О наших информационных правах. Ко дню Конституции

О конституционных информационных правах человека и идентифицирующей его личность биометрической информации

К 30-летию со дня принятия Конституции РФ

Мира К., к.ю.н.


В свете 30-летия со дня принятия Конституции Российской Федерации одной из центральных тем становятся права человека, и всё большего внимания со стороны правоохраны и защиты требуют информационные права человека, в частности те, которые связаны с идентификацией его личности. Данные биометрии позволяют человеку реализовывать права, в также нести ответственность на основании этой личностной информации.

В настоящее время люди посредством идентифицирующей их личность информации, являющейся частью характеризующей их биологии, получают доступ к услугам, совершают сделки, несут ответственность. И помимо удобства, всё это многообразие информации должно надлежащим образом защищаться, и гарантом соблюдения информационных прав граждан должна являться Конституция Российской Федерации [1], и с дальнейшим развитием отношений в информационном обществе правовой режим неотделимой от конкретной личности информации необходимо закреплять. В самом тексте Конституции РФ перечисляются различные информационные права, касающиеся права на неприкосновенность частной жизни и запрета без согласия лица на сбор, хранение использование и распространение информации о ней, тайну переписки и другие права, например, определённые статьёй 29 Конституции РФ о праве на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации законным способом [1], тогда как информационных прав, сопряжённых с данными о самой жизни, биологии человека, идентифицирующими его личность и в том числе предоставляющими доступ ко многим другим конституционным правам через ту же биометрию, не закреплено. Тем не менее, далее право на информацию и отдельные информационные права раскрывается в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2], и далее в Федеральных законах о персональных данных [3] и биометрических персональных данных [4] и в иных законодательных актах РФ.

Ранее подобного внимания к сопровождающим жизнь каждого человека данным его биологии не уделялось ввиду ограниченного их вовлечения в общественные отношения. Но с развитием информационных технологий и техники, биотехнологий, цифровых отношений между гражданином и государством, экономических и других отношений между гражданами, в которых применяется биометрия, «жизненные» данные о людях, характеризующие их биологию и идентифицирующие их личность, стали повсеместно и широко использоваться через информационную сферу во всех сферах государства и общества. Человек обладает уникальным набором биологических данных, которые позволяют не только с точностью идентифицировать его личность, но и предоставить доступ ко многим правам. И, с одной стороны, позитивным в плане безопасности является то, что непосредственно своими данными может воспользоваться само лицо, но, с другой стороны, информационный образ данных может быть и похищен, и изменён.

Говоря о видах информационных прав, следует отметить, что это права человека на саму информацию, характеризующую и идентифицирующую его личность, как информацию о его неотъемлемых биологических данных, и право на защиту информации. И если государственные сервисы гарантируют безопасность, то многие негосударственные электронные сервисы не оставляют людям выбора в требовании предоставить идентифицирующие личность данные на фактически добровольно-принудительной основе, тогда как каждый человек хочет прежде всего гарантий безопасности хранения личной информации, которую он бы предоставил без риска для любых возможных неправомерных действий с ней. И в декабре 2022 года был принят Федеральный закон 572-ФЗ [4] о биометрических персональных данных с введением для обеспечения безопасности единой биометрической системы. И на данный момент большинство информационных технологий связаны с предоставлением человеком своих идентифицирующих его личность данных для реализации своих прав.

Биометрия человека уникальна. И если ранее биологические данные для идентификации человека в основном применялись в криминалистике и судебной экспертизе, были специальные учёты и картотеки, то с вхождением биометрических данных в информационную сферу идентификация получила широкое распространение и применение в общественных отношениях. Часто на сайтах, в приложениях и различных гаджетах предлагается всем известное использование идентификации с помощью внешности (лицо), отпечатка пальца, голоса - весь набор криминалистически значимой информации. И спекуляции этой биоинформатикой личности принимают разные формы, от хищения этой идентифицирующей личность информации до склонения обладающего ею человека в приобретении с её помощью прав в пользу третьих лиц.

Поскольку информация является одной из основных категорий и фактически затрагивает все сферы не только общества, но и в целом окружающей действительности, то информационные права и их нарушение также затрагивает и другие права. Это свойство гибкости самой информации, и если многие природные идентифицирующие данные постоянны или мало меняются с жизнью человека, то становясь информацией, например, при оцифровке голоса, могут быть отработаны -  помощью тех же нейронных сетей может быть смоделирован голос, принадлежащий реальному конкретному человеку. И то, как сами люди распоряжаются принадлежащей им природной информацией, позволяющей достоверно идентифицировать их, к примеру, соглашаясь с обработкой персональных данных на сайтах путём простого акцепта, отметки галочкой, запускающего быстрые и сложные механизмы включения оставленной информации в дальнейшие общественные отношения, - предмет правовой культуры.

Необходимо правовое информирование граждан об их информационных правах и их защите, безопасности, охране и ответственности, воспитание ответственного отношения к своей биометрии ввиду её уникальности и возможностями доступа с её помощью ко многим правам. Данное правовое информирование возможно посредством проведения различных мероприятий, от размещения памяток на официальных сайтах государственных органов до проведния семинаров и открытых публичных лекций.

Показательным к истолкованию и правоприменению по отношению к использованию персональных данных является Постановление Конституционного суда РФ № 22-П от 25 мая 2021 года по делу о проверке конституционности пункта 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» [5]. В качестве цитаты можно привести одну из формулировок в данном постановлении, которая раскрывает суть одновременного развития общества и соблюдения информационных прав его членов: «В условиях развития информационного общества вполне естественно появление в печатных средствах массовой информации и особенно в сети Интернет публикаций, в которых гражданин идентифицируется посредством указания его персональных данных...» [5]. Более того, с активным применением в сети интернет искусственных нейронных сетей данные публикации будут принимать всё более автоматизированный характер, и контроль за соблюдением правового режима использования персональных данных граждан должен быть усилен.

И здесь возникает масса вопросов не только об ответственности, но и о самой форме идентифицирующих личность человека данных: чем точнее определяется форма самих данных, тем более надежную охрану информации возможно обеспечить. Примером для организации системы безопасности, подлинности и подтвержления биометрических персональных данных может являться аналогия с электронной подписью, систмеой шифрования и ключей и удостоверительных центров. О том же пишут, к примеру, и в отношении биометрических паспортов, о необходимости единой системы по всему миру, директории открытых ключей [6, с. 90].

В заключение следует отметить, что желательно закрепить в Конституции РФ правовой режим ставших неотъемлемой частью современных общественных отношений и связанных с личностью биометрических и иных характеризующих и идентифицирующих человека и (или) предоставляющих доступ к правам данных, что позволит защитить надлежащим образом права граждан на конституционном уровне и выстроить чёткую связь относительно правового режима связанных с личностью человека данных, предоставляющих права и доступ к ним, равно как и несение ответственности, от Основного закона страны через Федеральный закон 149-ФЗ к Федеральным законам о персональных и персональных биометрических данных, что обеспечит прямое действие конституционных норм для защиты исконно природных и связанных с биологией человека и идентификацией его личности данных.


Список источников


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 04.07.2020).

2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета, №165, 29.07.2006.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // Российская газета, №165, 29.07.2006.

4. Федеральный закон от 29.12.2022 № 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или)  аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации // Российская газета, №1, 09.01.2023.

5. Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 22-П от 25.05.2021 по делу о проверке конституционности пункта 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» // Официальный сайт Конституционного суда Российской Федерации (режим доступа: https://ksrf.ru. Дата обращения: 29.11.2023).

6. Калинин В.Н. Заграничный биометрический паспорт: особенности, преимущества и недостатки // Образование. Наука. Научные кадры. № 3. 2021, с. 83-93.


Рецензии