Лунёва Наталия. ФИО-летово...

Одна из самых сложных задач, стоящих перед современными авторами – найти свой узнаваемый стиль, быть верным ему, быть органичным в нём. Мне думается, Наталия Лунёва во многом уже решила эту задачу, у неё есть свой особый негромкий проникновенный голос – отчасти как творческое эхо многих исканий Серебряного века, отчасти как отголосок современной звукописи и общей каламбурности, но без постмодерна и ёрничества, с неослабевающими – из строки в строку – вслушиваниями в Слово Звучарное… Внимательный читатель, обладатель настроенного поэтического слуха, найдёт здесь и неослабевающие поиски синтеза форм и стилей, и скрытые буквологические конструкции, и – наконец – свободное движение русского языка – между форм и методологий – интегрально – к новым словам, ассоциациям, метафорам, образам… к новым Пред-Начертаниям…

Поэтика автора в целом тяготеет к словотворчеству и особому вниманию к внешней форме поэтического слова, к звукописи, к «мелкой колке слов», но там, где это не доминирует, не "перетягивает на себя" другие стратегии, особенно в стихотворении "ФИО-летово", – там возникает особая интегральная гармония… В этом стихотворении Наталии Николаевны(!) Лунёвой (ФИО!) есть особый символический авторский аспект: ФИО / Лунёва / луна / меня… Но – с другой стороны –графическое и фоническое интегрируется и символизируется здесь в целом и в звукобукве О!.. Скорее всего, у автора интуитивно получилась сквозная рифма, которая обычным нестиховедческим глазом вряд ли ощутима в таком стихотворении с вольной метрикой: ОтчЕство, ОсЕни, заморОчЕнно. Важно выделить в этих словах не только ударную, но и заударную гласную, чтобы почувствовать эту почти символическую рифмическую линию, к которой примыкает следующая пара: си-минОРНОе / замОРОчеННО. А в финале стихотворения припрятано ещё и такое слово для луны: вОРОнКОю-зрачКОм. Это условно – справа, по правой вертикали. Слева же выделяется составная анафорическая рифма, с включением названия стихотворения: ФИО-летово / Флейта / Лето… Гораздо менее заметны в целом в Интегральном стихе рифмические ассонансы типа «луна / меня». В силлаботонических катренах, например, такую рифмическую пару критик счёл бы неудачной, но в контексте и интонации Интегрального стиха эта пара рифм слышится органично, прежде всего потому, что нет рифмического ожидания ввиду отсутствия регулярного метра – это очень любопытная тенденция реабилитации слабого ассонанса в интегральном стихе с приближением к понятию рифмы интегральной – И-рифмы, или рифмы медианной, в целом – рифмы в большом диапазоне между бросающейся в глаза и едва заметной слуху и глазу…

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2020, 2023.

P.S. Тенденции и особенности И-стиха, аналогичные рассмотренным, наблюдаются также в других стихотворениях автора, приведённых ниже в подборке.

=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Наталия ЛУНЁВА


ФИО-летово

Флейта задувает фиолетово
мою фамилию,
имя,
отчество...
Лето в омуте минувшей осени
выводит ламенто си-минорное.
В шутку заливается луна
и замороченно
смотрит на меня
вращающейся воронкою-зрачком.

2020



ОБЛАЧКО

Расплывчатым облачком-оболочкой
век влачу.
Обличённые временем веки
отплачут долги ноктюрнами,
и отчаянный ветер
сломает надкрылья сверчку.
Облетев однажды листочками,
останусь одна за чертой,
а тучку…
(рыдай, не рыдай)
истомлённую тучку –
в погреб неведомого ничто отпущу.

2018



НА ВОЛНАХ СЛОВ

Копошатся,
крo'шатся словечки…
Шарк-шарк…
Шире. Тише.
Краше.
Расчеши шар
Чешира.

Котя-котик…
превращается в крота.
Далее – рот – проваливается
в черноту дыры
поводом для новых волн…

Короток
кровоток.
КриВОтоЛКИ улыбаются.
Искрится
рок.
Роток
кроток
у слепых овечек,
страшащихся волчьего
крика-рокота
из кра-
тера веков.

В объятьях чувства
звук
(опирающийся)
о чело – вечен.
Очеловечен...
в речи виолончельной...

Чтобы прозреть,
нужно снять очки,
потом веки,
очами звону внимать.

И лепи, лепи словечки
– барашки морские, –
пусть летят,
пронзая взглядом дно
и освещая вечность.

2018 / 2019



В плёсы речи
 
Тяга к тебе
укладывается на листе.
По лесу буквенному плетусь,
ласкаю взглядом
полосы выплеснутых строк,
непослушных,
словно твои волосы,
ныряю в плёсы речи,
выискивая дно глаз…
но и здесь
тебя не встретила.

2021



Отпеча(т)люсь?
 
Невский проспект
фарами пропет с утра;
атланты местные
поддерживают
небо петербургское
в хмурости,
пока ночью
мой запечатлённый поезд
не тронется о солнце
чаяньями...
А я?
отпеча… отчалю?

2021



В нео-но-пыли
 
Белые стены обнимают
красную башню.
Новая мечеть
перекликается
с пятивековым собором
цветами,
их купола сливаются с лазурным
зимним сильным небом.
А вечером засверкают огни
и разведут пыл и небыль,
и непы'ль
по ту сторону,
в казане стрекозьих сказок
и слобод.

2022



В плёсовых подоплёках
 
Август завершается
жарой аномальной.
Онемела листва, трава…
земной шар…
Жара окрашивает
лиричную
палитру Левитана
в яро-ярко кричащие тона.
С холмов смотрю
на дышащие покоем
из глубины вечного неба
купола колоколен, храмов…
Но влекут к реке
плёсовые подоплёки —
веет от них
водой живой.

2022



По купольному контуру зонта

Купольным контуром зонта
над морскою хмуростью
догорает радуга
и уносится с ветром...
Мы бродили с тобой
по цветному мосту,
спускались за зеркало глади,
касались
наших тёмных туч...
Тучи плакали
и светлели.

2020


ЛУНЁВА Наталия Николаевна
Поэт. Автор сборников стихотворений «В закутках заката» (2021) и «Заоблачные погреба» (2023), а также книги «В моей лаборатории литературного эксперимента» (2022), «…книги о том, как можно экспериментировать со словом» (Н.Лунёва). Публикации в журнале «Тонкая среда» (Тула), «Журнале ПОэтов ДООС» (Москва) и др. Живёт в Подмосковье.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV

© Лунёва Н.Н., стихи, 2018 ... 2022.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2020, 2023.


Рецензии