Россия - бесконечность
Свидетельство о публикации №223120900771
Жанр произведения - рассказ, детективный рассказ, литературное направление - реализм с элементами мистики. Нынче модно говорить про мистический реализм, но именно в данном рассказе реализма поболее, чем мистики, которая тут носит скорее обслуживающий характер, чем ведущий.
Композиция нелинейная, кольцевая. Рассказ состоит из пяти частей, первая и вторая не совпадают фабульно и сюжетно.
Согласно фабуле: 18 октября 2025 года некто Семенов с целью ограбления банка убил охранника Рабиновича, о чем 21 октября того же года происходит разговор в убойном отделе. В сюжете же разговор дан в начале произведения, история убийство показана как бы ретроспективно. Остальные элементы рассказа совпадают по фабуле и сюжету: представлен эпизод в городе Львов от 29 ноября 2026 года, затем от 30 ноября того же года в Петербурге и на фронте.
Система образов развернутая для небольшого по объему произведения:
Чарнота - сквозной персонаж, встречающийся не только в этом произведении, предполагается, что положительный главный герой некоего цикла или более крупного произведения, но именно в этом рассказе он не действует, а только разговаривает.
Его зам, Рылов - еще больше разговаривает, образ "своеобразного философа", также выступает как положительный герой.
Рабинович - охранник в банке, но упоминается, в убойном отделе, что у него есть награды за выслугу, возможно, бывший сотрудник, он же является убийце призраком-воспоминанием.
Мария Вяткина - заведующая банком показана как недалекая глупая женщина, очерствевшая сердцем настолько, что даже в ограбление не верит и размышляет в момент угрозы жизни о том, изнасилует ли ее грабитель или просто убьет.
В эпизоде от 29 ноября 2026 года представлены три отрицательных персонажа. ЗАметим, что деление условное, разумеется. Однако Жданов, Локтев (фамилия которого разок поменялась у автора на Ломов, по недосмотру видимо)и Семененко (схожесть фамилии с фамилией грабителя затрудняет прочтение и восприятие, но, возможно это часть авторского замысла - идеи) - в самом низу безнравственности. Локтев и Семененко изнасиловали москаля, Жданов, будто бы разгневанный по этому поводу и все уточнявший суть дела, в итоге разливает и выпивает с ними коньяк.
Семенов - главный отрицательный пример, именно он несет ключевую роль при раскрытии авторской позиции и назидательные ноты произведения также связаны с этим образом. Это единственный герой, история которого дана в рассказе: он родился от матери-пьяницы, требовавшей от него денег на бутылку и сочинившей некую историю, в результате которой Семенов проходил "по первому делу с девочкой", которая, оказывается, все сочинила. Но жизнь героя уже была нарушена, его никуда не брали, он "обижен на жизнь", н опри этом каким-то образом оказывается физруком, а после в вовсе преподает НВП, это после судимости-то!! хоть и был оправдан. Вокруг этого центрального в рассказе героя, обладающего особой мистической способностью воплощать волчью маску, и разворачивается сюжет в нескольких планах произведения, где, однако, перевешивает основной реалистический и даже, можно сказать, исторический план. Герой попытался ограбить банк, убил охранника Рабиновича, проходил по делу об ограблении с убийством и вызвался на фронт дабы попасть под амнистию идущей к завершению войны. Однако ему придется испытывать новые боевые скафандры и если он при этом будет пленен врагом, то участь его окажется печальной (что продемонстрировано в 4 элементе рассказа во Львове, история с изнасилованным москалем и съемкой, вероятно, видеороликов).
В последнем фрагменте (почему-то Украинский фронт? - Семенов что, партизан? тогда чьи жилеты, по логике русский бы должен быть фронт) Семенов в раздражении как и банке, являет волчью маску, интересно, что убиенный им Рабинович перекручивался "серым оборотнем".
Конфликт в произведении можно обнаружить внутри Семенова, но выражен он неярко, трудно утверждать ,чт оу герое борется позитивное и негативное начала, противостояние Семенова и Вяткиной тоже не назовешь конфликтом потому, что Вяткина не защищает никаких основ морали и общего дела банка да еще и про изнасилование размышляет. Остается только конфликт-противостояние военного характера, где Львов противопоставлен москалям и главным героям, Петербургу. Также можно предложить "гоголевский" конфликт между имеющимся и должным, но это, фактически, не прописано, про должное автор не говорит да и не намекает на него, лишь картинка недолжного дана.
В небольшом по объему произведении автор сделал много: нелинейная композиция, множество героев, герой, имеющий историю, использование сквозного героя, который может быть знаком читателю по другим рассказам. Безусловное достоинство - современное исторически-политическое звучание рассказа, где указание еще не наступивших дат и некоего нового скафандра придают не столько фантастичность произведению, сколько дают надежду, как и выражают некую обреченность. Уровень конфликта не так хорошо проработан, как названные выше уровни произведения.
С точки зрения языковой оболочки рассказ не перенасыщен метафорами и лейтмотивами, но они здесь есть (волчья маска, скафандр) и для выражения философских идей использованы символические образы: Россия - поезд и черный алмаз жизни в финальных строках выводят рассказ на философскую глубину обобщений: о обреченности человека, совершившего преступление - обреченность либо в виде смерти (возможно, после насилия, ибо скафандры все же можно открыть) на войне либо земного же возмездия за преступление от родственников убиенного Рабиновича: "Семенов знал, что у него была семья, и они не забудут." Однако, Россия прощает героя: эта идея звучит и из уст положительного сквозного героя Чарноты " Искупит. Вернётся без судимости. Героем." и в образе, закрывающей Семенова крыльями черной ночи самой России, когда герой смотрит на небо (подобно Толстовским героям, Пьеру, например, смотревшему на звездное небо).
Название произведения дает читателю возможность уловить новые смысли и оттенки звучания авторской идеи: на примере (воспитательного характера пример - так надо воспитывать преступников) отдельно взятой ситуации в отдельно взятый исторический отрезок времени можно, опираясь на название, говорить о судьбе России в целом и понимать эту отдельную историческую ситуацию как часть общей, бесконечно повторяющейся истории.
Финал рассказа очень важен. Иначе можно было бы сказать, что художественный мир произведения совсем лишен Света, добра, торжества жизни в пляске смерти, но авторская позиция, его надежда и любовь к России прослеживается не только в положительных образах борцов с конкретными проявлениями зла и насилия, но и в образе России-поезда (птица-тройка у Гоголя), набирающего ход! Однако и горечь автора нельзя не заметить в том, что в реальности это военный состав. И все же есть нечто Высшее: непостижимая чистая небесная бездна, где медленно кристаллизуется (герой обречен да и все мы смертны) "черный, но все еще прекрасный алмаз жизни".
Наталья Евтеева 16.05.2025 12:34 Заявить о нарушении
Николай Дали 17.05.2025 21:22 Заявить о нарушении
Только тут врагов-то нету, вот в чем проблема, ну или радость. Это я к тому, как вы собираетесь разбить не мою, а только отчасти привлеченную, теорию непротивления злу насилием.
Я очень занята на выходных, а то б написала вам побольше и эпатажнее, последнее с вашего разрешения:)
Наталья Евтеева 18.05.2025 15:25 Заявить о нарушении
Николай Дали 18.05.2025 20:54 Заявить о нарушении