8 декабря. 12 обезьян

8 декабря 1995 года в Нью-Йорке прошла премьера фантастического триллера Терри Гиллиама "12 обезьян". Терри Гиллиам, как правило, либо сам пишет сценарии своих фильмов, либо является соавтором этих сценариев. Фильм  "12 обезьян" - один из трёх, на сегодняшний день, фильмов, к созданию сценариев которых Гиллиам отношения не имел. Сценарий картины был создан супружеской четой Дэвида и Джанет Пиплз. Дэвид Пиплз получил заказ на создание сценария благодаря широкой известности, приобретённой после фильма "Непрощённый", поставленного Клинтом Иствудом. А инициатива создания фильма "12 обезьян" принадлежала некоему Роберту Косбергу, исполнительному продюсеру кинокомпании Universal Pictures. Он, посмотрев французский короткометражный фильм "Взлетная полоса", загорелся идеей создать по мотивам этой короткометражки полнометражный фильм. С этой  целью он убедил режиссёра "Взлетной полосы" Криса Маркера представить проект будущего полнометражного фильма руководству своей кинокомпании.

Universal Pictures не без некоторых колебаний приняло решение выкупить права на постановку римейка у Маркера, но поручило писать сценарий Дэвиду Пиплзу. А когда сценарий был готов, Universal Pictures предложила снимать фильм Терри Гиллиаму. Предложение от кинокомпании Universal Pictures снимать фильм вызвало у Терри Гиллиама двойственные чувства. С одной стороны, он увидел возможность реализовать некоторые идеи, которые не были реализованы или были реализованы не в полной мере в фильме "Бразилия". Но с другой стороны, он помнил, как продюсеры кинокомпании Universal Pictures постоянно ставили ему палки в колёса во время работы над "Бразилией". Но, выяснив, что тогдашний руководитель Universal Кейси Сильвер был настолько сильно заинтересован в успешной реализации этого проекта, что ни одна из фигур, с которыми он сталкивался на «Бразилии», не рискнёт его блокировать или торпедировать, он подписался на роль режиссера. Кстати, до получения предложения от кинокомпании и знакомства со сценарием Терри Гиллиам не подозревал о существовании фильма Криса Маркера "Взлётная полоса".

Помня о том, что финальную версию "Бразилии" кинокомпания отредактировала без согласования с ним, Терри Гиллиам потребовал, чтобы в контракт было включено условие, что только ему принадлежит право редактирования финальной версии. Компания согласилась, но, в свою очередь, поставила условие, что главную роль должен играть набравший огромную к тому времени популярность Брюс Уиллис. А Гиллиам предполагал снимать в главной роли Ника Нолти или Джеффа Бриджеса. Впрочем, против Брюса Уиллиса у Гиллиама не было никаких возражений. Но проблема возникла с гонораром для Брюса Уиллиса. Он к тому времени был уже кинозвездой мирового уровня, и его вознаграждение не вписывалось в утверждённый бюджет в размере 29,5 миллионов долларов. (Кстати, для фильмов жанра "фантастический триллер" эта сумма была предельно минимальной.) Гиллиам сумел уговорить Уиллиса сниматься бесплатно. Лишь после того, как фильм вышел на экраны и заработал в 5 с лишним раз больше, чем стоил сам - почти 169 миллионов долларов, Брюс Уиллис получил приличествующее ему вознаграждение.

Жесткость бюджета, утверждённого кинокомпанией на уровне, минимально возможном для фильмов такого типа, обусловила необходимость экономии на всём, в том числе и на декорациях. Как следствие, большая часть съемок осуществлялась не в специально созданных декорациях, а в приспособленных реально существующих помещениях. Например, "роль" психбольницы "сыграла" тюрьма, правда, к тому времени уже переставшая использоваться по первоначальному назначению.

В 1996 году фильм получил одну номинацию на премию Золотой Глобус и победил в ней. Правда, это была не самая важная номинация - Лучший актёр второго плана, которым был признан Брэд Питт. На премию Оскар фильм получил 2 номинации, но не победил ни в одной. В том же 1996-м году фильм получил номинацию на главную премию Берлинского международного кинофестиваля, но уступил фильму Энга Ли "Разум и чувства". Спустя год Японская киноакадемия номинировала фильм Терри Гиллиама как Лучший иностранный фильм. Но и здесь предпочтение было отдано другому фильму - итальянской картине Майкла Рэдфорда "Почтальон".

Отзывы кинокритиков на фильм Гиллиама были в основном положительными, хотя и с некоторыми оговорками. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт оценил фильм тремя звёздами из четырёх возможных, но завершил свою рецензию на фильм отзывом, который иначе, как дифирамб, оценить сложно: "Я смотрел фильм "12 обезьян", который мне отрекомендовали как комедию. Однако, любой смешок, который вызовет этот фильм, будет очень пустым и глупым. Фильм больше похоже на празднование безумия и гибели, с героем, который пытается победить хаос своего состояния, хотя и производит впечатление неадеквата. Это абсолютно холодное, темное, сырое зрелище, и даже роман между главными героями кажется скорее отчаянным, чем радостным. Все в этом фильме сделано очень хорошо, а если ещё узнать подробнее об условиях создания фильма (особенно о технической стороне), тем больше восхищения он вызовет. И это не комедия. Ибо фильм больше обращается к уму, чем к чувствам." - https://www.rogerebert.com/reviews/12-monkeys-1996 

Хотелось бы обратить внимание, что рецензия Эберта написана в январе 1996 года. А совсем недавно, когда на планете бушевала пандемия коронавируса, основная сюжетная предпосылка фильма - попытка в 2035 году выяснить при помощи машины времени, кто в прошлом спровоцировал вирусную пандемию, вызвавшую гибель большей части человечества, предстает как гениальное предвидение.

Об оценке фильма кинозрителями четверть века назад свидетельствуют уже приведённые выше данные о кассовых сборах этой картины. Современный кинозритель, несмотря на прошедшие четверть века, оценил фильм не менее высоко. 70% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму Терри Гиллиама "12 обезьян" оценки от 8 до 10. С учетом сказанного выше рейтинг фильма Терри Гиллиама "12 обезьян" (см. Предисловие) составил 8,032, благодаря чему он занял 677-е место в Золотой Тысяче.


Рецензии