Мои рассуждения о музыке, написанные спонтанно, та

Вообще-то моя статейка называется "Мои рассуждения о музыке, написанные спонтанно, так как мне постоянно кто-то мешает", но тут места не хватило.
И так:


Музыка постоянно меняется, что-то устаревает и забывается, а что-то бесконечно ремиксируется, переиздаётся, а что-то стоит столпом и обсуждать, даже с небольшой иронией, никак нельзя, ибо анафема.

Немногие думают как и я, а я думаю так, что любая музыка в момент выхода звучала иначе для слушателя, так как была создана именно для того временного периода, когда и вышла. В некоторых мелодиях есть ирония, отсылка к чему--то прошлому, которая, с приходом новых слушателей не ощущается, а старыми забыта, как запах подгоревшего овощного рагу при входе в детский сад.
Нельзя играть джаз с брейкерской повязкой на голове, так же как в вальсе не к месту будет банджо.

Однажды (в году так 2018) слушая в автомобиле запись одной старой компиляции 50-60-х годов, мой спутник, молодой человек 25 лет, услышав Doris Day - Oh! What A Lover You'll Be , 1959 года , сказал:
– Ну это же не 60-е, это вообще ретро какое-то!
на что я ему ответил, что ретро было всегда.
И это его обозначение и другие мнения, меня заставили задуматься, почему моя музыка, которую я люблю, в основном никому не нравилась и не нравится до сих пор.

Как-то я прочитал, в заморском журнале интервью Hank Marvin из английской сёрф-группы The Shadows, где было сказано, что звук его гитары, сводил с ума тогдашнюю молодёжь. Эта плотность и отчётливость звучания поражала мозг слушателя.
Пожилые англичане, не могли понять этот шум.
Но после появления Роллинг Стоунз пенсионеры признали всё таки лёгкость сёрф-звучания.

Битлз, сегодняшний меломан, выросший на Metallica или на Sepultura, не воспринимает как рок. Он называет это попсой, приводя старых поклонников (к коим и я отношусь) в лютую психопатию.
Его то, этого поклонника death-metal, я понимаю. Ему после зубодробильного ритма, музыка Битлз, кажется, медленной чередой аккордов.
Ну, а что и как было с бит-музыкой в 60-х, ему даже посмотреть лень на YouTube. Он наверно уверен, что тогда тоже Битлз считали унылой не прогрессивной музыкой.

Теперь же подобный звук (а'ля The Shadows или The Ventures) трогает только ретроманов. Даже использование такого же звука у популярной группы "Браво" в 90-х, никакого восторга не вызывало. И непонятно почему, ведь красиво же играли. Может из-за текста? Он мешал слушателю полностью погрузится в этот саунд? Или всё таки, со временем восприятие ушных раковин стало не таким?

Далее:
почему мне некоторые итальянские исполнители начала 80-х казались немного устаревшими.
А потому, что несмотря на новые аранжировки, подачу и использование новых технологий, они играли всё таки старую музыку а-ля 60-х. Эту гармонию можно легко проверить, просто вновь включить любимые песни например Ricchi E Poveri, Umberto Tozzi или Pupo.
Могла ли быть эта ностальгия по былым зелёным годам у артистов? Конечно могла, тем более что период их созревания как молодёжи, на 60-е и приходился.
Кстати, даже Дитер Болен не раз проходился по той-же старой тематике, это особенно заметно в треке Love Don't Live Here Anymore "Modern Talking".
А любимейший нами Винс Кларк из "Depeche Mode", вообще массу таких синглов наделал и даже заразил Гора на некоторое время, но слава богу Мартин быстро переболел.

В передаче о музыке 80-х, с какого-то американского телеканала, может быть даже MTV, известные продюсеры таких исполнителей как Madonna, Kylie Minogue, Rock Astley, Boney M., признались, что у них такая масса мелодий насочинена, что девать просто некуда - библиотеки их студий переполнены. Хитовые треки лежат, пылятся и ждут новой волны интереса к прошлой музыке. Типа будут снова носить джинсы Levi's с высоким поясом, мы вам быстренько всунем чего-нибудь подобающего той эпохи. А что, теперь Levi's с другой молнией выпускают? И на резинке вместо ремня? Поняли и мы добавим вместо Roland D-50, какой-нибудь Casio CDP-S110.
Звучание станет слабее? Ничего страшного! Мы сделаем так, что любая звучащая погремушка станет звуком десятилетия.

Поэтому мы, как это не прискорбно, в большинстве случаев, слушаем сегодняшние хиты, сделанные уже давно. Как свет от звезды, которая погибла миллиарды лет назад, а мы с восторгом тычем на неё пальцем сегодня. Мы тычем, в общем-то в пустоту.
Стоит обратить внимание на те мелодии, которые мы считали своими хитами - покопаешься в композиторах, в аранжировщиках, а там люди сотворившие твой шлягер родились лет на 20-40 раньше тебя.

Далее о модном звуке, типа ошеломляющего лидер-гитарного The Shadows.
В 90-х им стал бас.
Тут тоже интересно. Вот раньше, до изобретения бас-гитары, был прекрасно звучащий контрабас. Тёплый, такой весь из себя глубокий, добрый.
Нет, надо всем перейти на бас-гитару. Кто там у нас один из первых был?
Monk Montgomery (October 10, 1921 – May 20, 1982), на обложке пластинки, записанной в составе группы The Mastersounds, он гордо выпячивает свой Fender Precision (если я не ошибаюсь) на передний план, когда вся группа находится по бокам и сзади инструмента.
Удобный инструмент. С ним можно уже не стоять как вкопанный, а скакать аки Flea из Red Hot Chili Peppers. Хотя если посмотреть концерты Lee Rocker (Stray Cats), то можно подумать что и контрабас не такой уж тяжёлый.
Звук конечно разный. Практически все известные артисты перешли на гитару. Вид иной. Модно уже быть с гитарой. А возможностей сколько!
Даже утративший значимость контрабасный смычок можно применить, как символ его ненужности.
60-70 и даже 80-е, вся музыка с бас-гитарой. Единицы только тычут в синтезаторы извлекая басы, одни из-за наглости эксперимента, а другие из-за недостатка средств. И всё таки, электроника завоевала свою нишу. И теперь простого, практически невыделяемого инструмента, в составе барабанов и лидер-гитары, заменяет синтезатор, а то и компьютер.
Где теперь искусные пассажи папы бас-гитары или дедушки контрабаса? Теперь играет односложный механизм. И как нам показали 90-е, чем больше он гудит, тем лучше. Bass Music, Miami Bass, Drum And Bass - теперь мы забиваем голову таким звуком. А если не слабо или соседи плачут за дверьми, то садись в свой авто, закрой все двери и окна и включай по новой - теперь ты наслаждаешься музыкой с прохожими.

Вот как бы отреагировали бы фанаты безумного звука The Shadows, на (уже) старую и не актуальную уже bass-музыку 90-х, которая смешит слушателя dubstep 10-20 годов нашего нового столетия, с его всевозможными скрежеталками и мрачной атмосферой.

Иногда смотрю на старые записи молодёжи 1920-30 гг, которые танцевали под чарлстоны и под рагтаймы свои разухабистые танцы и всерьёз задумываюсь на их несерерьзность. Ведь танцевать в приличных костюмах такой танец, ну это чистой воды стёб.
Такой же, как и у Битлз или у Крафтверк, в своих строгих пиджаках и галстуках. Это не мода - это стёб на моду. Не стоит думать, что они такие вот приличные и серьёзные.
Вот чем, мне понравился первичный звук junglе? А тем, что он был нарочито состарен. Неужели джанглисты не могли сделать что-то более новое со звуком? Могли. Они и сделали это в конце 90-х испортив свой же style, а вначале они звучали как старые ямайские ска-пластинки, записанные под заваленными окурками навесах под пальмой.
Этим ранний джангл и был интересен.

В СССР и в сегодняшней РФ, я заметил такую тенденцию - если музыкант делает пародию на какую-нибудь западную музыку, у него это получается лучше, чем его собственные произведения. Так было, например с эстонскими группами "Витамин" и "Апельсин". Для фильма "Полёты во сне и наяву" композитор Вадим Храпачёв написал такую мелодию, что её легко спутать с зарубежными группами той поры, например с Cerrone. Жаль, что не было хорошего продюсера у трека.
А вот наш "Зодиак", несмотря на огромную популярность дома, не думаю, что был замечен западнее Молдавской и Белоруской ССР. Даже не понимаю, почему это "наш ответ Space". Они на западе что, спрашивали у нас?.

Есть ещё такое наблюдение. Как-то барабанщик "Зоопарка" Валерий Кирилов вспоминал, что ему приходилось барабанить, под драм-машины, упрощая свою технику, чтобы быть моднее.
И мы подобное слышим в подавляющих треках отечественных хитов и не хитов 80-х. Такое ощущение, что аппаратуру передавали из рук в руки.
Типа:
– Эй, ты уже записал свой трек?
– Так давай мне давай синтез быстрее, а то у меня хит простаивает.
– Не могу, во-первых он не мой, а во-вторых Сеня сегодня вечером заберёт.
Однако, теперь и такая музыка стала приятным ностальгическим трендом - soviet wave называют.

Ух, даже не знаю продолжать ли мне писать эти свои наблюдения. Может это всё мне кажется?

08.12.2023
Санкт-Петербург

по ссылке вы сможете послушать музыкальные примеры упомянутых в статье групп


Рецензии