Черный пиар. Эпизод. Себе, для памяти

Вчера вечером один из друзей прислал мне ссылку на пост некоего гр-на Белокрылова, местного «журналиста», в одной из курганских групп  «вконтакте», утверждающий, что моя кандидатская диссертация (Идеальное и личность. Онтологический аспект. 1992 год) списана с дипломной работы С.А. Хаснулина (Психофизиологическая проблема и природа идеального. 1989 год). Затем последовала серия аналогичных сообщений и телефонных звонков с отсылками также и к другим группам, совокупно охватывающим, как минимум, четверть Кургана. Я посчитал необходимым ответить, с сожалением потратив на это час и посчитав вопрос закрытым. Однако новые сообщения, уже от «фейсбучной»  публики, заставили отнестись к теме внимательнее. Во-первых, оказалось, что тот же текст опубликован в некоем СМИ (https://kurgan.sm-news.ru/ot-derevyannoj-do-besprovodnoj.../). Во-вторых, я обратил внимание на весьма важный момент, который вчера пропустил, легкомысленно отнесясь к теме. Поэтому даю сегодня расширенный комментарий, частично повторяющий первый.
1. Белокрылов – оценочное, но для меня несомненное, суждение – подрабатывает на пасквилях в мой адрес. Достаточно ввести в поисковик рядом его и мою фамилии, и все станет ясным. Схема стандартная: гадость, относящаяся к будущему времени, потом не подтверждающаяся, но и не надо – грязь брошена. Частично давно проясненные сюжеты воспроизведены и в последнем посте.
2. С С.А. Хаснулиным (чего, видимо, предположить белокрылов и К’ не могли) я хорошо знаком и тесно взаимодействую, поэтому я сразу ему и позвонил. Сильно удивившись, он рассказал, что, хотя давно оставил занятия философией, пару лет назад как раз опубликовал статью, по названию совпадающую с его дипломной и тезисно излагающую ее содержание, что он готов в любой момент подтвердить. Статью по сообщенным им реквизитам я легко нашел в системе elibrary (Зауральский научный вестник, 2015 г, № 1). Выложив ссылку на статью Хаснулина и раздел «Научная новизна» из автореферата своей диссертации, я предложил каждому желающему самому убедиться, что эти работы никаких хоть чуть-чуть похожих позиций (не говоря уже о текстуальных совпадениях) не содержат. Добавлю, что, если нет времени и готовности читать статью С.А. Хаснулина (а она длинная и довольно сложная), можно ограничиться аннотацией, чтобы понять, что авторы говорят просто о разных вещах.  Казалось бы, сказанного достаточно, чего еще? Тем не менее, я хочу проговорить еще ряд вещей.
3. Конечно, тем, кто меня неплохо знает лично или по научным публикациям, здесь все понятно изначально. Но для не связанных с наукой людей поясню. Диссертация не возникает враз. Согласно нормативным требованиям, ее основное содержание должно быть опубликовано до защиты, соответствующие работы должны быть указаны в автореферате. Хороший признак купленной («сплагиаченной») диссертации – все эти работы опубликованы в течение года, а то и меньше, перед защитой (как, например, у того персонажа, чьи уши, по моему оценочному суждению, конечно, и торчат из-за спины Белокрылова). Тема моей диссертации выросла из стремления понять увиденный во время срочной службы и поразивший меня феномен того, как может буквально за несколько дней абсолютно меняться модель поведения человека, когда с появлением следующего за ним призыва он начинает измываться над вновь прибывшими, чем «искренне» возмущался еще вчера (изначально моя диссертация называлась «Устойчивость и изменчивость личности»). В ходе исследования я ушел от советских «материалистических» трактовок личности, не позволявших ответить на интересовавший меня вопрос, к пониманию личности как «идеальной» (не в смысле «образцовой», а в смысле «нематериальной») структуры, что далее потребовало исследования и самого феномена  «идеального». Это движение, включая ставшие ключевыми для диссертации моменты, представлено в работах, опубликованных мной до защиты диссертации и до защиты диплома Хаснулиным (которого я ни в коем случае не обвиняю ни в каком плагиате, потому что, как я уже сказал, его работа абсолютно другая и написана совсем с других позиций). Эти мои более ранние публикации, как и положено, указаны в автореферате (опять-таки в отличие от сфальсифицированной задним числом книжки вышеупомянутого персонажа, якобы вышедшей задолго до диссертации, однако же в автореферате не указанной). Это, в частности, работы: Личность: единство внешней и внутренней активности (1987); Мировоззренческие и ролевые регулятивы функционирования личности (1987); Себетождественность личности (1988).
4. Теперь самое интересное. Пасквиль гр-на белокрылова сопровождается фотографиями обложки моего автореферата, который я сам в интернете найти не смог. Ну ладно, автореферат, по крайней мере, рассылался по библиотекам. Но там еще есть и фото титула дипломной работы Хаснулина с подписями завкафедрой и нормоконтролера! Насколько я понимаю, работа эта может храниться только в архиве УрФУ. Не так просто ее получить, даже если знать, что искать. Здесь же, по-видимому, пытались найти что-то хоть отдаленно напоминающее по названию мою работу. Но чтобы при этом добраться еще и до студенческих дипломных, надо быть уж очень озабоченным и практически неограниченным в финансовых и административных ресурсах. Ну и, кроме того, совсем не понимать, что кто-то ведь все-таки пишет свои работы сам, что кто-то создает новое знание, а не переписывает известное.
5.   Ну и последнее. Завтра (точнее, уже сегодня: пока писал, полночь прошла) у стоящего – опять же, конечно, по моему оценочному суждению - за всем этим персонажа будет повторно рассматриваться на предмет плагиата его собственная диссертация. Так что надо быть очень наивным, чтобы этот вброс в отношении меня непосредственно перед заседанием диссовета по подразумеваемой персоне считать случайным и не связанным. Цель, вероятно, в том, чтобы а)переключить внимание и б) объявить «сам такой». Нет, не такой. С моими научными текстами можно соглашаться или нет, но автором их являюсь я, а не кто-то другой. Что касается завтрашнего действа, то, по моему оценочному суждению, с ресурсами у товарища все в порядке, и потому, представляется мне, все для него останется хорошо. Пока.
(пост в fb 9.12.2018)


Рецензии