Медитация

В коридоре центра неотложной психологической помощи лежала женщина. Вернее, она не лежала, а сидела на стуле, положив голову на стол. Она напоминала скомканный увядший цветок. Женщина тихо скулила.

Одна из дверей, расположенных по левую сторону коридора, открылась. Навстречу посетительнице
вышла специалист центра, мягко положила руку ей на плечо: "Здесь вы в безопасности. Пойдёмте со мной". - Женщины вошли в комнату с двумя креслами. Сели. В кабинете было тепло, но сотрудница центра сидела в спортивной шапке. Кажется, под этой черной шапкой у нее совсем не было волос. Она умиротворенно улыбалась:
- Дышите. Ничего не говорите пока. Просто дышите. Слушайте свое дыхание. Вдох - выдох, вдох - выдох... Ещё раз: вдох - выдох. Что-то случилось? Вы в первый раз у нас?
- Да. - посетительница снова заплакала.
- Дышите. Как вас зовут?
- Лена. Знаете, я все решила. Нужно прыгнуть вниз головой, - так! - и все закончится разом... чтобы не терпеть...
- Лена, у вас есть дети?
- Да.
- Сколько?
- Двое.
- Замечательно. Мальчики или девочки?
- Два мальчика. - посетительница отвечала на вопросы торопливо, неохотно, ей было важно рассказать о случившемся, высказаться о своем теперешнем горе, но женщина в черной шапке то и дело останавливала ее монолог вопросами, не имевшими никакого отношения к произошедшему и, как показалось посетительнице, только отвлекавшими ее от сути проблемы. Постепенно беседа повернула в иное русло:
- Лена, вам нравятся какие-нибудь животные?
- Да.
- Вы можете представить себе какое-нибудь животное, самое сильное?
- Таких нет.
- Ну почему же, нет?
- Человек убивает всех животных!
- Человек убивает человека... А есть животные, которых вы очень сильно любите?
- У меня в детстве был любимый кот, но мама выбросила его в проходящий мимо товарный поезд...
- А кошки, ведь они очень сильные! Знаете, когда кошка защищает своих котят, она невероятно сильная!
- Да, сильная!
- А как кошка кричит, когда она защищается? Можете воспроизвести этот звук?
- Я стесняюсь.
- Я тоже очень застенчивая, но вы просто попробуйте, тихонько.
- Ха! - женщина широко открыла рот-пасть и резко выпустила воздух носом. Она очень любила этот кошачий звук, этот импульс, тихий, но угрожающий.
- Замечательно! Давайте ещё раз вместе: Ха! Ха! Ещё! Ещё! Очень хорошо!
На бледных сухих губах посетительницы проскользнула слабая улыбка. И тут же из глаз снова посыпались соленые горошины, она вспомнила о своей беде:
- Всё сломалось. Всё, что я строила столько лет!
Специалист центра продолжила задавать вопросы:
- Посмотрите на свои руки. Чьи у вас руки?
- Папины.
- Когда вы говорите "папины", у вас сияют глаза.
- Папа был хорошим.
- Как его звали?
- Николай.
- А каким был ваш папа?
- Он был светлым, с чистой, светлой душой. Он очень многих людей спас.
- Вы говорите был...
- Папа умер три года назад... Меня больше некому защитить. Я совсем одна... И мой мир рассыпался час назад. Все растоптано! Меня тоже больше нет... Все сломалось, всё!
- Лена, вы не одна. Вы только что произнесли: "чистая душа". Вашего папы больше нет, но с вами осталась его чистота. Она внутри вас. Посмотрите на свои руки. Это руки Николая. Вы - частица Николая. Все, чем он был, это все теперь есть внутри вас. Он был сильным?
- Да, очень!
- И вы сильная. Вы очень сильная и очень чистая. Как ваш папа. - Женщина  в черной шапке продолжала улыбаться своей спокойной, широкой улыбкой, обнажающий острые хищные клыки. - а какие плечи были у вашего папы?
- Широкие!
- Широкие! Его плечи - это ваши плечи. А какая у него была грудь?
- Колесом!
- Да! Грудь колесом! А какая у него была мама, вы помните ее? Вы помните свою бабушку?
- Да, помню!
- Как ее звали?
- Лиза.
- Какая она была? Вы можете что-нибудь вспомнить о ней и рассказать мне? Вы хорошо ее знали?
-  Я ее мало знала, но она была такая... Она была... Милосердная... И однажды она рассмеялась, когда я ей что-то рассказывала смешное!
- Как здорово! Ваша бабушка часто смеялась?
- Очень редко. Поэтому я и запомнила.
- Прекрасно! Вы умели рассмешить свою бабушку! У вас был дар смешить свою бабушку! А что ещё вы о ней помните?
- Я знаю по рассказам отца, что после революции моего прадеда раскулачили. Бабушке тогда было тринадцать лет. Они бежали всей семьёй в лес и там копали землянку, чтобы пережить зиму. Потом они валили лес, строили себе дом в лесу. Бабушка помогала.
- Ваша бабушка была очень сильная! Иначе она бы не выжила тогда! И она помогала родителям! А вы общались с ней лично?
- Я помню, как она гордилась мной.
- Расскажите, как вы это поняли?
- У нас в деревне было очень много вдов. Так случилось из-за Второй Мировой войны. Когда я была маленькая, это были уже пожилые женщины, как и моя бабушка. И они часто спрашивали ее, когда я приезжала летом на каникулы: "А это чья?" И бабушка каждый раз с гордостью отвечала: "Эта Николая!" И в ее голосе слышна была гордость и радость.
- Это прекрасно! Ваша бабушка гордилась вами и она была счастлива, что вы есть. А что ещё вы о ней помните?
- Однажды бабушка взяла нас с собой в магазин. Меня и двух моих двоюродных братьев. Там она купила несколько буханок ржаного хлеба для своей коровы, а затем повернулась к нам:
- Чего вы хотите? Каких гостинцев? Выбирайте!
Мы так громко начали шуметь, и каждый выкрикивал свое: "Семечки! Орехи! Пряники!" В тот момент я поняла, что дело труба: бабушка точно не станет тратиться, ведь мы не можем договориться между собой, чего хотим. Но она попросила продавца взвесить каждому то, о чем он просил: кулечек семечек, кулечек орехов и пряники. Мы пошли на крышу сарая и съели это все вместе, каждый попробовал и орехи, и пряники, и семечки!
- Вы сейчас сделали необыкновенный жест! Вы обратили внимание? - психолог обратилась к своей встревоженной посетительнице, - повторите его!
Женщина раздала по кругу невидимые гостинцы, держа пальцы щепоткой, а затем нарисовала в воздухе круг.
- Ваша бабушка собирала всех вокруг себя! Вот и вы сейчас сделайте то же самое! Делайте, делайте! Дайте Николаю, дайте Лизе, дайте Лене, и каждому своему сыну дайте! А теперь нарисуйте круг! Вот так! Лизе, Лене, Николаю, мальчикам! Соберите их в круг!  Дайте Лизе, Николаю, Лене, прадедушке дайте, каждому сыну дайте. Соберите их всех в круг. А теперь соберите остальное: сердце, руки, голову, ноги, живот, - все соберите вместе! Сделайте круг! И к сердцу прижмите! Держите, держите!
Плачущая женщина слегка шевельнула большим пальцем.
- Погладьте себя, да, ещё! Это Лиза вас гладит. И Николай. И ваши дети! Утешьте себя! Вот так! Погладьте себя. Незаметно. Исподволь. Положите руку на грудь и большим пальцем погладьте себя. Это они вас утешают из глубины веков. Николай, Лиза. Ваш прадедушка. Вы не одна. Их много. Они все на вас смотрят и гордятся вами. Гордятся тем, что вы есть!
Затем психолог добавила:
- Лена, проявите любопытство, посмотрите на эту комнату, на предметы в ней.
Посетительница, все это время смотревшая то в пол, то в окно, то в стену, медленно подняла голову. В углу комнаты в горшке на подставке красовалось пышное зелёное растение. На стене висела картина. На ней было изображено поле, а на переднем плане - пшеничные колосья.
- Вы заметили, как стало легче дышать? Никогда не опускайте голову вниз, слышите? Иначе вам будет не хватать кислорода. Вы пережимаете дыхательные пути, когда смотрите себе под ноги! И ваш собеседник чувствует это, мозг подсознательно считывает эту информацию, ваш собеседник видит, что вы подавлены! Но вернёмся к вашей бабушке. Каким было ее тело, фигура, походка, помните?
- Она была ровная, прямая! Я не помню, чтобы она горбилась! Бабушка ходила по воду с коромыслом, на каждом конце - по ведру воды!
- Попробуйте изобразить это! Встаньте! Давайте пройдемся! Вот так! Плечи расправлены! Вы несёте коромысло, два ведра вкусной холодной воды! Широкие плечи расправлены! Грудь колесом! Вот так! Это идёт Лиза, идёт Николай, идёт ваш прадедушка, так идете вы!
Женщина в шапке посмотрела на свою собеседницу:
- Ваша бабушка копала землянку прямо, расправив плечи, глядя вперед перед собой, а не в землю. Понимаете? Иначе бы она ее не выкопала! -
И, немного подождав, сотрудница центра психологической помощи произнесла:
- А теперь вы должны идти. У меня есть следующий гость.
В дальнем конце коридора расположилась полная грустная женщина лет шестидесяти.
- Можно ли мне переночевать здесь у вас?
- Здесь нет такой возможности.
- Могу ли я пойти переночевать в приюте?
Тут женщина в черной шапке ответила довольно сухо:
- Все приюты для женщин с детьми переполнены. Вам придется переночевать у кого-нибудь из друзей, либо в гостинице. Всего одну ночь, хорошо? Все наладится. Вы сильная и непременно найдете решение. А теперь я провожу вас...


Рецензии