Преступления совершаемые в ОУ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ СОВЕРШАЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ПУТИ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

          В статье рассматриваются преступления, совершаемые в образовательных учреждениях. Рассматриваются открытые актуальные данные по совершенным преступлениям и их последствиям, для создания путей, возможностей и способов предотвращения данного типа правонарушений. Внимание обращается на анализ хронологии совершения рассматриваемых преступлений в России, их причины возникновения и последствия, повлекшие за собой в результате их реализации. На основе анализа причин возникновения преступлений, совершаемых в образовательных учреждениях предложены пути предотвращения данного вида преступлений.

          В последние годы отмечается, что в социальной действительности, происходит увеличение масштабов и форм преступлений, имеющих собой террористическую направленность. Социально-политическая разобщенность общества не даёт полноценной защиты и возможности предотвращения террористического акта на всех этапах его причин возникновения и совершения.
          Изучение хронологии преступлений совершенных в образовательных учреждениях [1], открывает причины и ужасные последствия их совершения. Именно поэтому, необходимость изучения преступлений, совершаемых в образовательных учреждениях и нахождение путей их предотвращения - является одной из важнейших задач научного сообщества России.
          Преступления, совершаемые в образовательных учреждениях, имеют под собой террористический подтекст.
          Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [2].
          Преступления, совершаемые в образовательных учреждениях, имеют последствия, отражающиеся на разных сферах деятельности государства: экономические, социальные, политические и другие.
          Причины совершения террористического акта могут быть различные, однако отмечается, что в основе террористических преступлений лежат экономические причины. Экономический терроризм [3], направлен против физических и юридических лиц государства.
          Примером экономических последствий террористического акта, совершенного в образовательном учреждении, является террористический акт совершенный 1 сентября 2004 года, в школе №1, г. Беслан. В результате теракта погибли 333 человека и более 783 получили ранения. Экономический ущерб от теракта на 2004 год, превысил 34 миллиона рублей [4].
          Тщательно спланированные террористические акты политической направленности могут привести к катастрофическим последствиям для действующей власти. Например, анализ террористической деятельности большевиков [5], [6], в годы первой русской революции показывает, что тщательно спланированный террор, используемый на разных уровнях революционной иерархии, может привести к свержению действующей власти.
          Крупный террористический акт, совершенный в образовательном учреждении, может повлечь за собой непредсказуемые масштабные социальные последствия. Социальными последствиями совершенного террористического акта в образовательном учреждении могут быть:
1. Волнения широкого масштаба, устроенные родными и близкими пострадавших, неравнодушными и противниками действующего правительства. В результате чего может быть подорвана легитимность отечественной государственной власти, как неспособная обеспечить безопасность своих граждан;
2. Межрелигиозные столкновения. Касаемо Российской Федерации, основными религиозными направлениями являются православие и ислам. Преступные формирования, применяющие террористические методы борьбы с действующей властью, используя религиозные чувства в качестве тактического приёма для манипулирования поведением людей, могут направить их к единению с течениями, имеющими террористическую идеологию. Примером религиозных столкновений, приведших к катастрофическим последствиям, является террористический акт, совершенный террористическим течением «Аль-Каида» [7], 11 сентября 2001 года [8]. Своей целью «Аль-Каида» считает – создание справедливых исламских государств, подготовку всемирной исламской революции и новый порядок без «неверных».
Данное происшествие повлекло за собой появление термина «исламофобия» [9]. Отдельные люди, благодаря средствам массовой информации и другим причинам, стали смешивать понятия «ислам» и «терроризм». В некоторых странах, данный факт, привёл к началу дискриминации мусульманского населения;
3. Межнациональные волнения, как мысль об угнетении малых народов государства. В результате, которых могут возникнуть вооруженные и другие столкновения с представителями других национальностей и правоохранительными органами данного региона;
4. В результате террористического акта, совершенного в образовательном учреждении, где обучаются относительно бедные слои населения, может вызвать за собой негативную реакцию из-за якобы несправедливости в обеспечении безопасности государством.
Оказавшиеся в материально подавленном состоянии люди, могут испытывать чувство горести и недовольства, возникающие из-за ощущения несправедливости. Совершением подобной акции, террористические группировки, умелым расчетом и манипуляциями подавленного состояния недовольного, могут привлечь их к достижению своих террористических целей [10].
5. Другие социальные последствия.
          Таким образом, преступления, совершаемые в образовательных учреждениях, имеют непредсказуемые последствия, которые могут повлиять как на отдельную область жизнедеятельности государства, так и на всё государственное устройство в целом.
          Как показывает мировая практика борьбы с преступлениями, совершаемыми в образовательных учреждениях, традиционные методы борьбы не дают особого положительного эффекта.
          Анализ причин и последствий преступлений, совершаемых в образовательных учреждениях, позволяет прийти к выводу о том, что необходима разработка более эффективных методов, направленных на предотвращение данного вида преступлений.
          Разработка эффективных методов предотвращения преступлений, имеющих своей направленностью террористический характер, входит в перечень мер противодействия терроризму.
          Противодействие терроризму [11] - деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
          Меры противодействия терроризму своим воздействием обеспечивают антитеррористическую защищённость объекта (территории).
          Антитеррористическая защищенность объекта (территории) [12] - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
          Проведя анализ хронологии, причин и последствий преступлений, совершенных в образовательных учреждениях России, можно предложить пути предотвращения их возникновения. Однако, пути предотвращения преступлений в образовательных учреждениях, не должны противоречить основному законодательству Российской Федерации, относящемуся к данному типу преступлений:
1. ФЗ от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
2. ФЗ от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму»;
3. ФЗ от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности»;
4. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009);
5. Указ Президента РФ от 26.07.2011 г. № 988 «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации»);
6. Постановление Правительства РФ № 1244 «Об антитеррористической защищённости объектов (территорий)» от 25.12.2013 г.;
7. Постановление Правительства РФ № 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Минобрнауки России…» от 07.11.2019 г.
          Пути предотвращения преступлений, совершаемых в образовательных учреждениях:
1. Правовое воспитание и правовое обучение учащихся в образовательных учреждениях, и их родителей. В рамках индивидуальной профилактической работы;
2. Повышение уровня правового сознания и правовой культуры несовершеннолетних. Для организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3. Комплексный подход, включающий проведение исследований с применением специализированных методов для сбора и анализа данных, получаемых из онлайн сервисов, для выявления факторов риска;
4. Создание и внедрение в образовательных учреждениях единой системы (процедуры) оценки угроз совершения преступлений лицами, не относящимися к образовательному учреждению;
5. Расширить полномочия школьной администрации, для возможности проведения полноценной индивидуальной работы с обучающимися. Не только с отстающими, но обхватывая полный штат обучающихся;
6. Внедрение системы поощрительных мер для учащихся образовательного учреждения, сообщающих сотрудникам учреждения об особенностях поведения одноклассников и других учеников, имеющих отклонение от обычной социальной нормы;
7. Обязательно, необходимо устранять закрытые для наблюдения зоны на территории образовательного учреждения и вблизи него;
8. Обязательно, устанавливать на территории образовательного учреждения видеонаблюдение, металлодетекторы и средства сигнализации;
9. Обязательный, полноценный досмотр и допуск в образовательное учреждение посторонних лиц с применением специальных для досмотра посетителей устройств;
10. Упростить межведомственные взаимодействия преподавателей, подростковых врачей, врачей психиатров и сотрудников правоохранительных органов. Для возможности упрощения делать анализ и оценку риска нападений на образовательное учреждение.
          Таким образом, анализ хронологии и причин возникновения преступлений в образовательных учреждениях показал, что большую роль в их предотвращении играет социальная среда. Ощущение угрозы безопасности или недовольство политикой государства, могут привести к нарушению психического здоровья населения.           Морально подавленная личность, легко поддаётся манипуляциям лиц, состоящих в террористических организациях. Тем самым создаётся угроза совершения террористического акта в абсолютно любом образовательном учреждении России.
          Анализируя выше сказанное, предложенные меры по профилактике и предотвращению преступлений, совершаемых в образовательных учреждениях, удовлетворяют цель написания данной работы.
          Обучающиеся в образовательных учреждениях, ощущая свою защищенность, будут сосредоточены на обучении, а не страхе и ожидании совершения террористического акта или подобного преступления.
          Однако реализация предложенных методов и способов профилактики, и предотвращения рассматриваемых преступлений является долгосрочным процессом, включающим в себя необходимость наличия необходимых средств и взаимодействие между различными заинтересованными сторонами.

Список литературы

1. Степанов Н.С. Хронология преступлений в образовательных учреждениях и причины их возникновения // Инновационные научные исследования. 2023. № 10-1(33). С. 66-79. URL: https//ip-journal.ru/;
2. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму», Статья 3. Основные понятия, п.1;
3. Wikipedia. [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия – / Wikipedia. - Электронные данные. Режим доступа: URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Economic_terrorism;
4. Wikipedia. [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия – / Wikipedia. - Электронные данные. Режим доступа: URL: 5. Гейфман А. Революционный террор в России, 1894—1917/ Пер. с англ. Е. Дорман. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. — 448 с. — (Серия «Экспресс») — ISBN 5-232-00608-8, глава 3. «Социал-демократы и террор»;
6. Wikipedia. [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия – / Wikipedia. - Электронные данные. Режим доступа: URL: 7. Wikipedia. [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия – / Wikipedia. - Электронные данные. Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аль-Каида;
8. Wikipedia. [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия – / Wikipedia. - Электронные данные. Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Террористические_ акты_11_сентября_2001_года;
9. Wikipedia. [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия – / Wikipedia. - Электронные данные. Режим доступа: URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Islamophobia;
10. Ильин Н.П. Экономика и терроризм / Н.П. Ильин // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2017 – С. 246 – 252;
11. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму», Статья 3. Основные понятия, п.4;
12. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму», Статья 3. Основныепонятия, п.6.

Степанов, Н. С. Преступления, совершаемые в образовательных учреждениях и пути их предотвращения / Н. С. Степанов // Актуальные вопросы современной науки : Сборник трудов по материалам XIV Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 13 ноября 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2023. – С. 104-113.


Рецензии