Гипербореи это мы

     Древние греки утверждали, что где-то на севере есть страна, в которой люди живут по совести и справедливости. Сюда временами прилетал на стае лебедей сам бог Аполлон.
     Читаю незатейливый рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Вольный челвек Яшка» . Обессилившие от непогоды дикие гуси садятся прямо на судёнышко, на котором спит его команда и бурлаки. Голодные, уставшие люди набрасываются на лёгкую добычу. Однако находится среди них человек, сумевший убедить товарищей отпустить на волю несчастных гусей. Нашёлся только один человек, который успел зарезать гуся. Примечательно то, что этот человек стоял на ступеньку выше всех остальных на социальной лестнице.
     Рассказ напомнил мне ситуацию из новеллы В.Астафьева «Летит черное перо». 
 
. В ней сельский электрик, чиня проводку, поднимается на чердак дома местного служителя правосудия и обнаруживает там сотню лебединых тушек. В ту пору обессилевшие от непогоды птицы падали на лёд реки и тоже становились лёгкой добычей.
     Мне простенький рассказ Мамина-Сибиряка нравится даже больше, чем яркое и высокохудожественное произведение «Царь-рыба», откуда и упомянутая новелла. И вот почему. В первом произведение описано то, как должен вести себя человек, а во втором, напротив, как подло и недостойно он часто ведёт себя по отношению к природе, к другим людям.
     Бессовестное двуличие людей, привыкших всё делить на «де-юре» и «де-факто», на то, что по закону и то, что по совести. Непомерная жадность, жестокость у людей неглупых, даже умных и образованных. Неуживчивость.
     Поэт, публицист, издатель Иван Аксаков. Тот, что славянофил, муж дочери поэта Ф.Тютчева, фрейлины императрицы. В письме своей знакомой жалуется на гадких соседей. Он решил укрепить на фасаде дома, в котором проживал, вывеску с названием своего очередного издательства. Кажется, «Газета «Парус». Это не понравилось княгине, проживавшей сверху. Она попросила убрать вывеску. Иван Сергеевич возразил, сказав, что это же не вывеска трактира и не уступил. Княгиня пожаловалась властям и те неоднократно уговаривали поэта   уступить даме. Приводили разные доводы. Художественный облик дома, мол, нарушается и прочие. Поэт ни в какую. Тогда власти подговорили владельца дома и тот заявил, что откажет Аксакову в аренде, поскольку князь с княгиней платят ему гораздо больше.
     Вот такой банальный конфликт между представителями высшего общества, «света».
     В одном из своих стихотворений И.Аксаков исповедуется и бичует собственные пороки:
«В чаду тщеславных искушений,
Как душу ты ни сторожи,
В ней мало чистых побуждений,
В ней мало правды, много лжи!
Так мало в нас любви и веры,
Так в сердце мало теплоты,
Так мы умны, умны без меры,
Так мы боимся простоты!

Так часто громкими речами
Клянем мы иго светских уз;
Но между словом и делами
Так наш неискренен союз!»
     Да, надо, надо нам работать над собой, самосовершенствоваться. Ведь мы потомки древних и честных гиперборейцев. Если не мы, то кто же?


Рецензии