Неуравновешенная психика подростка

НЕУРАВНОВЕШЕННАЯ ПСИХИКА ПОДРОСТКА, КАК ВОЗМОЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМИ СООБЩЕСТВАМИ

          Проблема психологической устойчивости несовершеннолетних к манипуляционным процессам террористических организаций является одной из ключевых в контексте организации профилактической деятельности, направленной на противодействие развития терроризма в Российской Федерации. Анализ проблемы психологической устойчивости показывает, что в настоящее время несовершеннолетние, имеющие психические отклонения, всё чаще вливаются в структуры террористических организаций. Тем самым подчёркивается актуальность написания данной работы. Статья затрагивает вопросы психической неуравновешенности несовершеннолетних, которая является слабой стороной противодействия вербовочным процессам в ряды террористических организаций.
          Первые воспоминания в истории появления терроризма начинаются с I века, когда религиозно-политические течения «сикарии» захватили крепость Масаду возле Мёртвого моря и истребили весь римский гарнизон. Верования иудейских повстанцев призывали искать свою смерть на поле боя [1].
Одним из первых официально зафиксированных фактов совершения терроризма в русской истории было политическое убийство князей Бориса и Глеба их двоюродным братом, туровским князем Святополком. Также террористическими методами отличался и Иван Грозный [2].
          Таким образом и в наше время отдельные организации пытаются добиться власти путём насилия, используя террористические способы как основной метод решения своих задач. Официальный список организаций, признанных в Российской Федерации террористическими, указан на сайте ФСБ России [3].
Терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [4].
          Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях [5].
          Самым ужасающим и непредсказуемым способом исполнения террористического акта является использование несовершеннолетних преступников. Некоторые подростки ввиду своей полноценно не сформировавшейся психики легко поддаются на манипуляции умелых террористических групп. Социальные факторы и врождённые психические расстройства доводят несовершеннолетнего до крайней меры возможной реализации поставленной цели, что приводит к катастрофическим последствиям [6].
          На данный момент криминологи выделяют более двухсот причин, оказывающих влияние на развитие преступной личности. Одна из таких причин - неуравновешенность психики несовершеннолетнего.
Психические расстройства – в широком смысле состояние психики, отличное от нормального, здорового [6]. Психическая диссоциация – нарушение внутренней связи, последовательности и согласованности психических процессов [6]. Девиантное поведение (англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Понятие Д. п. шире понятий «делинквентность» (противоправное, преступное, криминальное поведение) и «антиобщественное поведение» (асоциальность) [7].
          В состоянии неуравновешенности подросток не способен контролировать воздействие посторонних на свою личность и реагирует на окружающую среду непредсказуемо.
          Психика человека контролируется головным мозгом (высшей нервной деятельностью), которая обеспечивает баланс процессов возбуждения и торможения. Преобладание активности одного из процессов нервной деятельности приводит к смещению баланса психического состояния личности, т.е. психика становится неуравновешенной.
          Причины возникновения неуравновешенной психики имеют разносторонний характер. Внешние причины: травмы, стресс, общественное влияние и нарушение мозга. Внутренние причины: наследственность и генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям.
          Симптомами психической неуравновешенности могут быть - спонтанное изменение настроения, тревожность, беспокойство, нарушение сна, утрата интереса к ранее привлекаемым занятиям, панические атаки, снижение концентрации, замкнутость, агрессия, аморальное поведение, аутоагрессия (суицидальное поведение) и нарушение аппетита.
          По статистике Института показателей оценки и здоровья, в России от психических расстройств страдает от 15,4 до 17,7 млн. человек. Институт учитывает показатели не только медицинских записей, но и социальные опросы, и собственные расчёты. Всемирная организация здравоохранения ориентируется именно на исследования Института, а не на статистику Минздрава [8]. По данным на 2020 год в России насчитывается более 900 тыс. детей с психическими расстройствами [9].
          Факт увеличения количества заболеваний несовершеннолетних психическими расстройствами увеличивает количество преступлений, ими совершаемых. Так как данные заболевания подростков в некоторых случаях приводят к стиранию грани между хорошим и плохим, лишая полноценной самостоятельной оценки совершаемого деяния. Также уделяется внимание тому, что высокая доля совершаемых несовершеннолетними правонарушений происходит групповым способом. Выделяется тот факт, что на совершение преступления влияет не только психическое заболевание подростка, но большое влияние оказывает группа (окружение).
          По официальным данным в 2022 году в России, несовершеннолетними совершено около 30 тысяч преступлений, из них тяжкие преступления составляют 43% [10].
          Процесс вербовки террористическими организациями в свои ряды тщательно спланирован и отлажен. Всё же большинство подростков уверены в том, что никогда не будут завербованы террористами. Но, как показывает практика, многие из них ошибаются. Так как подход к несовершеннолетнему подбирается профессионально и индивидуально. Неподготовленной личности очень сложно распознать процесс вербовки.
          Несмотря на индивидуальность подхода вербовочного процесса, в большинстве случаев, сам процесс имеет общий характер. Общая структура процесса вербовки:
1. Знакомство с приятным человеком и по совершенной случайности у него оказываются общие интересы или взгляды с вербуемым человеком;
2. Втирание в доверие и подстройка под тип личности. Распознавание проблем вербуемого и предложение безвозмездной помощи для их решения;
3. Подводка к взглядам несправедливости общества;
4. Проработка слабых сторон вербуемого. Давление на слабые стороны личности: замкнутость, пережитое горе, ссоры, неудачи, максимализм, внушаемость, непризнанность, недооценённость, поиск кумира, авторитета и смысла жизни;
5. Выделение вербуемого как «избранного». Возможность решения своих проблем избранным способом. Создание новой реальности мира;
6. Стимуляция нового взгляда и несправедливости общества, государственных систем и т.д.;
7. Встреча с кругом «избранных», имеющих похожие взгляды;
8. Закрепление стимуляции веры в новые и уже не чужие, а свои взгляды при помощи нового окружения;
9. Принятие в круг «избранных».
В результате пошаговой манипуляции и грамотной вербовки несовершеннолетнего террористические организации полноценно используют завербованного для своих целей.
Также примерные способы вербовки в террористические организации, указаны на сайте МВД [11].
          Вербовочный процесс довольно длительное и сложное мероприятие. Но, как показывает практика, грамотно выстроенная система приносит свои плоды.
Однако всего этого может не произойти, если полноценное воспитание, нормальное окружение и своевременное выявление отклонений в психике будут сопровождать несовершеннолетнего на протяжении всего периода взросления.
          В 2022 году в России было зарегистрировано 13 террористических актов с участием несовершеннолетних, по данным генпрокурора Игоря Краснова [12], что подтверждает вовлечение подростков в террористическую деятельность. С февраля 2022 года по апрель 2023 года в России было предотвращено 118 террористических преступлений, в которых исполнителями выступали подростки [13].
          Последствия террористического акта, совершенного несовершеннолетним преступником, имеют за собой отражение не только на преступнике и пострадавшем, но и на всей общественности в целом:
1. Плохая репутация может негативно сказаться на будущем подростка. Проблема в образовании и трудоустройстве;
2. Испытание чувства вины, страдание от стресса и разочарования, слабость самой психики – не дадут нормально пережить последствия совершенного преступления, от чего происходит подрыв психического здоровья;
3. Уголовное преследование и ограничение свободы;
4. В результате совершения преступления или участия в нём могут пострадать и другие, ни в чём неповинные люди;
5. Угнетение и ущемление близких родственников преступника, благодаря причастности или совершения преступления;
6. Появление подражателя из-за яркого освещения преступления и преступника в СМИ;
7. Утрата веры людей в безопасность, обеспечиваемую действующей властью;
8. Большие материальные и финансовые затраты для восстановления последствий происшествия;
9. Возможное увеличение численности и мощи террористической организации после удавшегося совершения террористического акта.
          Совершение террористического акта связано с возможными необратимыми потерями. Помимо людских и материальных потерь может произойти свержение действующей власти в государстве, а порой раскол или уничтожение действующей власти в целом.
          Профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, имеющими психические отклонения, являются сложной, но, как показывают события, происходящие в обществе, приоритетной задачей.
          Неуравновешенная психика подростка, вместе с тем, с несвоевременным выявлением и лечением психических расстройств, играют роль бомбы замедленного действия. Так как психические расстройства без должного лечения приводят к катастрофическим последствиям [6].
          Профилактика преступности несовершеннолетних, имеющих психические отклонения, осуществляется компетентными органами и должна включать в себя систему правовых, социальных, педагогических и других мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих к склонению несовершеннолетнего к совершению террористического акта. Также профилактика должна включать в себя использование и стимулирование положительных сторон социальной жизни общества.
          Органами, занимающимися профилактикой преступлений, должны выполняться задачи:
1. Выявление поведения, взглядов, поступков и мотивов, которые сигнализируют о возможном совершении преступления;
2. Изучение психологических особенностей подростков;
3. Выявление и устранение источников негативного воздействия на несовершеннолетних;
4. Контроль за поведением подростков с выявленными отклонениями в психике;
5. При обострении психического расстройства у несовершеннолетнего возможная изоляция его для оказания специализированной помощи;
6. Своевременное оказание помощи социально-педагогического, экономического характера семьям, находящимся в группе риска;
7. Полноценное педагогическое воспитание в формировании законопослушной культуры личности подростка;
8. Создание медийной сферы для профилактики недопущения случаев преступности несовершеннолетних;
9. Устранение роста бродяжничества и попрошайничества;
10. Профилактика алкоголизма и употребления наркотических средств среди несовершеннолетних;
11. Совместная, системная и организованная работа органов и учреждений профилактики правонарушений несовершеннолетних, а именно: комиссии по делам несовершеннолетних; органов социальной защиты; федеральных и муниципальных органов государственной власти; органов опеки; органов по делам молодёжи; органов управления здравоохранением; органов службы занятости; ОВД; органов по контролю за оборотом наркотических средств; учреждений уголовно-исполнительной системы; Министерства образования и науки РФ; образовательных учреждений и др.
          Однако выявлением, а именно постановкой диагноза психического расстройства у несовершеннолетнего, должен заниматься квалифицированный специалист – психиатр, детский психолог, психотерапевт и др. Так как психологический диагноз – это конечный результат деятельности психолога. Только у профессионала имеются необходимые знания и умения для проведения полноценной психологической диагностики, обусловленной холистическим (системным) типом мышления самого специалиста.
          В данное время наиболее приемлемая теоретическая схема психологического диагноза предложена польским психологом Янушем Рейковским (Reykowski, 1966), который выделил 4 основных направления в психодиагностике.
Также теоретико-методологические и практические аспекты психодиагностики выделены в учебнике: «Психодиагностика», Рокицкой Ю.А., который формирует общие профессиональные компетенции педагогов, психологов и других специалистов в области практической психологии [14].
         
          Исходя из анализа рассмотренного вопроса, можно сделать вывод, что борьба несовершеннолетнего с вербовочным процессом террористических организаций не должна происходить в одиночку. Так как несформированная, а порой имеющая отклонения психика подростка в силу своего опыта и возраста не подготовлена к противодействию грамотно и профессионально разработанным манипуляционным методам воздействия террористических организаций.
Поэтому только системная и организованная работа лиц, органов и учреждений профилактики терроризма и экстремизма, могут совместными усилиями помочь преодолеть возникаемые угрозы развития терроризма в Российской Федерации.

          Список литературы

1. LiveJournal – электронный журнал. Чудовищная история. Масада [Электронный ресурс] URL: https://ochendaje.livejournal.com/589104.html. – (дата обращения 29.10.2023);
2. Истории России – электронный журнал. Опричный террор – Кульминация опричного террора — конец 1569 — лето 1570 г. [Электронный ресурс] URL:  – (дата обращения 29.10.2023);
3. ФСБ РФ – официальный сайт. Единый список организаций запрещённых в РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm. – (дата обращения 29.10.2023);
4. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Статья 3. Основные понятия;
5. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ, УК РФ Статья 205. Террористический акт;
6. Степанов Н.С. Хронология преступлений в образовательных учреждениях и причины их возникновения // Инновационные научные исследовани. 2023. №10-1(33). C. 66-79. URL: https://ip-journal.ru/. – (дата обращения 01.11.2023);
7. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., Большой психологический словарь. 3-е изд., 2002 г.;
8. Сайт института показателей и оценки состояния здоровья населения [Электронный ресурс]  URL: https://www.healthdata.org/. – (дата обращения 01.11.2023);
9. Электронное периодическое издание "Парламентская газета".  В России может стать больше детских психиатров [Электронный ресурс] URL: – (дата обращения 01.11.2023);
10. Лукьянова, А. В. Современное состояние преступности несовершеннолетних / А. В. Лукьянова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41 (488). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106565/. – (дата обращения 03.11.2023);
11. Отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красногвардейскому району, Оренбургская область. Способы вербовки молодёжи в террористические организации [Электронный ресурс] URL: https://245.56.мвд.рф/news/item/17503954. – (дата обращения 03.11.2023);
12. Сетевое издание – Смотрим. Краснов предупредил о рисках организованных Киевом терактов [Электронный ресурс] URL:  https://smotrim.ru/article/3323358. – (дата обращения 04.11.2023);
13. Официальный сайт kommersant.ru. Глава ФСБ Бортников: украинские спецслужбы вербуют российскую молодежь для совершения терактов [Электронный ресурс] URL:  https://www.kommersant.ru/doc/5926814. – (дата обращения 05.11.2023);
14. Рокицкая Ю.А. Психодиагностика: учебник для вузов / Ю.А. Рокицкая; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.  г. Челябинск: Изд-во "Библиотека А. Миллера", 2021 – 140 с.

Степанов, Н. С. Неуравновешенная психика подростка, как возможный элемент манипуляции террористическими сообществами / Н. С. Степанов, Д. В. Зыков // Актуальные вопросы фундаментальных и прикладных научных исследований : Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции, Уфа, 07 ноября 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2023. – С. 33-44. – EDN ZJKGJN.


Рецензии