Ее звали Элис. ч. 2 Время любить гл. 2

    Затем часть листа была испачкана чем-то восковым и записи почти не читались, наверное, свечка упала. С трудом Лиза разобрала….

… нашла человека, забившегося за плющ около потайной двери. Он, кажется, ранен. Тут послышались звуки трубы, топот копыт и крики. Он с вопросом смотрел на меня, но ничего не говорил. Открыв дверцу, запихнула его в темноту и накрыла тюком материи. Быстрее побежала в домик, плащ с капюшоном одевать, понимая, что нам обоим не поздоровится, если что. Нарядилась и вышла подальше от домика, послушать, что случилось. Три всадника приближались. Все как в сказке: костюмы, горны, луки, алебарды. Все звенит, стучит и бряцает. Да еще и кричат что-то. Обозвали меня старухой. Вот как меняет женщин одежда! Дальше последовало объявление, что некий вор и разбойник Курт, по прозвищу Цванцих, сбежал из под стражи, накануне суда Господина. Каждый добропорядочный житель обязан сообщить о его местонахождении, и будет ему награда. Я молча послушала, поклонилась на всякий случай. Жаль, что в школе нам средневековый этикет не преподавали, очень бы сейчас пригодилось. Короче, шумные вестники удалились, а я пошла обратно. Открыла потаенную дверь, помогла беглецу перебраться в домик и устроила на сене в соседней маленькой комнате. Рана сильно кровоточит, ну да не беда, кровь остановим, надо только наконечник стрелы вынуть. Стрела скользнула по руке, и застряла под кожей. Оперение то он сам обломил. Мужчина, молодой человек, парень – не знаю, как назвать, спросил меня все-таки кто я. Я мило представилась – Мария. И предложила ему свой план лечения. Сначала вырезаем стрелу, затем останавливаем кровь, он может остаться, пока рана не заживет. Тот лишь молча кивнул головой. Все-таки, рана , наверное, болезненная, и он лишний раз рот не открывает, чтобы не стонать. Ну, начали. Нагрела воды, прокипятила нож. Оторвала от простыни несколько лент на повязку. Нашла плотную круглую ветку небольшого размера и предложила ему зажать между зубами, чтобы не кричать и зубы сохранить. Это я в кино так видела. Пациент согласился. Да, операция была не из легких, пока я подцепила этот наконечник, пока вытащила … В кино все быстро, минут пять, я же не меньше получаса провозилась. Разговаривать было некогда, кровь потекла ручьем. Если бы не жгут, не знаю, как бы я справилась. Я ж не доктор, я ж художник. А все эти теоретические знания только из посещения занятий по гражданской обороне остались. Хорошо, что я травами и лекарственными растениями занимаюсь. Это очень помогло. Это вам не горло полоскать или ноги парить. Но я смогла, вернее мы смогли. Наложила тугую повязку, отдала одну свою подушку и накрыла плащом. После этого, врач в кино устало моет руки и пьет чай. Но я не в кино, и мне нужно еще кровь с пола отмыть, руки и одежду соответственно тоже, стрелу и нож убрать, и тот самый чай сделать. Парень пришел в себя, и я напоила его чаем с клубникой. Он благодарно кивнул. Слава богу, парень - не болтун, не люблю болтунов, от них у меня уши закладывает. Так, что же делать дальше. Выяснения оставим на потом, а больному питание нужно. Не буду же я его килькой в томате кормить, там осталась еще одна баночка. А может еще что осталось? И пошла проверить свои запасы. Да, негусто - осталась мука, горстка крупы, немного растительного масла в бутылочке, килька, еще банка сайры, как то сохранилась, пяток картофелин, соль и все… Еще одна тетрадь, карандаш грифельный, нитки с иголкой, несколько коробков спичек. А кстати, что за тетрадь. Боже, это я с кухни тетрадь рецептов случайно захватила. Я рассмеялась. При отсутствии продуктов книга рецептов никого накормить не поможет. Хотя… может и пригодиться. Тетрадь эта передавалась по наследству. От бабушки маме, а та нам с Нюсей оставила. Ой, только не надо про Нюсю! Решила сделать для начала рыбный суп из сайры. Гость не догадается, что рыба из банки, добавить туда немного картошки, дикого лука, я здесь недалеко видела. Все-таки горячее блюдо. Ну а потом придется лапшу из муки делать. Ну, начнем, начнем.

Утром больному стало заметно легче. Вот, что горячая пища делает и правильный уход за раной. Сварила из остатков крупы кашу, полила немного маслом. Съел с удовольствием. Наверное, голодал последнее время. Все ему вкусно, но добавки не просит, видит , наверное, что продуктов немного. Поменяв повязку, сообщила пациенту, что пойду в лес, может грибы есть или еще что. Он тихим голосом попросил нож. «Зачем?» –спросила я.

- Если без тебя меня найдут, я просто так не сдамся.

Я улыбнулась и подала. Он кивнул, и, взяв нож здоровой рукой, сказал просто: «Иди». И я пошла. Нашла немного грибов, сыроежки, правда, но и такие пойдут. Вышла на небольшую луговину, села отдохнуть. Как он меня не заметил, этот еж. Закатала его в плащ и понесла. Читала, что ежей ели во время войны. Обмазывали глиной и запекали. Все мясо. Зайдя в домик, услышала тихий шорох. Мужчина, скатившись с постели, притаился в углу, держа наготове нож. «Ну раз Вы в состоянии двигаться, пожалуйста, займитесь этим - протянула я ему плащ с ежом - я не смогу». И вышла, гордо так… подняв голову. Ишь ты, партизан, я не боюсь ежей ловить, а он боится, не знаю чего. Услышала на улице борьбу и чертыхание. Вышла и увидела победителя ежей. Развели костер в небольшой ямке, и пока дожидались углей, около ручья нашла глину и закатала бедного ежика в нее со щавелем, диким луком и солью. Пока гость следил за костром, я приготовила тесто из муки, масла, соли и воды. Добавила туда все ту же зелень и раскатала лепешки. Это нам так в Грузии показывали, когда мы с Борей туда ездили в отпуск. Вот ведь память человеческая, в экстремальных ситуациях, вытаскивает на свет божий все, что было когда-то. И сковородочка пригодилась. В общем, ужин удался. Гость ел с удовольствием, еж был вкусным, только маленьким, грибы и лепешки ароматными. Поев, гость повернулся ко мне и спросил: «Ну и кто ты ?» Голос у него - приятный баритон. Сам тоже ничего, симпатичный, длинные светлые волосы, серые глаза, правильные черты лица. Истинный ариец. А кого же ты хотела здесь встретить? Лицо кавказской национальности?

- Я уже отвечала – я Мария.

- Это я помню, а кто ты ,Мария?

Я не знала, что ответить, и перешла в наступление: «А Вы кто? Я здесь хозяйка, могу не отвечать на Ваши вопросы, а вот Вы мне должны кое-что рассказать о себе, Курт Цванцих, если не ошибаюсь?» Он улыбнулся и снова кивнул головой: «Да, Мария, ты не из робких. Люблю таких. Да - я Курт, по прозвищу Цванцих, вор и разбойник. Но ты можешь меня не опасаться. Это только для господ - я вор и разбойник. Беру у богатых, даю бедным». Да, подумала я, только местного Робин Гуда мне не хватало для полного счастья, но только улыбнулась ему в ответ. Кто знает, что у него в голове, захочет еще из меня леди Мэрион сделать.

- А кличку такую мне дали, что я всегда прошу в два раза больше, чем предлагают. Сначала плетей за пустяковую провинность, по молодости, да по дерзости, а потом откуп такой же.

Он рассмеялся: «Видела бы ты лицо моего бывшего господина, когда я остановил его в лесу и назвал сумму откупа».

- Он кричал, что у него больше нет, а я предложил разницу добавить плетями. Говорят, долго после этого хромал. Так и пошло. У кого из господ не хватает, так плети предлагаю. Пусть на своей шкуре почувствуют, как оно - быть битым на конюшне. Представляешь, почти у всех находится разница. Живем с товарищами в лесу, есть у нас тайные места и тропки. Жен не заводим, поскольку жизнь у нас опасная, и рисковать чужими душами, ради плотских удовольствий, смысла нет. А кто хочет развлечься – ходит в трактиры и харчевни в больших селах. Ну вот, все я о себе рассказал, теперь давай снова о тебе.

«Вот тебя бы я взял с собой» - и он протянул ко мне руку. Я судорожно вспоминала все известные романы и фильмы. «Извольте сударь - сказала я - если Вы и дальше хотите оставаться моим гостем, то ведите себя соответственно». У Курта в глазах промелькнуло удивление, и он снова рассмеялся. Веселый парень, промелькнуло у меня, а мне что-то не до смеха.

-Говоришь и держишься, как герцогиня, умеешь лечить и готовить, и черной работы не гнушаешься. Ну, рассказывай, кто ты и откуда. А то я умру от любопытства, и при этом буду громко кричать. А ты, я заметил, не любишь громких звуков.

«Ну, ты точно Цванцих» - только и могла я сказать. Немного помолчав и подумав, я решилась. Чем, в конце концов, я рискую. Он меня сдаст властям, как ведьму? Нет, он сам замазан по уши. Убежит, сверкая пятками. Нет, он мужественный человек, я сама видела. А так и душу облегчу, и, кто знает, может он сможет мне помочь. «Поклянись, что не сделаешь мне ничего плохого, если услышишь что-то непонятное тебе, неприятное или то, что может показаться диким или, как любят у вас говорить, дьявольским наваждением» – начала я торжественным голосом». «Клянусь» -так же торжественно ответил он.

- Нет, поклянись своей матерью.

Мужчина закашлялся, но произнес: «Клянусь своей матерью» И я начала свой рассказ. Предыдущую жизнь я, как и он, опустила. Только события последней недели и немного о своем семейном положении. На всякий случай. Робин Гуд вроде был благородным разбойником, никого насильно не заставлял быть счастливым, но мне это только из книг известно…. Мы все еще сидели на лужайке, костер медленно догорал, и только подбрасываемые ветки добавляли ему жизни. Курт поднялся, осторожно опираясь на здоровую руку. Встал, глядя в лес, и тихо сказал: «Если бы ты мне эту историю два месяца назад рассказала, не поверил бы. Решил бы, что ты добрая, но бесноватая сказочница. Есть такие у нас. Рассказывают сказки про пряничные домики в лесу».

- Но сейчас… понимаешь, я про этот твой ход уже слышал до тебя. В тюрьме Ландсхута, из которой я сбежал, сидел я в одной камере с полубезумным старцем, делил с ним хлеб и воду. А сидели мы долго - почти месяц, судья, к моему счастью, уехал в Гангут погостить у своих родственников. Кстати сказать, старца должны были сжечь за ересь. А ведь он то, меня и подсадил в окно. Ну да сейчас не об этом. Так вот этот старец, в минуты просветления, и рассказывал, что…Сейчас, погоди…

И Курт, понизив голос, начал вещать замогильным голосом: «И ходил по земле нашей Английский пот, и люди умирали, вспотев. Бредили, лежали в горячке, им не давали спать, потому что, заснув, они уже не просыпались. И явились ангелы белые, все в белом, только вышли из-под земли черной. И возвели на площади белый легкий храм и велели всех больных городка снести в него. Что делали там с ними никто не знает, только отступил после этого Английский пот, и, хоть, несколько заболевших умерли, никто больше не заболел. А ангелы храм свой легкий легко собрали и ушли, как и появились, в землю, как и не было».

- Вот как то так. А было ему в то время 13 лет и пас он стадо где-то здесь, то есть выход и исход этих ангелов видел своими глазами. А как начал рассказывать об этом чуде, так всыпали ему десять плетей и посадили в яму. Тут и взрослый может не выдержать, а он мальчишка… Стал вроде как блаженный.. Ходил туда-сюда лет пятьдесят. Только с годами все его рассказы начали за ересь принимать, особенно сейчас, когда такие родственники у судьи.

Костер окончательно догорел, потому что я, в оцепенении, не подбрасывала дров. Так тихо было и так страшно. Мы молча зашли в дом и, молча, разошлись по своим комнатам. Завтра договорим. Назавтра, доев остатки рыбного супа и лепешек, Курт решил продолжить разговор.

- Ничего непонятного и даже дьявольского ты мне вчера не рассказала. Только одну неприятность я узнал - у тебя есть муж, и ты его любишь. Так это временно, ты здесь, а он там. Ведь я знаю, что Бог любит меня, но также допускаю, что он любит и соседа. На все его воля. Помочь тебе вернуться я не могу, но помочь тебе жить здесь пока в моих силах. У Вас, герцогиня, я вижу, недостаток продуктов. И вообще недостаток всего нужного и полезного. Вы, конечно, можете сидеть здесь и ждать того времени, что кто-то придет за Вами. Но это время еще нужно прожить, не умереть от голода, не замерзнуть от холода, не погибнуть от диких зверей и лихих людей. Я смотрю у Вас на пальце кольцо, красоты и цены необыкновенной. Я не как вор и разбойник сейчас говорю. Люди мои рассеялись, и казну общую я долго искать буду. А красть столько всего разного, что Вам необходимо я не собираюсь, это невозможно. Сегодня еще проживем на подножном корму, сходим на озеро, наловим рыбы. А завтра, пораньше я пойду в ближайший городок. «Нет не в тот , где меня ждут - улыбнулся он - и доставлю Вам, все, что Вашей душе угодно».

И Курт сделал движение, как будто снимает шляпу и кланяется. Я, положив руки на складки своего уже достаточно замызганного сарафана, наклонила голову и сказала: «Хорошо, сударь, так и сделаем». Смеясь, мы вышли из дома.

- Там у тебя какие-то тряпки были, ты меня этим тюком прикрыла, возьми кусок. И плащ надень, а то красота твоя глаза застит, вдруг увидит кто.

Хорошее у него чувство юмора, подумала я, но странное для его времени. Может оно ему помогает жить относительно легко и просто? Курт показал мне озеро, оно было совсем рядом, я просто ни разу не дошла до него. Соорудив из органзы и веток что-то вроде бредня, мы начали обходить берег, заходя по колено в воду, а иногда и по пояс. Через час у меня в сумке уже были четыре крупных рыбины и много мелочи. Ну, раз уж намокли, то решили и искупаться и постирать одежду. Вода, конечно, не очень теплая, конец июля, все-таки, освежает. Пока я полоскалась и стиралась, Курт нашел в лесу соты диких пчел и осторожно принес их, завернутые в большой лист лопуха. Главное, чтобы эти пчелы не полетели нас догонять. Проведя полдня на озере и обсохнув, мы вернулись в дом. Ужин был чудесный. Жареная рыба, из остатков муки сделала типа оладушек. Да с медом. Сказка.

Утром, чуть свет, Курт ушел. С моим кольцом. А я стала его ждать. Посидев с полчаса, я, как настеганная, начала мыть и убирать в доме, стирать постельное белье. Другого способа успокоить нервы у меня не было. Развесив белье, я пошла на озеро. Взяла мольберт, краски и пошла. Кто там меня увидит, я сама его еле нашла. И лишь раскрыв мольберт и установив картон, я успокоилась. Какая здесь красота! Так проработала часа два, снова искупалась. Полежала на траве, глядя в небо, где парили коршуны. Ждут они, голубчики, кого-нибудь нерасторопного. То ли мышь, то ли перепелку. С другого берега, медленно махая крыльями, взлетела цапля. Вот бы Лиза увидела, как здесь здорово. Да, об этом не надо даже думать. Медленно мысли вернулись к Курту. Но уже без страха, истерики и прочих ужасных проявлений недоверия. Вернется он или нет. Ведь, если не вернется, голодная смерть мне обеспечена. Так то же было бы и с кольцом. Банка килек положение не исправит. Опять кильки. Надо их съесть уже, чтобы не вспоминать».

Лиза отвлеклась от чтения. Она помнила это кольцо. Это был подарок от папы на десятилетие свадьбы. Крупный александрит в окружении мелких фианитов - работа известного ювелира, воодушевленного картиной какого-то средневекового европейского художника. Да, жалко кольцо. Кто его теперь носит? Хотя, чего жалеть, мама ведь не пожалела, это был ее выбор ,типа, «Жить или не жить».

«Так провела я целый день. Еще рисовала, развернув мольберт к лесу. Там такая берез была живописная. Я приняла свою судьбу. Изменить я ничего не могу, только надеяться на лучшее. Что будет, то и будет. Вдруг сбоку раздался какой-то шорох. Я обернулась и увидела…. Курта. Он стоял, в чистой рубахе и протягивал мне спелую грушу: «На, подкрепись». Пока я расправлялась с грушей, он рассматривал мои рисунки. Потом взял мою руку и сказал: «Я благодарю Бога, за то, что он послал мне навстречу такую прекрасную женщину». Я покраснела- похвала была мне приятна. «Ну, пойдем, пойдем быстрее - продолжил он - я там всякой всячины привез да и побросал с возов, чтоб возниц не задерживать».

Дальше был лист с перечнем покупок, новоиспеченная хозяйка должна была все учесть. «Вещи: Перина, стеганое одеяло, тюк материи для шитья белья, полотенец и нижних юбок, моток тонкой веревки, два домашних платья, дорожное платье, вязаная жилетка, теплый платок, башмаки, домашние туфли. Утварь: глиняные горшки и посуда, тренога с котлом и большим черпаком, кастрюля и сковорода с длинными ручками, противень, решетка, крюки для подвеса продуктов, деревянные ведра и кадушки для воды, несколько ножей разных размеров, медные большой и маленький чайник ,ступка с пестиком, две большие емкости для чего угодно , огниво с трутом в отдельном мешочке, топор, маленькая пила, небольшие лопатка и молоточек, сенные и обычные грабли, серп, большие ножницы, нитки, несколько больших игл, кочерга, совок и корыто. Продукты: Несколько больших тыкв, мешки моркови, лука с чесноком, свеклы, вилков капусты, бочонок с соленой рыбой, два куля с мукой ржаной и пшеничной, мешок орехов, мешок ячменя, мешок гречки, две головы сыра, горшочек топленого масла, горшочек сметаны, полсвиньи, козлятина, несколько неощипанных куриц, корзинка яиц, корзинка с грушами и сливами, в мешочках соль и пряности, бутыль с маслом, небольшой бочонок меда и несколько ковриг хлеба».

Лиза заметила, что около каждой позиции стояла галочка. Наверное, мама отмечала для себя, что есть, чтобы не запутаться. Попробуй-ка начать жизнь с чистого листа, с нуля. Очень трудно, оказывается, так много надо всего предусмотреть, магазина то рядом нет, не сбегаешь, если вдруг что-то забыл.


Рецензии