Страницы детства. Конь огонь

               
      
   Чем дальше уходят детство и юность, тем чаще всплывают в памяти картины тех лет. Помниться далеко не все, а отдельные страницы и при чем более теплые, приятные и очень хочется чтобы они повторились, но увы вода в речке вспять не течет и прошлое уже не вернешь.
   Вот одна из таких страниц. Мое детство и юность проходили в небольшой деревеньке — Старое Раменье, что находиться на краю Новгородской области Пестовского района. Деревня, как деревня, вокруг поля, а дальше леса и болота. В деревне была конюшня, где находилось полтора десятка лошадей с помощью которых пахали землю, заготовляли сено и дрова. Без лошадки в те годы в деревне просто нельзя было выжить. Среди этих лошадок выделялась одна -
черный мерин со звездочкой на лбу. Это был настоящий конь и звали его Герой. Его все любили и с тем же побаивались, дело в том что он не терпел когда к нему пытались применить силу или повышали на него голос. Я сперва тоже побаивался его и старался обходить стороной. Конюхом на этой ферме был мой старший брат- Анатолий, хотя ему было всего лет пятнадцать, но все его считали взрослым и главное, он один мог управлять Героем. Анатолий пахал на нем, окучивал картошку, возил дрова. Мне тоже хотелось управлять этим конем и я попросил брата научить меня этому.
   -Да здесь секретов нет, возьми ломоть хлеба и угости его и разговаривай с ним ласково. Он все понимает.
   -Хлеб это здорово, да мамка второй день его не печет, мука кончилась.
   -Возьми у меня в каморке и угощай.
   Взяв хлеб я с опаской подошел к коню.
   -Герой, бери хлеб, он очень вкусный,- и я протянул ломоть лошади. Конь скосил глаза на меня, посмотрел, затем понюхал кусок и взял его в рот. -Вкусно, - спросил я и осмелился погладить его по щеке. В этот момент у меня ноги подкашивались от страха. Герой же еще раз посмотрел на меня и нежно лизнул мою ладонь. Стена страха вмиг исчезла и я спокойно гладил его голову. Так состоялось мое знакомство с этим конем которого боялась почти вся деревня. Затем я стал приходить на конюшню почти каждый день и всегда приносил ему угощение. Я уже не боялся его, а он в свою очередь не сторонился меня.
   -Ты не просто его угощай,- наставлял меня брат,- а больше разговаривай с ним, чтобы он запомнил твой голос, учи простым командам, как стой, вперед и дело у тебя пойдет, но помни, голос повышать нельзя, тем более чем-то бить, он этого терпеть не может.
   Прошел примерно месяц и я подружился со своим конем. Увидев меня он подходил ко мне и терся головой о грудь. Я брал в руки его большую голову и гладил. Мы стали друзьями. Самый же радостный момент произошел когда я с телеги забрался на его широкую спину, слегка натянул уздечку и сказал:- Герой вперед, -он спокойно пошел вдоль улицы. Многие сельчане видели это и качали головой:- Осторожней парень, ведь он никому не позволял садиться на спину, сразу сбрасывал, а тебя- то тем более сбросит. Однако я доехал до конца деревни, потянул уздечку вправо, конь покорно повернул.
   -Герой, давай бегом, - и погладил его шею. Он послушно исполнил команду и мы помчались. Бежал он не очень быстро, я уцепился за уздечку и старался не свалиться с его спины. На меня с удивлением смотрели и взрослые и мои сверстники. Кто-то что-то кричал мне, но я не слышал. Я был счастлив и горд. Ведь меня на коне видели и девчонки с которыми я дружил. Затем мы вернулись к конюшне, где я снял с него уздечку, погладил по влажной губе и сказал:- Гуляй, - он прекрасно все понял и пошел в загон, где отдыхали другие лошади.
   -Ну, теперь ты по- настоящему подружился с моим конем, -усмехнулся брат, можешь брать его запрягать и работать.
   Сельская жизнь шла своим чередом. Конечно пахать землю я не мог, а вот возить мешки на ферму получалось хорошо. Сосед дядя Миша, глядя, как я ловко управляю конем сказал: -Герой-то наш вроде поумнел, спокойно ведет, возьму-ка его картошку окучить.
   -Да, умный конь и работает, только дядя Миша не стегайте его.
   -Вот заступник и советчик нашелся,- усмехнулся сосед,- неделю как работаешь на нем, а уже советы даешь, я уже сорок лет как работаю и всяких лошадей повидал и усмирял.
   На следующий день я увидел, что дядя Миша ведет Героя, стал наблюдать. Сосед запряг его и слегка стегнул кнутом и приказал:- Вперед, - однако конь не стронулся с места, - Вперед,- уже громче потребовал дядя Миша и уже сильнее ударил коня. И тут увидел, как конь тяжело задышал, резко  рванул в сторону, окучник отлетел в сторону, упавшие вожжи за что-то зацепились и порвались. Дядя Миша отбежал в сторону и не знал что делать. Я подбежал к коню который направился убегать, схватил уздечку и тихо, но твердо сказал: -Герой стоять, стоять милый,- и погладил его по щеке. Конь увидев меня, остановился, я продолжал его гладить.
   -Дядя Миша, -крикнул я , -принеси хлеба. Тот принес почти полную буханку. Я стал кормить коня хлебом и продолжал гладить по щеке. Герой успокаивался и снова становился ручным.
   -Дядя Миша, не расстраивайтесь, сейчас мы окучим картошку.
   Действительно, конь вел себя спокойно, через полчаса все было сделано. Я распряг коня, снял с него уздечку, пошлепал по щеке и приказал идти отдыхать. Помахав хвостом, Герой помчался вдоль улицы к конюшне.
   -Ну парень, ведь он мог тебя убить, у меня поджилки задрожали, как ты его усмирил, да и работать заставил.
   -Не надо было его кнутом стегать. Лучше бы хлебом угостил и все было бы в порядке.
   -Спасибо, парень, спасибо. Молодец.

               


Рецензии