Молодец

В одном селении, у самого берега моря, жила женщина с тремя детьми. Бедно жила эта семья, впроголодь. Старший сын женщины Атвук силён был и плечист не по годам. Очень любил юноша мать и сестрёнку с братом, жалел их, а потому во всём помогал матери. Вставал он рано, колол дрова, воду носил, рыбачил, младших кормил и шёл по селу в поисках работы. В селении Атвука все знали, хоть и было ему всего четырнадцать лет от роду, да умел он многое, всему селу помогал. Кому поможет землю вспахать, кому дров наколоть, а кому и дом подлатать подсобить мог. За это люди его благодарили, чем могли, то рыбой, то с огорода чего, то и просто добрым словом да полезным советом.

Появился однажды в том селении старик, много лет и зим он прожил, многое видел, и многое он умел, да только здоровье его стало подводить, и поспрашивал он у людей себе помощника удалого, молодого да умелого. Рассказали люди старому про Атвука, что есть у них такой молодец, силой да сердцем добрым не обделённый. С тех пор и стал Атвук старику помогать.

Трудился юноша не покладая рук, всё делал, что просил старик, очень доволен был старец и в награду доставал он из погреба подарки: блюда расписные, шкуры зверей разных и отрез ткани белой и давал наказ:
– Ты бери эти дары, молодец, матери их отдай, пусть она их на дичь да рыбу выменяет, а отрез ткани белой бережёт и каждый месяц шьёт тебе новую рубаху, ты её носи, когда будешь ко мне приходить, будет мне отрада.

Заработанное честным трудом молодец относил матери, а та меняла всё на дичь да рыбу, чтобы кормить семью, оставляла только отрез ткани белой и каждый месяц сыну новую рубаху шила. Так прошло несколько месяцев, Атвук всё также помогал старику по хозяйству, а старик всё также дарами юношу одаривал, доставал их из погреба, а погреб запирал и строго настрого запрещал юноше туда спускаться. Стало Атвуку любопытно, что же в погребе том еще запрятано.

Уснул как-то старый, а Атвук доделав все дела по хозяйству, решил тихонько в погреб спуститься да посмотреть, что там. Спускается он в погреб и видит добра столько, что не описать, не рассказать, а если и расскажешь, то и не поверит никто. Разглядывает юноша богатства дивные, любуется, да не заметил, как старик проснулся и тайком за ним наблюдает. Ничего не взял юноша из погреба того, подивился только, да красть не стал, закрыл дверь погреба, будто и не отпирал ее. Старик же сделал вид, что только проснулся, пошёл в погреб и достал подарки: блюда расписные, шкуры зверей разных и отрез ткани белой и давал наказ:
– Ты бери эти дары, молодец, матери их отдай, пусть она их на дичь да рыбу выменяет, а из отреза ткани белой сошьёт тебе ещё одну новую рубаху, ты её в следующий раз надень, как ко мне соберешься, будет мне отрада.

Шло время, молодец старику помогал. Хорошо помогал, не ленился, да только погреб с богатствами всё покоя Атвуку не давал. Мысли всякие голову юноши посещали. И вот как-то уснул старый и Атвук вновь в погреб спустился, стоит на богатства загляделся, да не заметил, как старик проснулся и тайком за ним наблюдает. В этот раз не удержался Атвук, решил, что старый не обеднеет, да и не заметит пропажи, если совсем немного дивных вещей пропадёт. И вот берёт юноша блюдо расписное, а оно в старую лохань превращается да в щепки рассыпается, глядит молодец, а богатства все в щепки обернулись. Испугался Атвук, закрыл дверь погреба, будто и не отпирал её, да только старик его тут как тут поджидал, посмотрел старик на рубаху юноши и говорит:
–Я тебя полюбил как сына и зла тебе не желал. За службу хорошую, я тебя дарами щедрыми одаривал. Блюда расписные да шкуры зверей разных я для матери твоей давал, чтобы вы есть могли досыта, а отрезы ткани белой давал, чтобы мать тебе рубахи шила новые. Эти рубахи тебя силой да здоровьем питали. Только видишь, Атвук, ослушался ты меня, из погреба моего украсть захотел. А раз ты моё добро так принял, то и принимай свою награду.
Хотел юноша хоть слово за себя вымолвить, да только будто нем стал, взглянул на руки свои, а они перьями покрываются …

В одном селении, у самого берега моря, жила женщина с двумя детьми, над домом их летал белоплечий орлан. Время от времени он им то рыбу подкидывал, то зайца, а то и песца пушистого.


Рецензии