Сыр-Дарьинская область. Казалинский уезд

ГЕРБ Г. КАЗАЛИНСК СЫР-ДАРЬИНСКОЙ ОБЛАСТИ: В черном щите на золотой земле натуральный навьюченный верблюд, сопровождаемый вверху золотым трезубцем. В вольной части герб Сыр-Дарьинской области. Щит увенчан серебряною о трех зубцах башенною короною и окружен двумя золотыми виноградными лозами, соединенными Александровскою лентою. [Утвержден 21 апреля 1909 г.]

• Ист. и лит.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание Третье, 1881 – 1913. – СПб.; Гос. типография, 1912. – Т. XXIX. – № 31731.

I

КАЗАЛИНСК – у. г. Сырдарьинской обл., на правом берегу р. Сыр-Дарьи, на Оренбургско-Ташкентском почтовом тракте, в 935 в. от Ташкента и в 1000 в. от Оренбурга. Основан в 1854 г., при учреждении Сыр-Дарьинской линии, под именем форта № 1 (Казала). Жителей около 6 тыс. (русские и киргизы), занимающихся торговлей с окрестным кочевым киргизским населением. Промышленности почти не существует. Торговые обороты Казалинска составляли по ввозу (1888) 148 т., а по вывозу 144 т. руб. Расход города в том же году 11.012 руб. 3-классное городское училище с ремесленными классами (113 уч.) и женское приходское 2-классное училище (34 уч.).

КАЗАЛИНСКИЙ УЕЗД расположен в самой сев. части Сыр-Дарьинской обл., прилегая с З. к Аральскому морю. 58.866,4 кв. в. (по Стрельбицкому), в том числе под озерами 338,0 кв. в.; жит. (1888) 128.375 (почти исключительно киргизы и русские).

Казалинский у. в общем представляет ровные, кое-где слегка волнистые степные пространства, которые местами являются в виде настоящих пустынь с песчаной почвой, образующей передвигающиеся барханы. Скудная степная растительность, покрывающая местами глинистую, изобилующую солонцами, и песчаную почву и состоящая преимущественно из многолетников и характерных степных кустарников (саксаул, чингиль и др.), становится более пышной и разнообразной вблизи единственной реки – Сыр-Дарьи, по берегам которой растут: тополи, ивы, кендырь (Apocynum), тамариски и обширные, заросли камыша, служащие топливом и кормом для скота кочевого киргизского населения. Рассеянные здесь и там озера имеют соленую воду. В жизни кочевых жителей важное значение имеют колодцы, представляющие вдали от реки единственные источники воды, и то нередко солоноватой и мало пригодной для питья. Лесов нет вовсе, площадь же степных и тугайных (по бер. Сыр-Дарьи) зарослей исчисляется в 1.250.000 дес.; заросли эти, а в особенности насаждения саксаула (Haloxylon ammodendron), вблизи реки, караванных путей и дорог, подверглись уже сильному истреблению.

Климат резко континентальный, с ничтожным количеством осадков, выпадающих, главным образом, зимой и осенью; ветры преобладают сев.-вост. Сильные жары летом, при почти полном бездождье, обусловливают потребность в искусственном орошении и быстро выжигают более нежные травы, развивающиеся ранней весной.

Население Казалинского у. почти исключительно состоит из кочевников-киргизов (магометан), главнейшее занятие которых – скотоводство. В 1888 г. в у. насчитывалось: лошадей – 35.800, верблюдов – 83.620 (самый богатый верблюдами у. в Сыр-Дарьинской обл.), рогатого скота – 17.000, овец – 371.500, ослов – 460 и коз – 44.550, а всего 552.930 голов. Скотоводство обнаруживает наклонность к упадку, что, главным образом, объясняется падежами скота от бескормицы, достигшими в особенности значительных размеров в памятном для кочевников 1879 г. Постепенное сокращение стад и невозможность поддерживать свое существование одним скотоводством заставили киргиз обратиться к занятию земледелием и к оседлому быту; это стремление к оседанию и к занятию земледелием в особенности стало заметно с 1880 г.

В настоящее время около половины всего населения, временно или постоянно, занимается земледелием, производя небольшие посевы ячменя, проса и частью пшеницы на искусственно орошаемых землях. Орошение, при неопытности киргиз в этом деле, ведется подъемом воды из реки Сыр-Дарьи – единственной водной артерии у., текущей с В. на З., – посредством чигирей (водоподъемное колесо) напуском воды во время разливов реки в озера и углубления, и спуском ее на поля, и, наконец, направлением воды из реки в оросительные каналы, которых еще очень мало. Дальнейшее развитие земледелия и оседания киргизского населения тормозится плохим состоянием орошения. Большая часть посевов сосредоточивается у Сыр-Дарьи, в глубине же степи господствует исключительно пастбищная система землепользования. Уезд далеко еще не может прокормиться собственным хлебом; хлеб привозится вьюком из Хивы, и сплавляется по реке Сыру из более южн. частей Туркестана.

Фабрично-заводской промышленности в Казалинском у. почти не существует; в 1888 г. всех предприятий было 12, с суммой производства в 114.50 р. 57 мусульманских школ (мектебе), с 1369 учащихся.

• Ист. и лит.: Казалинск.// Энциклопедический словарь. – СПб.; Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон, 1894. – Т. 13а. – С. 894 – 895.

II

ГОРОД КАЗАЛИНСК И КАЗАЛИНСКИЙ УЕЗД. На перегоне между станциями Саксаульской (1.107 верст от Кинели) и Конту (1.134 версты) железнодорожная линия входит в пределы Туркестана, а именно в Казалинский уезд, Сыр-Дарьинской области.

Казалинский уезд, занимающий крайний северо-западный угол названной области, представляет обширное степное пространство, примыкающее на западе к Аральскому морю и прорезанное с юго-востока на северо-запад нижним течением Сыр-Дарьи. Площадь уезда (по Тилло) 87.020 кв. верст, население (к 1 января 1909 г.), состоящее главным образом из кочевников-киргизов, 179.500 душ обоего пола. Главнейшим занятием населения является первобытное степное скотоводство, а важнейшим предметом вывоза из уезда сырые его продукты (скот, шкуры, шерсть, кишки, сало). Общая численность скота в 1908 г. достигала 1.190.481 головы (из коих лошадей – 93.871, рогатаго скота – 75.753, овец – 733.132, верблюдов – 145.191, коз – 141.299 и ослов – 1.235). Земледелие развито главным образом в районе г. Казалинска на землях, заливаемых водою в половодье, или на каналах, выведенных из Сыр-Дарьи и ея рукавов (Куван-Дарьи и др.). Местами, вследствие равнинности местности и незначительности уклонов, приходится прибегать к подъему воды чигирями, т. е. водоподъемными колесами. Высеваются главным образом: яровая пшеница, ячмень, просо и люцерна; разводят также и бахчи; под посевами состоит в уезде не более 20.000 – 22.000 дес. Площадь эта в последнее время, вследствие стремления киргизов к оседанию и занятию земледелием, значительно возрастает. Существенное значение в уезде имеет также и рыболовство, которым занимается туземное и русское население на Аральском море, в низовьях Сыр-Дарьи ниже Казалинска и в степных озерах (Камышлы-баш, Кара-куль, Чумыш-куль и др.). Общая сумма уловов сильно возросла с проведением железной дороги, и ныне рыба составляет один из важнейших товаров, отправляемых с некоторых станций Казалинскаго уезда (Аральское Море, Камышлы-Баш, Чумаш, Бик-Баули, Казалинск и др.) главным образом в Оренбург.

Первой значительной станцией в Казалинском уезде является ст. Аральское Море (1.156 верст), расположенная у севернаго берега залива Сары-Чеганак. Станция Аральское Море и ея окрестности может служить разительным примером значения, которое имеет улучшение путей сообщения даже в совершенно пустынных местностях. До постройки железной дороги северный берег Арала был совершенно безлюден; не было ни судоходства, ни жителей. С проведением Ташкентской линии, которая подошла к самому морю, здесь в течение нескольких лет образовался целый промышленный и ловецкий поселок, который уже и теперь является значительным центром рыбопромышленности и судоходства на Арале, в близком же будущем несомненно превратится в город. Поселок Аральск расположен на берегу залива в 15 верстах от станции железной дороги и прекрасно виден с последней. Первые поселяне явились сюда в 1905 г., в настоящее же время число домовладельцев приближается уже к сотне; большинство домов принадлежит русским крестьянам, но среди домовладельцев имеются также уральцы, киргизы, татары и даже персы. За последние годы в Аральске построено из привознаго леса более 30 парусных судов и барж, приспособленных к нуждам рыболовства, и устроено несколько пристаней и рыбопромысловых заведений; жизнь кипит здесь ключом, и Аральск, в ущерб Казалинску, с каждым годом приобретает все большее и большее значение как центр аральской рыбопромышленности и приемный пункт рыбнаго товара, направляемаго на железную дорогу для отправки на север. Торговый оборот Аральска достигает уже и теперь 5.090.000 руб. в год.

Судохозяевами в Аральске являются главным образом рыбопромышленныя фирмы (бр. Мокеевы, бр. Марковы, Шапошников, Тимофеев, Красильников и др.), которыя занимаются приемом рыбы (сазан, лещ, судак, шип, жерих, усач, вобла и проч.) от ловцов (русские и киргизы), разделкой и посолкой ея и отправкой в Европейскую Россию. В 1909 г. со станции Аральское Море отправлено около 300.000 пудов разнаго рыбнаго товара. Развитию Аральска сильно способствует также возникшее в 1909 г. пароходное предприятие бр. Лапшиных, преобразовавшееся недавно в акционерное общество «Хива». Предприятие это располагает хорошей пристанью, амбарами, 4 пароходами и несколькими баржами и имеет целью перевозку грузов и пассажиров между Аральском и низовьями Аму-Дарьи. Так как поселок образовался самовольно, то в нем нет пока никакого административно-хозяйственнаго устройства; земельный вопрос в отношении территории поселка также не выяснен, что также составляет крупное неудобство. Пресной воды в Аральске пока нет, и водой для питья жители пользуются из железнодорожнаго водопровода. Несмотря на все эти недостатки, к устранению коих уже приняты меры, Аральск имеет все данныя для развития в крупный портовый мореходный и рыбопромышленный центр. Хорошия морския купания несомненно привлекут сюда немало туркестанцев.

Следующие за ст. Аральское море станции: Чумыш, Камышлы-Баш и Бик-Баули, расположенныя вблизи одноименных степных озер, изобилующих рыбой, отправляют значительное количество рыбы (сазан); в 1909 г. со станции Камышлы-Баш было отправлено свыше 565.000 пудов этого груза.

На 1.276 версте от Кинели железная дорога подходит к ст. Казалинск, расположенной в 9 верстах от г. Казалинска, уезднаго города Сыр-Дарьинской области и торговаго центра обширной степной пустынной страны, лежащей в низовьях Сыр-Дарьи. В первые годы после покорения Туркестана, когда почтовый тракт служил единственным путем сообщения с Европейской Россией, Казалинск, расположенный на половине дороги от Оренбурга до Ташкента, вел оживленную торговлю со степью и служил средоточием караванных путей, расходившихся отсюда на Оренбург, Ташкент, в Бухару и Хиву. С проведением железной дороги, а в особенности, с возникновением Аральска, ставшаго центром рыбопромышленности в аральском бассейне, значение Казалинска значительно упало, и в настоящее время он представляет захолустный городок, который едва ли оправится от удара, нанесеннаго ему приведенными событиями. К тому же Казалинск остался в стороне от железной дороги; местность, окружающая город, заливается в половодье водами Сыр-Дарьи, в виду чего подход к нему требовал бы крупных затрат и не устранял бы возможности повреждения полотна водами разлива.

Казалинск, основанный в 1853 г. под именем форта № 1, лежит на самом берегу Сыр-Дарьи. Население – 12.142 души обоего пола (6.768 мужчин и 5.374 женщины), состоящее наполовину из русских и туземцев и из небольшого числа евреев. В городе имеются: православная церковь, 5 мечетей, городския училища, мужское и женское, русско-туземная школа и другия низшия учебныя заведения (всего с мусульманскими 12), уездныя учреждения, почтово-телеграфная контора и общественная библиотека. Местопребывание смотрителя рыбных промыслов, лазарет. Домов – 650. Пивоваренный завод с производительностью в 60.000 руб. Бюджет города по приходу составляет 33.000 и по расходу 32.000 (1908 г.). Гостиниц нет. При станции железной дороги имеются мастерския, больница, училище, церковь и небольшой торговый поселок. Несмотря на события последняго времени, отразившиеся неблагоприятно на развитии города, Казалинск представляет довольно бойкий торговый пункт, отпускающий главным образом шерсть и другие продукты скотоводства, рыбу, арбузы и т.п. К Казалинску примыкают с юга 2 довольно важных караванных пути, пролегающие через пустыню Кызыл-Кум; один из них идет в Петро-Александровск на Аму-Дарью (460 верст), а другой на Гыш-Дуван (662 версты) и представляет кратчайший путь в г. Бухару. По первому направлению производилось некогда почтовое сообщение; ныне тракт закрыт, и от него осталось лишь несколько полуразвалившихся станций.

Казалинский район и низовья Сыр-Дарьи представляют значительный исторический интерес, с одной стороны как наш первый этап в пределах Туркестана и база наших первых военных действий в этой стране, а с другой как область прежней культуры, от которой ныне сохранились лишь развалины, разбросанныя здесь и там в низовьях Сыра. Первым нашим шагом на Сыр-Дарье было устройство в 1847 г. в урочище Раим (в 60 верстах от устья реки) укрепления. Командированный в 1846 г. оренбургским военным губернатором генералом Обручевым для собирания сведений о низовьях Сыра капитан генеральнаго штаба Шульц, приняв молодой камыш на Сыр-Дарье за траву, донес, что в названном урочище можно накашивать до миллиона пудов сена. Известие это подало повод Обручеву просить разрешение устроить на Раиме укрепление. После долгой переписки разрешение было дано, и в следующем году генерал Обручев с войсками сам отправился на Сыр-Дарью. Здесь он увидел ошибку Шульца, но после переписки и громадных расходов на снаряжение войск отступать было невозможно, и он вынужден был основать вышеупомянутое Раимское укрепление. Таким образом, прочное наше водворение в низовьях Сыр-Дарьи было вызвано случайностью.

Раимское укрепление послужило исходным пунктом для изследования и описи низовья реки и Аральскаго моря, произведеннаго в 1848 – 1849 гг. известным Бутаковым. В экспедиции Бутакова принимал, между прочим, участие сосланный рядовым в Оренбургский край малороссийский поэт Т.Г.Шевченко, составивший альбом видов Аральскаго моря (альбом этот, к сожалению, потерян) и посвятивший Кос-Аралу, острову в низовьях Сыр-Дарьи, на котором зимовала экспедиция [Зимой на Кос-Арале был убит тигр; в настоящее время тигры ниже Кармакчей по Сыр-Дарье не спускаются, да и вообще здесь чрезвычайно редки], одну из своих дум, начинающуюся строками:

«Прощай, убогий Кос-Арале
Нудьгу заклятую мою,
Ты розважав такы 2 литра,
Спасыби, друже!...»

Впоследствии Шевченко был сослан в Ново-Петровское укрепление на Мангышлак, откуда был освобожден в 1857 г.

С 1850 г. на окрестности Раимскаго укрепления, переименованнаго в Аральское, начались набеги киргиз, кочевавших около Ак-Мечети, и кокандцев, в виду чего пришлось принять меры к дальнейшему укреплению нашего положения на Сыр-Дарье. Близ истока рукава Казалы из реки, на месте, избранном в 1851 г. для постройки передового поста Аральскаго укрепления, генералом Перовским был основан форт № 1, куда в 1855 г., с упразднением Аральскаго укрепления на Раиме, было переведено военное управление; в 1867 г. форт этот был обращен в г. Казалинск, ставший уездным городом Сыр-Дарьинской области.

Почти одновременно с основанием форта № 1 была взята лежащая выше по реке кокандская крепость Ак-Мечеть (переименованная затем в форт Перовский), при чем из этих укреплений, а также фортов № 2, в урочище Кармакчи, и № 3 на Куван-Дарье, была образована так называемая Сыр-Дарьинская линия. Первые русские поселенцы в теперешнем Казалинске состояли из нескольких десятков семей оренбургских казаков, водворенных в Аральском укреплении и в форте № 1, отставных солдат и матросов Аральской флотилии; таким образом, пионеры русской колонизации в Туркестане здесь, как и в Семиречье, принадлежали к военному сословию.

Среднее и нижнее течение Сыр-Дарьи, как впрочем и весь Туркестан, испытали много превратностей судьбы, и история этого края представляет, в течение веков, постоянную смену народов, владений и культур. Подпадая под власть то более цивилизованных оседлых земледельцев, то грубых кочевников-скотоводов, страна эта то покрывалась сетью оросительных каналов и оседлыми поселениями, то вновь обращалась в степи, в которых бродили стада и виднелись следы прежних полей и остатки городов. Овладев этой страной, мы застали ее в этом последнем виде; оседлость и земледелие существовали только в нескольких местах по течению реки, между тем как весь остальной район представлял безлюдную степь и носил многочисленные следы старой культуры в виде остатков оросительных систем и развалин городов и поселений. Кое-где сохранились даже ровныя площадки бывших рисовых полей, на которых ныне пышно разросся саксаул. Трудно сказать, какой народ, или, вернее, какие народы оставили после себя эти следы. Весьма возможно, что начало возникновения оросительных систем было здесь положено еще задолго до христианской эры, но большинство арыков вероятно было создано в более позднее время.

Устье Сыр-Дарьи перешло во власть мусульман еще в конце 10 в., но благодаря изолированному положению страны, она долго сохраняла свою независимость и до конца 12 в. считалась областью неверных, где господствовали языческия тюркския племена (кипчаки, гузы и др.). История сохранила нам имена многих городов, существовавших в этот период на реке или вблизи ея; таковы, например: Сыгнак, центр владения оседлых или полуоседлых кипчаков, лежавший вероятно на месте нынешних развалин Сунак-Курган в нескольких верстах от станции Тюмень-Арык (Перовскаго уезда), Узкенд, Ашнас, Яныкент («Новый город»), зимняя резиденция царя гузов, ныне развалины Джанкент в 22 верстах ниже Казалинска, Дженд, Саг-Дере, Хайрабад и др. Местоположение многих их этих городов неизвестно, развалины же некоторых, как сказано, существуют до настоящаго времени. В половине 12 в. вся описываемая страна вошла в состав владений хорезмшахов (Атсыз и его наследники), при чем в Дженде правил старший сын хорезмшаха, из чего видно, что городу этому придавалось важное значение. В начале 13 в. Чингиз-хан после взятия Отрара послал для покорения земель по Сыр-Дарье своего сына Джучи; последний прошел по всему Сыру с огнем и мечом и овладел всеми существовавшими там городами; в некоторых из них, как, например, в Сыгнаке, было перебито все население. После нашествия монголов на побережье Сыр-Дарьи нахлынули с севера полудикия кочевыя тюркския племена, окончательно истребившия земледельческое население, и вся страна опустела. Укрепившиеся здесь в 16 столетии полуоседлые кара-калпаки частью возобновили старыя оросительныя системы, частью построили новыя, но им вскоре пришлось вести упорную борьбу с новыми ордами номадов, нахлынувшими с севера, калмыками, а затем и киргизами (казаками), борьбу, в которой приняли впоследствии участие хивинцы и кокандцы и которая закончилась около половины 19 в. почти полным истреблением кара-калпаков; остатки этого народа, сохранившиеся на рукавах нижней Сыр-Дарьи – Яны-Дарье и Куван-Дарье, были уведены хивинцами и поселены в дельте Аму-Дарьи, где они живут и теперь.

Развалины Джанкента лежат в 5 верстах к югу от бывшаго хивинскаго укрепления Джан-Кала, расположеннаго на левом берегу Сыр-Дарьи в 22 верстах ниже Казалинска, и представляют площадь около 4 кв. верст, покрытую невысокими холмами и буграми, образовавшимися от развалившихся построек. В юго-восточном углу этой площади сохранились остатки вала, окруженнаго рвом, и толстой стены. Бугры полуразрыты киргизами, издавна добывающими здесь кирпич из остатков зданий. Первыми русскими, видевшими развалины Джанкента, были поручик Гладышев и геодезист Муравин, ездившие в 1740 г. в Хиву; по словам А.Левшина, Гладышев нашел город в развалинах, но в нем еще существовали каменныя башни с оградами и жил кара-калпакский хан. П.И.Лерх, производивший в 1867 г. раскопки в Джанкенте, нашел здесь кирпичные фундаменты зданий, изразцы, остатки глиняной посуды с узорами и арабскими надписями, нагробные памятники и монеты, относящиеся к 15 в.

Оставив Казалинск и придерживаясь праваго берега Сыр-Дарьи и почтоваго тракта, железная дорога, пролегая по безбрежной степи, приближается к ст. Джусалы (1.438 верст от Кинели), близ которой на берегу реки находится небольшое поселение Кармакчи, бывший форт № 2, с несколькими стами жителей, занимающихся рыболовством и торговлей с кочевниками. Церковь, почтово-телеграфное отделение, приходское училище, русско-туземная школа. Через Кармакчи проходит путь, по которому перекочевывают киргизы, зимующие на левом берегу Сыр-Дарьи.

Верстах в 50 к юго-западу от Кармакчей в урочище Джиты-Асар находятся остатки нескольких городищ (асар), среди которых находят черепки глиняной посуды, бусы и другие предметы домашняго обихода.

Сейчас же за станцией характер страны сильно изменяется; на протяжении 138 верст до самаго Перовска местность изобилует озерами, речными рукавами и протоками и представляет обширное низменное, поросшее камышами, заболоченное пространство, имеющее уклон от реки [Сыр-Дарьи] на север и сильно заливаемое во время половодья. Прежний почтовый тракт огибал этот болотистый район, славящийся комарами и лихорадкой и известный под именем болота Бакалы-Копа, огромной дугой и удалялся верст на 50 от реки, железная же дорога сохраняет прежнее направление и идет по водоразделу между рекой и ея притоком Кара-Узяк, пересекая последний двумя мостами по 60 саж. длины. Возможно, что Бакалы-Копа представляет остаток обширных болот и озер, залегавших некогда у впадения р. Чу в Сыр-Дарью. Большая часть этого заболоченнаго пространства лежит уже в пределах Перовскаго уезда Сыр-Дарьинской области.

• Ист. и лит.: Россия: Полное географическое описание нашего отечества./ Под ред. В.П.Семенова-Тян-Шанского.  – СПб., 1913. – Т. 19: Туркестанский край. – С. 592 – 597.

III

Г. КАЗАЛИНСК [Уездн. гор. Жит. 7.600, на р. Сыр-Дарье, от СПб. 3.319 в., от Москвы 2.515 в. С уничтожением Аральской флотилии гор. утерял значение. 1 правосл. церковь, несколько мечетей, 3-х классное городское училище, с интернатом и ремесленными классами. Почтово-телеграф. контора].

• ТОРГОВЛЯ.

ВИНОГРАДНЫЕ ВИНА: Егоров Николай Егорович (ул. Большая, соб. д.); Кривохижина Надежда Константиновна (ул. Торговая, соб. д.); Черников Николай Иванович.

МАНУФАКТУРА (ТКАНИ): Абдурауфов Налырбай (Сартовский ряд); Адамов Шахмардан (Татарский ряд); Бултачиев Нигматулла (Татарский ряд, соб. д.); Гусаинов Абдули-Гани (ул. Большая, соб. д.); Давидов Сиом Сулейманович (Сартовский ряд); Девишев Валиулла Атаулимович (Татарский ряд, соб. д.); Девишев Хабибулла (Татарский ряд); Делишев Изатулла Рахматулович (Татарский ряд); Ибрагимов Якуббай (ул. Торговая, соб. д.); Мавашев Або (ул. Торговая, соб. д.); Мир-Камалев Мир-Алим (Сартовский ряд); Назаров Али-Назар-Мухамед (Сартовский ряд); Сейфуль-Мулюков Камалетдин (Татарский ряд); Уримьи-Парфенов Матр. (ул. Торговая, соб. д.); Файзыбаев Абу-Джабар (Сартовский ряд); Фахрутдинов Хуснутдин (Татарский ряд); Хамзин Хасан Юсуп (Татарский ряд); Шмелев Николай Николаевич (ул. Большая, соб. д.); Юханов Шимон (базар).

ЧАЙ: Закинов Моша Борухович.

ШЕРСТЬ (СКЛАД, ОВЕЧЬЯ И ВЕРБЛЮЖЬЯ): Адамов Шагимардем; Гусанов Абдул Ганиевич; Девишев Валиулла Атаулимович; Делишев Изатулла Рахматулович; Фахрутдинов Хуснутдин.
 

КАЗАЛИНСКИЙ УЕЗД [Жит. 312.998].

• ТОРГОВЛЯ.

МАНУФАКТУРА (ТКАНИ): Байбеков Исматулла Сейфуллин (пос. Кармакчи); Мир-Калилов Мир-Абидбай (пос. Кармакчи); Таджибаев Ходжи-Мурат (пос. Кармакчи).

• Ист. и лит.: Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи. – СПб.; Изд-во А.С.Суворина, 1895 – 1902.


Рецензии