Казачество этнический и социальный статус часть 2

Казачество: этнический и социальный статус часть 2 (Авторы: Сопов Александр Валентинович, Сопов Михаил Александрович) Казачество - это динамически развивающаяся открытая система, постоянно изменяющая форму своего существования и взаимодействия с внешней средой, но сохраняющая при этом базис внутреннего содержания. С нашей точки зрения, таковым базисом, определяющим своеобразие казачества, являются потестарность, общинное военно-демократическое самоуправление, устойчивый военно-разбойный и промысловый быт, а также особенности культуры казаков, говорящие о многовековой преемственности. Казачество как субъект исторического процесса формировалось за пределами русского государства. Те этнические и социальные общности, которые с известной долей условности можно отнести к предкам казаков, обитали на периферии древнерусской цивилизации или представляли ее маргинальные составляющие. Казачество образовалось в Подонье и Приазовье в результате синтеза социальной практики колонистов и автохтонного населения, при значительном влиянии освоенной ими окружающей среды. Военно-промысловый хозяйственно-культурный тип, сложившийся в вольный период существования казачества, является наиболее устойчивой категорией. Независимо от региона и времени формирования казачество как историческая система сохраняло этот общий базовый военизированный хозяйственно-культурный тип, что сказывалось на его образе жизни и на духовной культуре [5]. Казачество как определенная система имеет четкие этнические и социальные характеристики, которые не противопоставляются или взаимозаменяются, а разводятся на разные уровни функционирования. Такой взгляд позволяет отказаться от привычного и устоявшегося противопоставления этнического и сословного у казаков. Формальное и реальное положение казаков в обществе и государстве постоянно эволюционизировало, являясь отражением роли и места казачества в социально-политических и культурно-этнических процессах в конкретный период российской истории. При этом этничность доминирует в казачестве в периоды вольного, независимого от государства существования, социальные же факторы начинают преобладать под воздействием государственного общерусского вмешательства. Казачество в разное время представляло собой различные явления общественной жизни, побывав за свой исторический путь и конгломератом разбойников и складывающимся этносом и служилым сословием. Казачество всегда было сложным и многоплановым социально-политическим и социокультурным феноменом евразийской истории. С нашей точки зрения, казачество необходимо рассматривать не на фоне российской истории, а как ее составную часть, как сложную саморазвивающуюся систему, без которой немыслимо Российское государство.

4. Казачество: этнический и социальный статус часть 3 (Авторы: Сопов Александр Валентинович, Сопов Михаил Александрович) Исследуя, вопрос о том, кто такие казаки и какое место они занимают в российской истории, можно разобраться с вопросом роли казачества в формировании русской нации и российского государства. Необходимо также уяснить роль казачества в судьбе России вообще. Казаки, в первую очередь играли роль своеобразного «форпоста», неся пограничную службу, обороняя и сохраняя целостность России как государства, территории и цивилизации. Во-вторых, они - первопроходцы, открыватели и покорители провинций, за которыми шел основной элемент русской нации. В-третьих, казаки, будучи фронтирным элементом, безусловно, выполняли роль своеобразной «губки» или мембраны, через которую в «плоть и кровь» русской нации попадали новые элементы: люди, идеи, ценности, стереотипы и мотивы поведения. Диалог культур и обмен импульсами приводил к состоянию, которое можно назвать адаптацией. Современные потомки казаков практически полностью ассимилированы и растворены в массе окружающего их неказачьего населения. Процесс ассимиляции начался задолго до Октябрьского переворота 1917 года и ускоренными темпами продолжался после него. Значительную роль в этом процессе сыграло проводившееся большевиками «расказачивание» во время Гражданской войны и, носившее характер истребления. Реалии индустриального (тем более постиндустриального) общества с его наднациональной экономикой, сильное влияние урбанизации, появление высокотехнологичной армии, некомплиментарной казачьим воинским традициям делают невозможным восстановление этнических признаков казачества в прежнем объеме. Как бы там ни было, но казачество, как продукт стихийного народного творчества, может быть изжито только в процессе общей эволюции русского народа, когда исчезнут условия, создавшие и питающие идею казачества. Таким образом разрешать «казачий вопрос» все равно необходимо, и лучше его решать, не разрывая исторические традиции, а используя все позитивное, что было накоплено за многовековую историю казачества и всей России. Обобщая вышесказанное, можно подвести следующий итог: осмысление истории казачества на протяжении нескольких веков его сущест¬вования позволяет придти к выводу о том, что на протяжении своей истории сформировался и развился уникальный феномен. Меняя формы своего существования под воздействием различных условий, пройдя сложный и противоречивый путь от варварского суверенитета казачьих речных республик до полного вовлечения как военно-служилого сословия в социально-политическое, правовое и культурное пространство российской империи и дальнейшей десословизации, казачество сохранило свое содержательное ядро, которое характеризуется потестарностью, военным демократизмом, наличием обычного права, особым военизированным укладом жизни.


Рецензии