, или каменистой, пустыни). На вершине погода была чудесной – яркое солнце, под ногами между сопками красовалась радуга, то тут, то там блестели снежные шапки. Восторгу не было предела, и все кричали от радости..."(доктор биологических наук профессор Виктор Васильевич Туганаев).

Я знакома с Татьяной Александровной со времени моей аспирантуры. Она периодически приезжала в г. Казань навестить своих родных и заходила на кафедру ботаники КГУ встретиться с теми, с кем прошли её годы аспирантуры. Она всегда относилась ко мне с симпатией и вниманием. Однажды и мне пришлось посетить её "Обитель" - Алтайский университет. Это было в 2014 году. Помню, я была ошеломлена её коллективом: парни были как на подбор: высокие и красивые. "У Вас кастинг?" – спросила я её. Но, она ответила, что у них только такие парни и бывают. Просто сельское хозяйство края развивается интенсивно и нужны грамотные специалисты. На кафедре ботаники Казанского университета наличие парней вообще было редким явлением. Но если они и появлялись, то чисто внешне из толпы не выделялись. И ещё меня поразило, что на одной маленькой кафедре ботаники работали 4 доктора наук. Причём все они были задействованы "под завязку". Научные экспедиции были ежегодными.

Такой необычный и весьма продуктивный коллектив – это сила! Сейчас в городе Барнаул благодаря усилиям, стараниям, интуиции, научно-педагогической деятельности и пропаганде Татьяны Александровны г. Барнаул превращён в Научный ботанический центр.

Собирая сведения о Татьяне Александровне, я поняла, что это человек очень любознательный и совершенно неравнодушный. Краткий список её публикаций отражает спектр интересов. "Почему бы мне не заняться тай чи и айкидо? Это так интересно" – подумала Татьяна Александровна и воплотила это в жизнь! Её фото в белой форме показал мне внук её научного руководителя профессор Михаил Витальевич Марков 1,5 месяца назад, когда мы встретились на Международной конференции по ботанике в МПГУ.

10.10. НЕКОТОРЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Терехина Т. А., Елесова Н. В., Копытина Т. В., Иванова М. С. Растительность заказника «Залесовский» (Алтайский край) // Известия Алтайского государственного университета. Серия. Биологические науки. 2013  № 3–1 (79). С. 91–94.
Терехина Т. А., Легачева Н. М. К вопросу об экологии интродуцированных популяций Аsarum europaeum L. в окрестностях городов Бийск и Барнаул // Известия Алтайского государственного университета. Серия. Биологические науки. 2013. № 3–1 (79). С. 95–98.
Терехина Т. А Антропогенные фитосистемы. Барнаул: Алтайский государственный универитет, 2000. 248 с. ISBN 5790401643
Терехина Т. А., Косачев П. А., Сперанская Н. Ю. Высшие семенные растения: учебное пособие. Барнаул: Алтайский государственный университет,  Министерство образования и науки РФ, 2013. 113 с.
Овчарова Н. В., Терехина Т. А.. История и методология биологии: учебное пособие Барнаул: Алтайский государственный университет. Министерство образования и науки РФ, 2014.  229 с.
Овчарова Н. В., Терёхина Т. А., Чупина И. С. Степи и остепненные луга Кулунды (исторические и экологические аспекты) // Биосферное хозяйство: теория и практика. 2020. № 10 (28). С. 118–126.
Терехина Т. А. Фонд личного происхождения исторического архива Омской области "Матющенко Владимир Иванович, доктор исторических наук, профессор" как исторический источник // Материалы VIII региональной научно-практической конференции "Вагановские чтения", посвящённой 85-летию со дня основания Тарского бюро краеведения. 2016. С. 150–157.
Терехина Т. А., Копытина Т. М. Вклад Р. В. Камелина в развитие ботаники в Алтайском госуниверситете // Turczaninowia. 2016. Т. 19. № 4. С. 25–31.
Овчарова Н. В., Терехина Т. А. Почвенный банк семян залежных сообществ Алтайского края // Приволжский научный вестник. 2014. № 7 (35). С. 9–13.
Силантьева М. М., Елесова Н. В., Терехина Т. А. Флористическое и фитоценотическое разнообразие территорий, планируемых для расширения заказника "Озеро Большой Тассор" // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 3–2 (83). С. 71–74.
Терехина Т.А. Келлер Борис Александрович // Исследователи Алтайского края. XVIII начало XX века. Биобиблиографический словарь. Барнаул, 2000. С. 98–100.
Терехина Т. А., Копытина Т. М. Конспект флоры г. Барнаула // Развитие традиций Казанской ботанической школы в Алтайском государственном университете // Вопросы общей ботаники: традиции и перспективы. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 200-летию Казанской ботанической школы (Казань, 23-27 января 2006 г.). Казань: Казанский университет, 2006. Часть 1. С. 49–51.

ИСТОЧНИКИ. Терехина Т. А. Из автобиографии.
Туганаев В. В. Экспедиция в Мурманскую область и Карельскую АССР // В. В. Туганаев. Моя вселенная. Ижевск: Удмуртский университет, 2011. С. 67–71.
АлтГУ и Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН создают уникальную базу данных биоразнообразия флоры URL: https://www.asu.ru/search/news/43334/
Региональный центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений URL: https://cppkp.asu.ru/person/1699/

10.11. НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА "ЗА НАУКУ"

Татьяна Александровна Терехина // газета  За науку,  № 8, 1998 г.
Дильман Ю. Сплетение жизней: рассказываем о почетном профессоре АлтГУ Татьяне Александровне Терехиной // За науку. 27 апреля 2022 г.  Федотов А. Легендарный человек // За науку. 13 ноября 2023 г.
Татьяна Александровна – частый гость «ЗН», к ней всегда можно обратиться за экспертным комментарием обо всем, что связано с биологией: как хранить картофель, как посадить облепиху, как заварить травяной чай, как собрать берёзовый сок…

В 1998 году «ЗН» писала: «Т. А. Терехина – потенциально легендарный человек. Потенциально, потому что, слава Богу, не собирается покидать университет, а легендарный, потому что именно она была прародительницей всего ботанического движения в университете». И в этом, 2023-м, «ЗН» подтверждает (уже без всяких «потенциально»): легендарный!

- Татьяна Александровна, расскажите, почему вы решили связать жизнь с ботаникой?

– Я с детства любила живое, несмотря на то, что училась в математическом классе. Но с зоологией не стала заниматься, уж больно мне было жалко животных. Жучка и паучка на волю выпущу, давить не стану. И увлеклась ботаникой. Растения интересные и красивые, к тому же молчат. Хотя в книге «Ботаника с гальванометром» написано, что растения кричат тоже, просто на своей частоте.

- Вы выросли в Казани и окончили Казанский государственный университет. Как же вы попали в Алтайский край?

- После защиты кандидатской диссертации в 1975 году мне предложили остаться на кафедре КГУ по хоздоговору. Но я отказалась, ведь то место не гарантировало постоянства. А в то время моей подруге Земфире её знакомый Давид Александрович Урбах, политолог из Барнаула, предложил преподавать в новом, только открытом Алтайском государственном университете. Но она не могла стать преподавателем из-за заикания. И тогда предложила мне поехать вместо неё. Что интересно, Барнаул мне был совсем не чужим: моя мама долгое время жила здесь с семьёй в районе Старого базара. Дед работал в управлении лесами, пока в 1937 году его не репрессировали. Бабушка, оставшись с двумя детьми, уехала к брату военному в Казань. Потому этот город был нам почти родным, и родители не боялись меня отпускать. Им даже самим было интересно.

КОММЕНТАРИИ. Валиева Земфира Басыровна – аспирантка профессора Михаила Васильевича Маркова, защитившая кандидатскую диссертацию в 1976 году.

Первый раз я отправилась в Барнаул на разведку – надо же узнать, где мне предстоит работать биологом. Встретил меня тогда Александр Павлович Бородавкин, первый проректор университета, и тут же спросил: «А вы почему без вещей приехали?! Вам же на днях уже на работу выходить». Я быстро съездила обратно домой, собрала вещи, а попутно и наглядный материал для занятий по ботанике: гербарий, образцы водорослей и грибов. Папа тогда был в отпуске, и мы с ним вместе шерстили леса и поля. А мама снабдила меня ботаническими таблицами из сельскохозяйственного института. Так что назад ехала во всеоружии (смеётся).

"…И вот приехала на Алтай 15 сентября 1975 года. А тут, как обычно осенью, – колхозные дела. И меня решили отправить «поднимать сельское хозяйство». Я возмущалась: «Как в колхоз? А материалы готовить к занятиям?» Материалы у меня, конечно, были: мама дала, мой руководитель, но этого всё равно было мало. Ведь невозможно преподавать курс ботаники с куском мела в руках. Тем не менее, пришлось подчиниться. А материал продолжала собирать, находясь в Крутихинском районе. Надо сказать, что на полевых работах я была с филологами. От них у меня осталось самое приятное впечатление, и, когда мы вернулись с девочками в город, долгое время продолжали контактировать.

В начале октября начались занятия. Мы (это Б. П. Чуриков - кандидат биологических наук (к.б.н.), специалист по защите растений, Э. А. Ирисов, к.б.н., зоолог и несколько специалистов из Алтайского филиала всесоюзного института агро- и мелиорации, которые занимались изучением лесополос) вместе со студентами хорошо работали, начинали собирать гербарий, летом впервые выехали на озеро Красилово. Но на этой практике студентов было около ста человек, и для себя мы, преподаватели, сделали вывод, что такое количество людей нельзя собирать вместе! Побывали в первой экспедиции. Мы были в Кулундинском районе, и там меня поразил масштаб площади одного хозяйства, который равен площади целого района в европейской части страны. Мы проехали эти лесополосы, встретили много интересного и нового. На следующий год на кафедре появился очень интересный человек, томский ботаник, Е. П. Прокофьев. И вот с ним и сотрудниками лаборатории экологии, из которой впоследствии вырос ИВЭП, мы выехали на обследование состояния растительного покрова в бассейне реки Алей. Это была первая наша самостоятельная экспедиция. За эту работу нам дали машину и немного денег на продукты. Мы были очень рады, потому что в экспедициях проблемы возникали и с транспортом, и с едой. С 1976 года наши выезды стали регулярными и уже со студентами. Причём, с нами выезжали не только ботаники, но и зоологи. Каждый работал по своей специальности. Продолжалось это довольно долго, порядка десяти лет. За это время мы объездили сверху вниз и снизу вверх бассейн реки Алей, Кулундинский канал.

– Не хотелось вернуться потом обратно, на малую родину?

– Первое время очень хотелось! Ведь я осталась одна, в новом для себя месте, без семьи и друзей. Тоскливо, одиноко. Но прошло время, я привыкла, обзавелась семьёй. У меня две прекрасные дочери Оля и Нина, маленькие внучки Катя и Настя. Барнаул стал моей родиной. Но про Казань я не забываю: приезжаю навестить родственников, пройтись по улочкам детства. Скучаю порой по студенческим экспедициям.

– А какая экспедиция вам запомнилась больше всего?

В 1979 году нам удалось съездить на Дальний Восток. У нас на кафедре работала Евгения Павловна Бондаренко, у которой были знакомые во Владивостокском университете. Мы написали им и выехали туда. По дороге произошло немало приключений: сначала потерялись билеты, потом мы загрузились не в тот поезд, а за Иркутском у впереди идущего товарняка случилась авария. К счастью, ничего страшного – просто рассыпались бревна и повредили железную дорогу. Многочасовой простой поезда у станции Бурея позволил нам не только сходить на экскурсию и собрать гербарий, но даже вымыться в баньке, что было очень кстати в августовские жаркие дни.

По приезде во Владивосток часть наших ребят разместили в аудитории университета, а я, Е. П. Бондаренко и Василий Дериглазов, наш студент-зоолог, остались с палатками на острове Русский. Только мы расположились, как начался тайфун. Назвали его потом Ирвинг.  Тайфун – это стена тёплой, льющейся воды, которой так много, что невозможно ни приготовить пищу, ни остаться сухим. Поэтому сухие вещи мы держали в палатке, а ходили исключительно в купальниках, раз всё равно и так, и так промокнем. Палатки не то что промокли насквозь, а наполнились водой: Василий в одной из них в спальнике даже плавал! Ребята, что ночевали в университете, тоже промокли до нитки: над ними протекала крыша. За 1,5 дня бушевавшей стихии мы очень устали, замёрзли, несмотря на кажущуюся теплоту. К вечеру, когда дождь почти стих, стали думать, как приготовить еду: есть хотелось страшно! Жгли резину, она прекрасно горела, и в ведре сварили картошку, потом черпали её кружками, так как ложки-то первая группа увезла! А после тайфуна резко наступил штиль. Когда стихия улеглась, на берегу моря осталось столько живности (голотурии, морские звезды, водоросли), что наши зоологи за неделю не смогли бы наловить. На кафедре лет десять зоологи благодарили за бесценный материал!

(СПРАВКА. Тайфун Ирвинг (18 августа, 1979). Второй по силе тайфун (после “Эммы”), который обрушивался на Приморский край. В крае выпало 200 мм осадков. Снесённые мосты, десятки километров размытых дорог, утонувшие суда, разрушенная инфраструктура городов и поселков. Наибольший урон стихия нанесла Уссурийску).

– Вы создавали кафедру ботаники почти с нуля. Расскажите, как это было?

– Удивительно, но главной моей проблемой стало не отсутствие нужного оборудования и образцов – ведь можно было что-то собрать самим, а что-то привезти из дома. Тяжело было привыкнуть к роли преподавателя. Разница со студентами у нас была совсем небольшой: мне было тогда 26 лет всего, и было от этого факта не по себе. Поддерживал меня в то время мой шеф Михаил Васильевич Марков: он помог мне составить первый учебный план. Непросто было и из-за больших нагрузок. Хорошо помню, как зайдёшь в университет в 9:00 и на 12 часов здесь и остаёшься: то пары отвести, то мебель новую расставить на кафедре, то с бумагами разобраться.

Самостоятельность ботаники обрели в 1994 году. До этого мы работали в составе кафедры зоологии и ботаники, исходя из чего определялась и тематика работ – «Антропогенные изменения флоры и растительности Алтайского края». Это достаточно широкое поле деятельности, поэтому каждый занимался тем, что его привлекало.

А. М. Малолетко, который был у нас проректором по науке, и И. В. Верещагиной пришла мысль о создании Ботанического сада при университете. Действительно, мы собираем коллекцию сухих растений, почему бы не собрать коллекцию живых растений. В течение 1977 и 1978 годов мы с бывшим главным лесничим выезжали в окрестности города и искали место для Ботсада. Остановились там, где когда-то был лесопитомник, и территория в какой-то мере оказалась разработанной. И вот в 1979 году Ботсад был открыт. После многочисленных смен директоров туда пришёл наш выпускник – Александр Иванович Шмаков. Мы вообще коллектив стараемся подбирать из своих воспитанников. Незаменимыми людьми стали наши выпускники-отличники М. М. Силантьева, Е. В. Репетунова.

В 80-х у нас появился человек, который основательно занялся гербарием – Н. И. Ревякина. Мы установили контакт с Институтом земледелия и селекции, с Институтом садоводства, поддерживаем связь с Новосибирским Ботаническим садом. В общем, всё, что сейчас у нас есть, весь материал (а его сейчас столько, что если студент не может выехать в поле, можно изучить то же самое в лабораторных условиях), это заслуга не одного человека, а каждого в отдельности и всех вместе сотрудников и, конечно, студентов.

– Вы наблюдали развитие университета почти с его рождения. Как по-вашему изменился АлтГУ?

– Университет следует понимать как живой организм. Внутри него живут много-много маленьких организмов, которые несут пользу или вред, работают сообща различные структуры. С течением времени он растёт и развивается, приобретает новый опыт. Наш вуз прошёл непростой путь. Он был построен с нуля, в отличие от Алтайского медицинского или Алтайского аграрного, которые были созданы на базе институтов, эвакуированных в годы Великой Отечественной войны. Честь и хвала тем людям, которые воздвигли опорный вуз Алтая! Сейчас наш АлтГУ – уже взрослая самостоятельная организация. Он выигрывает гранты, занимает места в ведущих российских рейтингах, входит в такие программы, как «Приоритет-2030». Ему есть чем гордиться. Меняются и студенты. Современные молодые люди больше полагаются на гаджеты и склонны доверять любой информации из интернета. Не могу донести до них, что Википедия – далеко не достоверный источник, а солянка разрозненной информации…

– А вы делите для себя студентов на старых, самых первых, и современных?

– Нет, но, как и в любой структуре, можно выделить несколько постоянных типов студентов. Есть чётко определившиеся молодые люди: они точно знают, зачем пришли в вуз и твёрдо идут к своей цели. Таких можно насчитать всего 10 % в группе. Есть просто «трудяжки», которые не имеют чёткого пути, но привыкли достойно трудиться. Таких 40 %. Другие 10 %, как их называют, «без руля и без ветрил», – студенты, которые сегодня могут учиться на одном направлении, а завтра на другом, если вовсе не сменят вуз. Это не плохо, среди них есть достойные люди. А остальные 40 % самые обыкновенные: одни учатся хорошо, а другие плохо, прогуливают пары или посещают все.

– Как вашу жизнь изменил АлтГУ?

– АлтГУ не то, что изменил мою жизнь – он и стал моей жизнью. Шутка ли, я провела здесь 47 лет! Те студенты, которых я когда-то учила, стали моими коллегами. И большинство моих выпускников теперь за столами на кафедре, а не за партами в аудитории. Не замечаешь, как жизнь личная переплетается с жизнью университета, – с ним срастаешься. То зайдёшь новости почитать, что о родном вузе пишут, то за знакомого учёного порадуешься. АлтГУ сформировал меня как специалиста, педагога, а главное – как человека. Живи и здравствуй, родной университет!"

               Светлана Федорова, Казань, 8 декабря 2023 г.


Рецензии