А параноики рисуют нолики

«Всё скорбное, случающееся с нами,
происходит за возношение наше»
(Марк Подвижник).


 

На рубеже восьмидесятых годов, в советских дворах, ребята распевали под гитару сию песню:
«…. Шизофреники —
Вяжут веники,
А параноики
Рисуют нолики...»…

Вспомнился мне этот шлягер в исполнении замечательного артиста Владимира Высоцкого, вот в связи с чем:
- В стране случилась очередная трагедия в школе:
- Ученица восьмого класса принесла (?) в школу охотничье ружье.
 Сначала расправилась с обидчиками, а затем убила и себя.
Что руководило девочкой, совершившей бессмысленное  убийство своих одноклассников?
- Обида, месть, больная психика?
Как не заметили этого школьные психологи?
Как?
По халатности, или по не знанию детской психики?
Ведь, на каждого ребенка по жизни: еще в детском саду, а потом и в школе, -  классные руководители (знаю по опыту), заполняют целое досье с информацией:
«Где работают родители?
Есть ли отдельная спальня?
Что ест...?   и прочее….
Эту информацию пакуют в личное «портфолио» ребенка.

А рисунки – тесты, кои ребенок,  по заданию педагогов, когда то выполнял:
- «Нолики, крестики, человечков… - цветными карандашиками…»,
- тети с дипломами психологов, потом расшифровывали (?).

Слово психология (специальность психолога) имеет два корня:
- ;;;; — «душа» и ;;;;; — «слово».
Изначально, это  и называлось  так -  наука о душе.
Позже в западной практике, появилось иное трактование,  сей «науки»: о характере,  теле, психокоррекции………. и прочее

Поэтому школьный психолог  обязан (?) разговаривать с учеником – «по душам», - выявлять проблему?
А по какому направлению?
Вот тут то и зарыта та, самая черная – черная «собака»…….

 В психологии существует множество подвидов и методов:
 
Хотя в документе:  о Концепции развития психологической службы в школах на период до 2025 года, говорится, что благоприятная атмосфера в школе, напрямую зависит от своевременного оказания необходимой помощи учащимся и это является необходимым условием профилактики психологических отклонений, социальной дезадаптации и … - психических расстройств.

Но хорошо, же написано!
Да…..
И школьные психологи, верно, работали с теми детьми (девочкой и её обидчиками), не покладая рук:
-«Раздавали в классах, рекомендованные Министерством тесты, систематизировали ответы детей, отмеченные крестиками и ноликами, а уже по результатам, писали цифровые отчеты, которые размещали  на сайте учебного заведения….

Все, о Кей….
А ученица (шутер), - в декабре пришла в класс  и вместо учебников принесла заряженное ружье, чтобы совершить месть:  - так, сказать - наказать одноклассников….
Игра такая, - оживут…. на другом уровне….

Что не так с детьми в этой и других школах?
- Ученый с большим опытом работы в области психотерапии Елена Дроздовцева   пишет, что проблемы у детей - шутеров начинаются еще в детском саду, начальной школе, просто там не до детей: накормили, руки, ноги целы, -никто не обращает внимания на эти симптомы.
- Руководитель Центра кризисной психологии, психотерапевт Михаил Хасьминский, высказался однозначно:
 «Не смотря на огромную армию современных  психологов, обученных по западным лекалам, к сожалению, сейчас я вижу в наших школах недопонимание сложности проблемы:
- насколько она увязана с системно организованным воспитанием, с мировоззрением, с разработкой национальной идеологии, дабы подросток мог найти ответ на интересующий его  вопрос:
- «Кем мне становиться? Для чего я живу? Цель  жизни?“.

- Врач-психиатр и психотерапевт  Константин Ольховой дал профессиональный ответ школьным психологам:
- «Не может быть такого, чтобы мальчика (девочку) обидели и он, вдруг, стал психически нездоровым. Он и был нездоровым. Здоровый человек не попадет под чье-то влияние, не станет убивать и вовлекаться в секты, или радикальные течения.
-  Так, что миф считать, что можно насмотреться компьютерных игр и начать убивать. Такое отклонение может появиться только у больного человека, живущего без цели.
«Все человеческие страсти – беды, - проистекают из человеческой самости, этого «Я» - гордыни. Если человека не научили  бороться с этой глупостью – а гордыня есть величайшая глупость, то  что можно ожидать от глупости, каких поступков? Восемь  миллиардов «Я» скачут друг перед другом в яму».
Как и под гипнозом человек не сможет сделать того, что не смог бы сделать без него».
И тогда возникает конфликт оценок:
«Кто же нормальный, а кто больной?».
«Выбранный, -  чёрный карандашик – ещё не депрессия».
- Пример:
- «Девочка в 3-ем классе зарисовала  кружочки чёрным карандашиком.  Увидев рисунок школьницы, психолог тут же забила тревогу, - налицо депрессивность:
- И родителей немедленно вызвали к врачу на откровенную беседу.
А позже выяснилось, что ребенок и не хотела рисовать чёрным, просто поленилась искать в огромном портфеле -… другой.
Вот вам и тревожность с депрессией!».

Если проводить рефлексию: что это за действие, что мы пытаемся изменить в школьнике, то обнаруживается, что сии воспитательные методы исходят из нашего  -………  - взрослого( ?)  … - мировоззрения. 
Нарушаем ли мы одну из заповедей Божиих, когда пытаемся перестроить  тело, характер или скорректировать душу ребенка, через кружочки и нолики, через цвета карандашиков?

Это очень важный вопрос…, так как, современная школьная психология утверждает,
- что психические, нервные и другие болезни у детей возникают, из-за неумения и нежелания самой личности разумно поддерживать свою душу и тело  через самореализацию  - «Я»….
- Однажды, зайдя в воскресную школу, я увидела, как молодой психолог разбирает с детками  на листах А4 - круги и кружочки.
Спросила коллегу:
-  Что это за метод?
Ответ меня очень удивил…..
Оказывается:
- «Размер круга отвечает за самооценку — чем он больше, тем она выше.
Огромное «Я» — не такая уж плохая черта в человеке», -
уверенно добавила девушка.
- «И ребенку свойственно, - считать себя центром мира, вокруг которого крутится всё на свете.
И если кружочки разбежались по сторонам, то возможно, подростка смущают противоречивые требования взрослых или социума вообще (как пример: разногласия с ровесниками)».

Интересная методика у современного психолога, - давить на газ  психики – развивать страсть Самости….
Но святые отцы, которые, как правило, были хорошими психологами в прямом смысле,  всегда предупреждали, что:
«Человек, увлекаемый гордыней «Я», замкнутый на себя, не способен мыслить что-либо великое и благородное.  Он неизбежно становится постыдным, низким, бесчестным, ничтожным.  (Преп. Ефрем Сирин; 42, 31).
Святой вопрошал:
- «Откуда же... рождается в ребенке (подростке) эта безумная и не приносящая ничего доброго страсть: гордыни и тщеславия - Самости?
- «Я» - центр вселенной?
И сказал так:
- «Ниоткуда более, как только от того, что видел он в семье, от воспитания …» (Преп. Ефрем Сирин;42, 31).

Вывод:
Если подросток начинает творить дичайшие, с точки зрения взрослых , поступки — это ведь, как правило, неуклюжая попытка обратить на себя внимание окружающих, это сигнал: ему плохо, ему одиноко, ему страшно!
Что рисовала и как отвечала на штампованные психологические тесты, замкнутая на себе ученица,  совершившая месть  - убийство, мы вряд ли узнаем.
Да и зачем?
В тех тестах школьного психолога нет главного вопроса:
«Для чего я живу?»;
«Какая цель моей жизни?»;



PS
Рассказ семейного психолога

- «Лет десять назад,  я проверял домашние задания у первокурсников.
В одной из тетрадок, обнаружил я рисунки, к предмету никак,
не относящихся: черепа, гробы и прочие атрибуты черной мифологии.

Ставить двойку за невыполнение д/з не стал, а решил присмотреться к ученику.
Замкнутый мальчик, щуплого телосложения, одетый во все темное, ни с кем не общается.
Что - то чертит в тетрадке.
Преподаватели к таким относятся «терпимо»: не мешает и ладно….

К концу урока попросил юношу остаться, и предложил ему… - вот что…
«(N), - сегодня мы изучали тему …….
- Я вижу, что ты хорошо рисуешь?
- Да, я окончил художественную школу,

 - ответил ученик.

- Твои сокурсники,

 - продолжил я, будут создавать шаблонные проекты в различных программах на ПК, а ты с помощью любых рисунков, сделай свой - индивидуальный проект: «Мир моими глазами».

- Согласен?

- Да,

- ответил он.

Через две недели он зашел в класс и положил на мой стол изрядно помятый, тетрадный лист в клетку и ушел, ничего не сказав.
Развернув задание, увидел я нечто….

- Профессионально исполненная картина, - карандашом:

- Береза, будто женщина в великом горе, согнулась до земли,
заламывая руки - ветви, которые стелились по земле…, осыпая прозрачные листочки….

Талант, безусловно, у юноши был, но психика больна и очень….

Когда я обратился к мастеру группы с вопросом:
-«Что с учеником, почему он пропускает  занятия?».
В ответ услышал:
- «А он сидит в КПЗ, своровал что то», -
равнодушно сказала женщина.

Но, ведь, видно было воспитателям, что с парнем творится неладное.

Он же в детский сад ходил, закончил восемь классов в хорошей школе.
Юноша из полной и благополучной семьи, согласно информации из той папки, заполненной психологами всех ступеней. Сохранились там и его рисунки с первого класса: кружочки, крестики, и человечки, нарисованные зеленым карандашиком.

Правда, папу его несколько раз штрафовали за убийство зверей, видно бедствовали… - очень….


Почему же страдают дети?

Да, потому, что так они защищаются от этого мира. У них не хватает волевых усилий, знаний и сил, поэтому их болезни - способ защиты. 
Я, как педагогический психолог, говорил некоторым родителям: у ваших чад перед нежелательным действием могут быть психосоматические проявления болезней - может температура подняться, голова болеть, насморк, агрессия и прочее.
 Разбирайтесь в причинах, изучайте своих детей….
Задача родителей, и педагогов — в том, чтобы предоставить подростку всю необходимую информацию для размышления, а главное — показать, что мы его любим ничуть не меньше, чем когда он был милым несмышленышем.


Рецензии