Письмо Крейга Мохайбера в ООН с заявлением об отст

Письмо Крейга Мохайбера (Craig Mokhiber) в ООН с заявлением об отставке

ШТАБ-КВАРТИРА |  НЬЮ-ЙОРК
28 Октября 2023 г.

Уважаемый Верховный Комиссар,

Это мое письмо является последним официальным обращением к Вам в моей должности Директора Нью-Йоркского управления Верховного Комиссара по правам человека.

Я пишу в момент огромной скорби для всего мира, в том числе для многих наших коллег. Мы вновь видим как на наших глазах разворачивается геноцид, в то время как Организация, которой мы служим, по всей видимости, бессильна остановить его. Это особенно скорбно для меня, потому что я занимался правами человека в Палестине с 1980-х годов, жил в Газе в качестве советника ООН по правам человека в 1990-х годах и проводил несколько миссий, посвященных правам человека в этой стране в разное время.

Я также работал в ООН во время геноцида тутси, боснийских мусульман, езидов и рохинджа. В каждом случае, когда оседала пыль и глазам открывались ужасы совершенные против беззащитного гражданского населения, становилось до боли ясно, что мы не выполнили свой долг по предотвращению массовых злодеяний, защите беззащитных и привлечению к ответственности преступников. И так было со сменяющими друг друга волнами убийств и преследований палестинцев на протяжении всего существования ООН.

Верховный Комиссар, мы снова терпим поражение.

Как юрист по правам человека с более чем тридцатилетним опытом работы в этой области, я хорошо знаю, что концепция геноцида часто была предметом политических манипуляций. Но нынешняя массовая резня палестинского народа, коренящаяся в этно-националистической поселенческой колониальной идеологии, являющаяся продолжением десятилетий систематических преследований и чисток, полностью основанных на арабском статусе этого народа, и, в сочетании с явными заявлениями о намерениях лидеров израильского правительства, а также израильских военных, не оставляют места для сомнений и дискуссий. В секторе Газа дома гражданских лиц, школы, церкви, мечети и медицинские учреждения подвергаются безудержным нападениям, а тысячи мирных жителей убиты. На Западном Берегу, включая оккупированный Иерусалим, дома захватываются и передаются исключительно по расовому признаку, а израильские поселенцы, сопровождаемые израильскими военными, творят жестокие погромы. По всей стране правит Апартеид.

Это хрестоматийный пример геноцида. Европейский, этно-националистический, поселенческий колониальный проект в Палестине вступил в свою заключительную фазу, направленную на ускоренное уничтожение последних остатков жизненного уклада коренных палестинцев в Палестине. Более того, правительства Соединенных Штатов, Великобритании и большей части Европы полностью замешаны в этом ужасающем нападении. Эти правительства не только отказываются выполнять свои договорные обязательства «гарантировать соблюдение» Женевских конвенций, но фактически активно вооружают нападение, обеспечивая экономическую и разведывательную поддержку, а также проводят политическое и дипломатическое прикрытие злодеяниям Израиля.

Одновременно с этим западные корпоративные СМИ, все чаще примыкающие к государству, открыто нарушают статью 20 МПГПП (Международный пакт о гражданских и политических правах), постоянно дегуманизируя палестинцев, чтобы способствовать геноциду, а также транслируя пропаганду войны и пропаганду национальной, расовой и религиозной ненависти, что представляет собой подстрекательство к дискриминации, вражде и насилию. Американские социальные сети подавляют голоса правозащитников, одновременно усиливая произраильскую пропаганду. Израильские лоббистские онлайн-тролли и ГОНГО (государством организованные негосударственные организации) преследуют и очерняют правозащитников, а западные университеты и работодатели сотрудничают с ними, чтобы наказать тех, кто осмелится выступить против злодеяний. Во время расследования этого геноцида они должны будут ответить в качестве соучастников, как это было с радио «Миллес Коллинз» («Milles Collines») в Руанде.

 (Радио «Milles Collines», поощряло геноцид в Руанде в 1994 году. Международный уголовный трибунал по Руанде возбудил уголовное преследование руководителей радио «Милле Коллинз», и они были осуждены на длительные сроки тюремного заключения. Прим. перев.)

В таких обстоятельствах наша организация, как никогда ранее, должна действовать принципиально и эффективно. Но мы не справились с этой задачей. Защитные полномочия Совета Безопасности снова были заблокированы непримиримой позицией США, Генеральный секретарь ООН подвергается нападкам за самые мягкие протесты, а наши правозащитные механизмы безнаказанно подвергаются постоянным клеветническим атакам, организованными в сети интернета.

Десятилетиями наше внимание отвлекалось иллюзорными и во многом неискренними обещаниями Договоренностей в Осло, в то время как основной обязанностью Организации Объединенных Наций является защищита международного права, международных прав человека и самого Устава ООН. Мантра «решения о двух государствах» стала открытой шуткой в коридорах ООН, как из-за ее полной фактической нереализуемости, а также из-за абсолютного ингорирования прав человека для палестинского народа. Так называемый «квартет» стал не чем иным, как фиговым листком бездействия и подчинения жестокому статус-кво. Уважение (по сценарию США) к «соглашениям между самими сторонами» (вместо международного права) всегда было прозрачным уловкой, призванной поставить власть Израиля выше прав оккупированных и обездоленных палестинцев.

Верховный Комиссар, я впервые пришел в эту Организацию в 1980-х годах, потому что нашел в ней принципиальную, основанную на нормах организацию, которая полностью выступала на стороне прав человека, в том числе в тех случаях, когда могущественные США, Великобритания и Европа не были на стороне прав человека. В то время как мое собственное правительство, его вспомогательные институты и большая часть средств массовой информации США все еще поддерживали или оправдывали южноафриканский апартеид, израильское притеснение и центральноамериканские эскадроны смерти, ООН защищала угнетенные народы этих земель. На нашей стороне было международное право. На нашей стороне были права человека. На нашей стороне были принципы. Наш авторитет коренился только в нашей честности, не более того.

В последние десятилетия ключевые отделы ООН поддались власти США и страху перед израильским лобби, отказались от этих принципов и отступили от самого международного права. Из-за этого мы многое потеряли, и не в последнюю очередь наш собственный глобальный авторитет. Но самые большие потери в результате наших неудач понес палестинский народ. Потрясающая историческая ирония состоит в том, что Всеобщая декларация прав человека была принята в том же году, когда Накба была совершена против палестинского народа. Отмечая 75-летие Всеобщей декларации прав человека, нам следовало бы отказаться от старого клише о том, что Всеобщая декларация прав человека родилась в результате предшествовавших ей злодеяний, и признать, что она родилась одновременно с одним из самых жестоких геноцидов 20-го века, а именно, разрушением Палестины. В каком-то смысле авторы закона обещали права человека всем, кроме палестинского народа. И давайте также помнить, что сама ООН несет первородный грех, помогая обездолить палестинский народ, ратифицировав колониальный проект европейских поселенцев, который захватил палестинскую землю и передал ее колонистам. Нам есть что искупать.

Но путь к искуплению ясен. Нам есть чему поучиться из принципиальной позиции, занятой в городах по всему миру в последние дни, когда массы людей выступают против геноцида, даже рискуя быть избитыми и арестованными. Палестинцы и их союзники, правозащитники всех отличий, христианские и мусульманские организации, а также прогрессивные еврейские голоса, говорящие «не от нашего имени», — все они возглавляют этот процесс. Все, что нам нужно сделать, это следовать за ними.

Вчера, всего в нескольких кварталах отсюда, был полностью захвачен тысячами еврейских правозащитников Центральный вокзал Нью-Йорка. Они выразили солидарность с палестинским народом и потребовали положить конец израильской тирании (многим при этом грозил арест). При этом они в одно мгновение отбросили израильскую пропагандистскую точку зрения о том, что Израиль каким-то образом представляет еврейский народ. Это не так. И, таким образом, Израиль несет полную ответственность за свои преступления. В связи с этим стоит повторить, несмотря на клевету израильского лобби, что критика нарушений прав человека Израилем не является антисемитской, точно так же, как критика нарушений Саудовской Аравии не является исламофобской, критика нарушений Мьянмы (бывшая Бирма) не является антибуддийской или критика нарушений прав человека в Индии не носит антииндуистский характер. Когда они клевещут, пытаясь заставить нас замолчать, мы должны повышать свой голос, а не понижать его. Я надеюсь, вы согласитесь, Верховный Комиссар, что именно в этом и состоит суть говорить правду властям.

Но я также нахожу надежду в тех организациях ООН, которые, несмотря на огромное давление, отказались пойти на компромисс с принципами прав человека. Наши независимые специальные докладчики, комиссии по расследованию и эксперты договорных органов, наряду с большинством наших сотрудников, продолжают отстаивать права человека палестинского народа, в то время как другие подразделения ООН (даже на самом высоком уровне) позорно склонили головы перед властью. Будучи хранителем норм и стандартов в области прав человека, УВКПЧ (Управление Верховного Комиссара по Правам Человека) имеет особую обязанность защищать эти стандарты. Наша задача, я считаю, состоит в том, чтобы сделать так, чтобы наш голос был услышан, от Генерального секретаря до вновь поступившего сотрудника ООН, а также по горизонтали во всей системе ООН, настаивая на том, что права палестинского народа не подлежат обсуждению, переговорам или компромиссу где бы то ни было прикрываясь голубым флагом ООН.

Как же тогда будет выглядеть позиция, основанная на нормах ООН? Что надо делать, если мы хотим былть верны нашим риторическим увещеваниям о правах человека и равенстве для всех, ответственности виновных, возмещении ущерба жертвам, защите уязвимых слоев населения и расширении прав и возможностей правообладателей, и все это в рамках верховенства закона? Ответ, я считаю, прост, если у нас есть ясность, позволяющая видеть за пределами пропагандистских дымовых завес, искажающих представление о справедливости, которой мы присягали; если у нас есть мужество отказаться от страха и почтения к могущественным государствам, а также есть желание по-настоящему взяться за дело под знаменем прав человека и мира. Конечно, это долгосрочный проект и крутой подъем. Но мы должны или начать сейчас, или пдчиниться невыразимому ужасу.
Я вижу десять существенных моментов:

1. Законные действия. Во-первых, мы в ООН должны отказаться от провалившейся (и во многом неискренней) парадигмы Осло, ее иллюзорного решения о двух государствах, ее бессильного и замешанного в ней «квартета», а также от подчинения международного права диктату предполагаемой политической целесообразности. Наши позиции должны безоговорочно основываться на международных правах человека и международном праве.

2. Ясность видения. Мы должны отказаться от претензий на то, что это просто конфликт из-за земли или религии между двумя воюющими сторонами, и признать реальность ситуации, в которой непропорционально мощное государство колонизирует, преследует и лишает собственности коренное население на основе этнической принадлежности.

3. Единое государство, основанное на правах человека. Мы должны поддержать создание единого демократического светского государства на всей исторической территории Палестины с равными правами для христиан, мусульман и евреев и, следовательно, поддержать ликвидацию глубоко расистского, поселенчески-колониального проекта и положить конец апартеиду по всей стране.

4. Борьба с апартеидом. Мы должны перенаправить все усилия и ресурсы ООН на борьбу против апартеида, так же, как мы это сделали в Южной Африке в 1970-х, 80-х и начале 90-х годов.

5. Возвращение и компенсация: Мы должны подтвердить и настаивать на праве на возвращение и полную компенсацию для всех палестинцев и их семей, которые в настоящее время живут на оккупированных территориях, в Ливане, Иордании, Сирии и в диаспоре по всему миру.

6. Истина и справедливость. Мы должны призвать к переходному процессу правосудия, в полной мере используя десятилетия накопленных расследований, дознаний и отчетов ООН. Мы должны задокументировать обнаруженные факты и обеспечить ответственность всех преступников, возмещение ущерба всем жертвам, и средства правовой защиты за подтвержденные правонарушения.

7. Защита: Мы должны настаивать на развертывании хорошо обеспеченных ресурсами и вполне уполномоченных сил с постоянным мандатом ООН по защите гражданского населения от реки до моря.

8. Разоружение. Мы должны выступать за удаление и уничтожение обширных запасов ядерного, химического и биологического оружия Израиля, чтобы конфликт не привел к полному разрушению региона и, возможно, за его пределами.

9. Посредничество. Мы должны признать, что США и другие западные державы на самом деле не являются заслуживающими доверия посредниками, а скорее реальными сторонами конфликта, которые вместе с Израилем являются соучастниками нарушения прав палестинцев, и мы должны иметь с ними дело, как с таковыми соучастниками.

10. Солидарность: Мы должны широко открыть наши двери (и двери Генерального секретаря) для многочисленных палестинских, израильских, еврейских, мусульманских и христианских правозащитников, которые солидарны с народом Палестины и его правами человека и остановить беспрепятственный поток израильских лоббистов в офисы лидеров ООН, где они выступают за продолжение войны, преследований, апартеида и безнаказанности, а также клевещут на наших правозащитников за их принципиальную защиту прав палестинцев.

Для достижения этой цели потребуются годы, и западные державы будут бороться с нами на каждом этапе пути, поэтому мы должны быть стойкими. В ближайшем будущем мы должны добиваться немедленного прекращения огня и прекращения многолетней осады Газы, противостоять этническим чисткам в Газе, Иерусалиме и на Западном Берегу (и в других местах), документировать акты геноцида в секторе Газа, способствовать оказанию палестинцам солидной гуманитарной помощи и провести реконструкцию, позаботиться о наших травмированных коллегах и их семьях и изо всех сил бороться за принципиальный подход в политических офисах ООН.

Наблюдаемый до настоящего времени неуспех усилий ООН в Палестине не должен являться для нас причиной ухода. Скорее, этот неуспех должен придать нам смелости отказаться от неудачной парадигмы прошлого и полностью принять более принципиальный курс. Давайте, как Управление Верховного Комиссара по Правам Человека, смело и гордо присоединимся к движению против апартеида, которое растет во всем мире, добавив наш логотип к знамени равенства и прав человека для палестинского народа. Мир наблюдает. Мы все будем нести ответственность за то, где мы находились в этот решающий момент истории. Давайте встанем на сторону справедливости.

Я благодарю вас, Верховный комиссар Фолькер Тюрк, за предосталенную возможность передать Вам это мое последнее обращение. Я покину офис через несколько дней после более чем трех десятилетий службы. Но, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться, если я смогу быть вам полезен в будущем.

Sincerely, Craig Mokhiber
С уважением, Крейг Мохайбер.


Рецензии
Читаю и скупые мужские слезы капают из глаз.
Какими же мерзавцами должны быть работники 6 отделения КГБ, чтобы создать "палестинский народ", обреченный на вечные страдания.
И этот "папа" созданного в 1947 году сионистского колониального государства И. Сталин не имевший ни капли жалости к несчастному арабскому народу.
Выражаю полную поддержку и одобрение Михаилу Абрамову, человеку явно неравнодушному к страданиям бедных "палестинцев", опубликовавшему этот вызывающий жалость текст.

Борис Зарубинский   09.12.2023 17:09     Заявить о нарушении
Борис, спасибо за поддержку!

Михаил Абрамов   10.12.2023 05:49   Заявить о нарушении