Раввин Марк Геллман о Боли и Страдании

By Rabbi Marc Gellman

The difference between pain and suffering


* * *
Разница между болью и страданием

Главное, что боль и страдание – это не одно и то же. Боль – это не выбор. Страдание – это выбор. Если вы уроните тяжелый предмет на ногу, вы почувствуете (вы должны) почувствовать боль. Это естественная реакция на угрозу вашему здоровью. С другой стороны, страдание — это выбор, который мы делаем, чтобы позволить боли сломить нас. Нам не нужно делать выбор в пользу страданий. Вместо этого мы можем принять решение принять боль, преодолеть ее и справиться с болью. Великий дар веры заключается в том, что она учит нас, как сделать выбор не страдать.

Какими путями вера помогает нам преодолевать страдания?

Один путь – принятие. Мое любимое духовное учение о принятии можно найти в письме анонимного солдата Конфедерации (Речь идет о Конфедерации южных штатов в Гражданской войне в США. Прим. перев):

«Я просил Бога сделать меня сильным для больших свершений;
Мне дана была хилость, чтобы научиться смирению.
Я просил здоровья для великих деяний;
Мне дана была немощь для лучших деяний.
Я просил богатства, чтобы быть счастливым;
Мне дана была бедность, чтобы быть мудрым.
Я просил власти, чтобы быть восславленным;
Мне была дана слабость, чтоб я познал нужду в Боге.
Я просил всего, чтобы наслаждаться жизнью;
Мне дана была жизнь, чтобы я мог наслаждаться всем.
Я не получил ничего из того, что просил, но получил все, на что надеялся.
Едва ли не вопреки мне, мои невысказанные молитвы были услышаны.
И я один из тех - самых благословенных.»

Это учение о принятии также является основным столпом восточной религиозной мысли. Цель буддизма – преодоление страданий, называемых дуккха. Лао Цзы, китайский философ VI века, основатель даосизма, писал:

«Будьте довольны тем, что у вас есть.
Радуйтесь тому, как обстоят дела.
Когда вы понимаете, что нет ничего недостающего,
Весь мир принадлежит вам»

Еще одним духовным элементом учения о том, как избежать страданий, является бесстрашие. Самый частый отрывок во всей Библии — «Не бойтесь». Это самое известное обещание в самом известном псалме, Псалме 23: «Да, если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мной».

(Псалтирь 22:1-6
Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни. Прим. перев).

Источником мужества является вера в то, что мы встречаем жизненные невзгоды с любящим Богом, сопровождающим нас в нашем путешествии. Религиозная жизнь не гарантирует нам жизнь без боли, но она гарантирует нам жизнь без страданий, если мы просто поверим в спасительную силу Бога.

Духовное бесстрашие – это не где-то за пределами достижимого. Сила выбора не страдать находится внутри каждого из нас.

Однажды, на берегу океана в Калифорнии я увидел уличную художницу, назвавшуюся «Рассветом Санта-Фе», которая продавала разрисованные крышки от банок с краской. Она была оборванной, но улыбалась, и, по какой-то причине, когда я подошел к ней, она подняла крышку с надписью: «Когда ты дойдешь до края света, известного тебе; и будешь готов ступить со скалы в неизвестность; Верь, что произойдет одно из двух: или будет что-то твердое, на чем ты устоишь… или… тебя научат летать!»

Аминь


Рецензии
Вспомнилась одна притча:
"Я просила Бога забрать мою гордыню, и Бог ответил мне — нет. Он сказал, что гордыню не забирают — от нее отрекаются.
Я просила Бога исцелить мою прикованную к постели дочку. Бог сказал мне — нет. Душа ее в надежности, а тело все равно умрет.
Я просила Бога даровать мне терпение, и Бог сказал — нет. Он сказал, что терпение появляется в результате испытаний — его не дают, а заслуживают.
Я просила Бога подарить мне счастье, и Бог сказал — нет. Он сказал, что дает благословение, а буду ли я счастлива, или нет — зависит от меня.
Я просила Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал — нет. Он сказал, что страдания отворачивают человека от мирских забот и приводят к Нему.
Я просила Бога, чтобы дух мой рос, и Бог сказал — нет. Он сказал, что дух должен вырасти сам.
Я просила сил — и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.
Я просила мудрости — и Бог послал мне проблемы, над которыми нужно ломать голову.
Я просила мужества — и Бог послал мне опасности.
Я просила любви — и Бог послал несчастных, которые нуждаются в моей помощи.
Я просила благ — и Бог дал мне возможности.
Я не получила ничего из того, что хотела — я получила все, что мне было НУЖНО!

Бог услышал мои молитвы.

Я просила Бога научить меня любить всех людей так, как Он любит меня. «Наконец, — сказал Господь, — ты поняла, что нужно просить»."

:)

=Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.= Исаии. глава 48, стих 17.

Здоровья нам.

Ваня Сталкер   08.12.2023 08:01     Заявить о нарушении
Да, это очень похоже на цитату, которую приводит раввин.

На мой взгляд, Марк Геллман упрощает проблему, сводит ее к отдельному человеку, а не к человеку социальному.

Если падает кирпич на ногу, можно недопустить, чтобы боль перешла в страдание (пример, который приводит раввин). Как говорил Высоцкий, «это не горе - если болит нога». Но надо ли недопускать страдание при виде чужой боли? Этого раввин не касается. А это как раз и есть важнейший вопрос, особенно сегодня: может ли человек отрешиться от со-чувствия, со-страдания?

На наших глазах народ, главной чертой которого была всемирная отзывчивость, со-чувствие ко всем угнетенным, превратился в народ, о котором бывший Премер Израиля Эхуд Ольмерт говорит, как о народе оккупанте, о кислых плодах оккупации, о моральнй деградацией израильтян:

«и кислые плоды с точки зрения того, что она (оккупация) делает с нами, с израильской психикой, с поведением израильтян, с чувством порядочности, с человечностью, которую мы теряем».

Спасибо за отзыв!

Михаил Абрамов   09.12.2023 04:03   Заявить о нарушении
"Народ" - это прежде всего Мировоззрение, которое передаётся из рода в род. Потом уже предки-современники-потомки. Потом уже территория, на которой могилы предков.
Как только эту последовательность нарушают (идеология строится на: земля-предки-Мировоззрение или предки-земля-Мировоззрение) Идеология подменяет Мировоззрение и народ становится зомбированной толпой. Повсеместно. Не только в Израиле.

Понимание, которое вкладываю "Идеология vs Мировоззрение" http://proza.ru/2023/02/01/1386

Здоровья нам.

Ваня Сталкер   09.12.2023 12:05   Заявить о нарушении