От дяди Яши - с любовью

От дяди Яши – с любовью

Я помню его с детства. Он со своим семейством жил на соседнем участке с нашим. Жена его очень любила готовить. Из окна кухни всегда очень вкусно пахло. Помню, как любовно он копал грядки, никогда не перерезал лопатой червя, а наклонялся и бережно укладывал на соседнюю. Что – то ему говорил, на непонятном языке. Как – то я его спросил – дядя Яша, а ты с червяками разговариваешь? Конечно, Дениска,- ответил он. -  Благодарю за хорошую работу.

Дядя Яша разговаривал не только с червяками. Он и с цветами говорил. И даже гладил их по листьям. Но особенно он любил говорить с огурцами на своей высокой грядке. Высокой она была потому, что дядя Яша часто брал тачку и шел в угловой дом, где жила баба Дуся. Она держала корову и козу. Для коровы косила  траву на поле за нашими домами. На этом же лугу пасла козу Зойку. Молоко у бабы Дуси раскупали дачники. Мне мама с папой, по указанию бабушки, покупали и коровье молоко. И Зойкино. А за лугом был огромный пруд. С рогозом, кувшинками. Плавать в нем надо было осторожно – со дна били родники. С весны там начинали орать сотни лягушек. И столь же громко крякать дикие утки. На пруде мы с пацанами летом пропадали целыми днями.

Вот в свою огуречную грядку и возил дядя Яша навоз. Не знаю, что он говорил огурцам, но они у него появлялись раньше всех в нашем поселке. И были необыкновенно вкусны. По соседней улице иногда проезжали тетеньки на лошадях. Дяденьки ездили редко. После лошадей частенько оставались дымящиеся навозные яблоки. И если это видел дядя Яша, он тут же собирал их совком и бросал в ведро. Соседи над ним смеялись.

Но главной страстью дяди Яши были не огурцы. Не цветы. Не яблони. А фотоаппарат. Он всегда носил его не в футляре на ремешке, так делали дачники, а просто в кармане парусиновых брюк. Да и как ты грядку покопаешь, если фотоаппарат будет болтаться на пузе? И стоило прилететь на его яблоню черному дрозду или воробью, как он выхватывал   фотокамеру, и начинал наводить объектив на птичку. Но она всегда настораживалась и улетала.

Дядя Яша укоризненно говорил:

- Опять! Фэйгеле! * Опять…

Однажды два огромных лося сломали наш деревянный забор, потом другой. Куда – то они спешили по своим делам. Жаль, что дядя Яша не был в своем огороде.  Он волосы на себе рвал, когда мама ему показывала дыры в заборе. Мне было года четыре, мама повела меня в парк, я бежал впереди нее по дорожке. Вдруг навстречу нам с громким топотом вылетела какая – то зверюга с огромными ушами. В нескольких метрах от нас затормозила, поднялась на задние лапы и уставилась в глаза – мол, кто такие? Я испугаться не успел, а мама как взвизгнет:

- Заяц!

Заяц от этого визга подпрыгнул чуть не до неба и поломил в чащу парка.

Когда мы рассказали об этой встрече дяде Яше, он тут же чуть ли не бегом ударился в парк. И появился только вечером. Мама окликнула его – удалось сфотографировать?  Он в ответ развёл руками – как его догонишь, у него четыре ноги? Когда я в первый раз увидел мультфильм «Каникулы в Простоквашино», как Шарик гонялся за зайцем, вспомнил про дядю Яшу.

Когда я подрос, то понял, что дядя Яша был похож на Булата Окуджаву и на Зиновия Гердта одновременно. Только у него была шапка  пышных, кудрявых волос. Совершенно седых.

Дядю Яшу в посёлке любили за то, что он всех фотографировал. Самое удивительно было то, что он потом всегда дарил фотографии. На обороте писал место съемки, время и: «От дяди Яши с любовью!»

Сын дяди Яши уехал далеко. И там погиб. Я слышал, как дядя Яша плакал у песочницы. Жена его после смерти сына прожила недолго.

Дядя Яша оставил завещание – положите мне в гроб мою  фотокамеру. Оказывается, он видел фотографию – расстрельная команда фрицев над рвом с юде. Среди них были и его папа, мама, сестры, братик. На груди одного из солдат висела «Лейка». Все фрицы улыбались.

Провожать дядю Яшу в последний путь пришло много людей. Был даже оркестр, он играл «Прощание славянки». И «Хава нагила». Кто его заказал так и осталось неизвестным.

Примечание. * Фэйгеле  – птичка (Идиш)
.


Рецензии
http://kino-o-voine.pro/holodnoe-tango-rossiya-2017/
Мой отец участвовал в депортации литовцев. Вина моя неизбывна

Виктор Терёшкин   12.12.2023 07:11     Заявить о нарушении