Солы, солчи, сильвы

СОЛЫ, СОЛЧИ, СИЛЬВЫ


"Сильвы" согласно античным источникам жили за пределами Кавк. Албании "по всему челу гор". Мы считаем абсолютно доказанным, что это, как минимум, часть предков горско-ауарского народа. В эту группировку могли входить и другие предки современных нахско-дагестанских народов, но кто конкретно трудно судить. При любом раскладе, в качестве наиболее близкого прежнему ауарскому этносу должны рассматриваться популяции, связанные с предками современных кайтагских даргинцев. На это указывает как генетика отцовской линии происхождения отцовской линии обоих популяций, так и исторические свидетельства- кайтагцы и ауары постоянные союзники с неизменными династическими браками. Сам этнический термин "хонзан" фигурирует в иранских источниках на равнине, примерно в кайтагской зоне раньше чем он "вынырнул" в горах.

Для работы со всякого рода этническими терминами, топонимами, ойконимами и пр. необходимо знание древних языков прежде всего для того, чтобы "заточить" имеющиеся навыки филолога, лингвиста под архаику, под мир минувших поколений. Дело в том, что современный мир и мир древних не всегда совпадают. То чему сегодня придают повышенное внимание, в древности могли не считать чем-то важным, значимым. Одним из ярких примеров того, мир современных людей и мир древних говорят, как бы, на разных языках - этноним "нохчи", которому некоторые уважаемые представители чеченской интеллегинции, на их взгляд, нашли самую подходящую этимологию: 1. "меткие стрелки"; 2. "изготовители сыра". Но такого однозначно быть не может. Древним была не ахти какой важной ни меткая стрельба, ни производство сыра. Они мыслили другими категориями, придавали значение другим вещам.

Для выяснения значения любого этнонима, прежде всего, необходим сбор местных лексических данных- литер. язык, диалекты, затем языки соседей, потом поиски по всей имеющейся нахско-дагестанской лексике и сверка с историческими сведениями. Древние языки типа древнегреческого, латинского, готского и др. позволяют двигаться в верном направлении, обнаруживать причино-следственные связи.

В данной статье мы хотели бы привести пример соответствия готского HROT с диал. ауарским СОЛЧИ "член рода", но вовсе не с претензией на "совпадение", "родство" основ - они не родственны-, а исключительно с точки зрения семантики. Она важна, так как проливает свет на сознание древних, позволяет улавливать их ход мыслей.Мы вообще не имеем права сочинять что-либо своё, прежде чем пускаться в поиски подходящей лексики для сопоставление, следует исходить из сознания самих древних.

Гот. HROT "кровля, крыша, дом". Автором словаря дано сопоставление с лексикой германских языков, из которой мы получаем важную информацию о том, что в одном из германских языков представлено значение "чердак, насест". Всё, ценная информация получена.

Вот ауарский расклад из диалектной лексики:

СОЛЧИ "член рода"

СОЛОГIЕН, СОЛОГIУЧI "ключица". Подобные слова могут означать какую-нибудь заострённость, а также отражаться в других языках (и диалектах) как "плечо".

СОЛОГIЕР "жердь-вешало". Здесь значение - "жердь-развилка". Зафиксирована также диалектная форма СЕЛ. Здесь обращает на себя внимание странное созвучие с древнееврейским СЕЛА "скала". Но никаких выводов из присутствия параллелей в иврите не станем. Просто согласимся, что есть такое.

СЕЛ 1. "крутая скала, скалистая гряда".Здесь же выясняется, что имеются родственные диалектные формы со значением "насест для кур", а также "крутые сенокосные склоны" и "выступ горы".

СЕЛ 2. "жердь, насест для кур". Дурацких кур можно выкинуть, так как речь идёт просто о "птицах", а вовсе не исключительно "курах".

Что здесь можно выделить в качестве основного значения: НАСЕСТ,МЕСТО, ГДЕ ВОССЕДАЮТ. ОНО МОЖЕТ БЫТЬ КАК ДЕРЕВЯННЫМ, ТАК И КАМЕННЫМ, СКАЛИСТЫМ.

Налицо совпадение значения с той германской лексемой,что считается родственной готскому hrot- HROST "чердак, насест". В любом случае, в ауарском диалектном явственно просматривается смысл "ВЕРХ". Всё это далее раскладывается на "насест" (деревянный или каменный).

Теперь начнём подбирать монг. "отмычки":

НАСЕСТ-ЖЕРДЬ

халха-монг. СОЛБИ "согнутый в разные стороны", СОЛБИЛТ "пересечение, скрещение, сплетение".

САЛААЛАХ "ветвиться, разветвляться", САЛААЛАЛ "ветвление, разветвление", САЛАА "ветвь, разветвление, отрасль", САЛБАР "отрасль, область, ветвь, часть, секция, филиал", САЛАХ "расходиться,разлучаться, расставаться", САЛАНГИД "отдельный, обособленный, сепаратный".

С обнаружением монг. САЛАА можно прекратить поиски, так как здесь явное указание "род, племя" и т.п. В монг. языках значение "ВЕРХ" мы не обнаружили, но есть стабильно "РАЗВЕТВЛЕНИЕ, ВЕТВЬ (ДЕРЕВО)", ср. халхасское САЛ "плот", САЛ МОД "древовидный папоротник", САЛАА "ветвь, разветвление, отрасль".

Рассмотренная нами основа представлена как в топонимике древней Анатолии, так и в Закаспии (вост. берег Каспия). Имеется упоминание и "народа солов" в топонимике Др. Анатолии, и "кагана солов" в Закаспии. Причём все сведения о народе СУЛ в Закаспии, на самом деле словно списаны с Дагhестана.

В работе одного из шиитских "умников" под названием "К этногенезу азербайджанцев" графоман-краевед пытается "прояснить" ситуацию с предками ауаров и даёт неверную информацию.Заурядный "зеленщик" в амплуа "знатока истории Кавказа", пишет о каком-то закаталинском селе "Цулипан", затем выставляет следующий ряд: сильвы-цилбы-чилбы. Дескать, античные авторы не могли правильно передать кавказские звуки, поэтому должно быть "цилбы-чилбы" - предки ауарского арода. Не азери-торкам судить о том как должно быть "правильным" в кавказских языках. Какие ещё "цилбы-чилбы"? Нет и не было подобного из того, что хоть как-то может иметь отношение к ауарству. И всякое закаталинское село Цулипан здесь ни к селу, ни к городу. Закаталинцы - вовсе не тт этнический массив, по которому следует следует судить об ауарском языке и его прошлом. Они - окраина. И это вовсе не в их диалекте зафиксировано ауарское СОЛЧИ. Мы не знаем никаких "цилбов-чилбов", всё это не более чем попытки звукоподражания кавказской речи.

Есть ауарское диалектное СОЛЧИ и есть имя кайтагского даргинца СОЛПАН (Антуан Солпан). Последний принадлежал к католикам и служил представителем Римского Папы в Золотой Орде. Формы же типа араб. САЛИБ-ун, ивр. ЦЕЛЕВ означают "крест". Какого-либо прямого отношения к ауарству они не имеют. У них своя линия - ав. ЦIУЛ "древесина", ср. др.-греч. KSYLON " отрезанное дерево, палка, дубина, кол" (новозаветное "крест"). И сваливать всё это в одну кучу нельзя, по крайней мере, без надлежащего обоснования.

Из древнееврейской лексики к ауарскому СОЛ, СОЛО- может иметь отношение СЕЛА "скала", а не ЦЕЛЕВ "крест".


Рецензии