Рой. Видит око, да зуб неймет

          Лето стремительно мчалось к концу. Еще вчера дом был наполнен суетой, шумом, детским смехом, а сегодня утром я расцеловала на прощанье своих ненаглядных внучат, дочку с зятем, и муж на машине повез их в аэропорт. Младших внуков проводили, но с нами, к счастью, остались старшие. Чтобы не так мучительно, в первую очередь для нас с дедом, было расставание.

         До школы осталось недели две, поэтому старшие внуки не спешили уезжать, они каждое утро с грустью отмечали, что скоро каникулы закончатся, и им придется возвращаться в город. До следующего лета. После отъезда малышей в доме воцарилась непривычная тишина. Заварила себе чай и примостилась у окна, вдыхая аромат любимого напитка.

        Вдруг в эту идиллию и тишину ворвался истошный крик:

– Бабуля!!! Рой уходит!

        Охнув, кинулась за внуками на улицу. Действительно – все пространство над гаражом было черно от вьющихся в воздухе жужжащих пчел. Небольшая пасека в несколько ульев у нас стоит в огороде, а часть ульев муж расположил на плоской крыше гаража. Рядом с гаражом, вплотную прилегая к нему, растет старый огромный тополь. Вот на этот-то тополь и опустился рой, формируя кудрявую коричневую живую шапку.

          После весенней ревизии пчелиные семьи активно развиваются, масса в некоторых ульях становится настолько большой, что пчелам становится тесно. Заранее пчелы строят маточники – особые «люльки», в которых выращивают будущую матку. Когда новая матка должна появиться на свет, старая матка выходит из улья, забирая с собой примерно половину пчел. Так происходит деление пчелиной семьи. Но это все предыстория.

         Сейчас же, быстренько экипировав внуков и себя, на ходу отдаю команды моим помощникам:

– Несите ведро с водой и веники! Нужно пчел опрыскивать, они подумают, что идет дождь и не улетят так скоро.

        Смачивание водой роя, который решил покинуть родной улей, действительно помогает замедлить их стремительный отлет. Дети, похожие на грибки в защитных масках, суетятся, машут мокрыми вениками, изображая дождь, а я смотрю на формирующуюся на ветке тополя роевую «шапку» и понимаю, что достать пчел просто невозможно!

         Раньше в отсутствие мужа мне приходилось ловить пчелиные рои, хоть я совсем не пчеловод (пчелами в нашей семье занимается муж), но этот рой сидел на огромной высоте – метров шесть над землей: до уровня крыши гаража 2,5 метра и от крыши гаража до роя метра три-четыре. Ни со стремянки, ни с лестницы он был недосягаем. А лезть по стволу и веткам хрупкого тополя я сама бы не решилась и детей подвергать такой опасности не могла. Мало просто вскарабкаться на дерево, нужно было держать при этом в руках большую и тяжелую ловушку для поимки роев, горячий дымарь и другие инструменты пчеловода. Нет! И еще раз нет! Лезть на дерево – просто безумие! Никакой рой не стоит того, чтобы рисковать чьей-либо жизнью или здоровьем.

        Рой между тем полностью сформировался. Он был огромен и прекрасен. Пчелы, мокрые от водяных капель, повернувшись головками к небу, плотно закрывали своими телами находящихся внутри, а более всего – матку, царицу пчел. Я знала, что будет дальше. Сейчас они обсохнут, по негласной команде снимутся с места, как один, и полетят вслед за своей маткой в заранее разведанный пчелами-разведчиками свободный улей на чужой пасеке (в этом случае они останутся домашними) или просто в расщелину скалы на берегу Ангары (тогда они одичают и вряд ли перенесут Сибирские морозы).

        Попросила детей время от времени слегка сбрызгивать водой сдержанно гудящую пчелиную шапку. А сама набираю номер мужа, звоню, объясняю ситуацию: совершенно невозможно, не получится поймать рой. Высоко! А лезть на тополь очень опасно. Что поделаешь, обидно, конечно! Любая потеря в хозяйстве переживается остро. Как говорила моя покойная бабушка: «Это же труд!» Как та лиса из басни Крылова хожу под гроздью только не виноградной, а пчелиной. «Видит око, да глаз неймет!» Наверное, муж и дочь с зятем там, в аэропорту, помолились как-то за нас, сопереживая случившемуся. У меня же от огорчения вообще никакая молитва не шла.

       Когда никак не можешь повлиять на ситуацию, тогда и есть повод проявить смирение, о котором так много мы слышим и говорим. Дала детям команду «Отбой!», сняла защитную маску и устало побрела домой допивать свой остывший чай. Именно в такие минуты, когда мы перестаем надеяться на себя, ситуацию берет в Свои руки Господь. Едва я сделал пару глотков, как дети снова позвали меня:

– Бабуля! Там опять пчелы! Много пчел! Еще один рой уходит!

– О, Господи!

      Срываюсь с места, несусь на улицу, оцениваю обстановку. Но нет! Это не еще один рой, как изначально подумали дети, это тот самый недосягаемый рой, спустился с тополиных высот на крышу гаража! По всем законам и правилам пчелиного поведения этого не могло быть, потому что не могло быть НИКОГДА! (Пчеловоды подтвердят). Пчелы, если их не успели вовремя поймать в ловушку, после формирования клуба ВСЕГДА стремительно уносятся за горизонт. А эти САМИ спустились на крышу гаража: берите, мол, нас, сдаемся добровольно. Я не верила своим глазам! За минуту натянула защитную маску и собрала пчел в ловушку при помощи дымаря и простого веника с совком. Прикрыла ловушку старым тюлем и спустила в прохладный подвал. Через пару дней, когда пчелы, как мы говорим, «остынут» и настроение сбежать от нас у них пропадет, тогда муж высадит их в новый, заранее подготовленный улей. Появится еще одна семья на пасеке. Или вернет сбежавших пчел в старый улей. В этом случае между матками (старой и новой) произойдет борьба за власть, и в живых останется только одна. Сила такой семьи (после роевого состояния) просто огромна. Такая семья приносит меда в три и четыре раза больше, чем обычные семьи. Поэтому, когда рой все-таки улетает – есть из-за чего огорчаться!

          До сих пор никак, кроме как милостью Божией все произошедшее летом 2022 года я назвать не могу. Вообще пчелы – это очень загадочные, не похожие на других насекомые. Прослеживается какая-то особая любовь Господа к этим удивительным Божиим созданиям. Не помню имя старца (читала давно в Православной литературе), когда в годы гонений на Церковь, запрещения икон, пчелы старца выстроили внутри улика восковый храм, к которому старец и приходил помолиться.

      С древних времен известна лекарственная сила ВСЕХ продуктов пчелиного происхождения. И уж, конечно, заслуживает особого уважения тот факт, что во времена Нового Завета именно пчелиный продукт ВОСК (восковые свечи) был выбран для принесения Богу безкровной жертвы каждым человеком, приходящим в храм Господень. Еще вспомнилось предсказание, что к концу времен пчелы с планеты Земля исчезнут. Но пока они с нами – человечество до второго Пришествия Христа еще поживет)).


Фото из интернета


Рецензии