Беседа о правах человека. FB

Борис Шалютин
10 декабрь 2021 г.  ·


Сегодня Международный день прав человека.
Право возникло с человеческим обществом, больше того, именно оно и создало общество. Субъектами первоначального права не были «человеки», отдельные люди, личности. Это были группы, ранее замкнутые и находившиеся в абсолютной вражде, войне всех против всех, но сумевшие ее преодолеть, научившись согласованно формировать правила взаимного поведения, а при их нарушении при помощи рас-СУДка, через процедуры рас-суждения, то есть СУДебные процедуры разрешать конфликты и восстанавливать нарушенный порядок. Логос вместо Ареса, Разум и Слово вместо войны – вот что такое Право. При этом «единый централизованный коллектив, как верховная реальность и ценность» (выражение крупнейшего из русских мыслителей Николая Бердяева) – таков был субъект древнейшего, права.
Преодоление растворенности, расплющенности человека в монолите коллектива, эмансипация личности явственно обозначается в Античности – колыбели цивилизации Запада. Эстафету этой великой идеи личной свободы подхватывает и наполняет небывалой доселе мощью Христианство. «Христианство необычайно возвышает человека, признает его образом и подобием Божиим, признает в нем духовное начало, возвышающее его над природным и социальным миром, признает в нем духовную свободу, независимо от царства кесаря, верит, что сам Бог стал человеком и этим возвысил человека до небес» (Бердяев). «Человек, человеческая личность есть верховная ценность, а не общности, не коллективные реальности, принадлежащие миру объектному, как общество, нация, государство, цивилизация…» (Он же).
Европейская цивилизация, античная, христианская и постхристианская концентрирует человеческое в личности, становящейся теперь базовым субъектом права, атрибуты которого - разум и слово. Свобода мысли и свобода слова – изначальные права человека, делающие его субъектом права, то есть человеком в полном смысле слова, социальным субъектом.
С праздником всех тех, для кого права человека, «человек, человеческая личность есть верховная ценность»!

Д. Ф.
Россия пропустила эту пару... На лекции она конечно была, но в наушниках, а там то "Отче наш", то гимн СССР...
Muren Bator
Увы, ч Новой Зеландии правительство Джасинды Ардерн впервые в истории страны стало нарушать права человека.
Протоиерей Михаил Ширяев
Постхристианская расчеловечивает человека, превращая его в животное, а новейшая, потенциально грядущая с инклюзивным капитализмом и трансгуманизмом - вообще безправным скотом и биороботом.
Борис Шалютин
Не знаю, что вы подразумевает под постхристианской цивилизацией. Я имею в виду тот мир, который унаследовал ядерные христианский ценности любви к ближнему, то есть сопереживания, сострадания, и богоподобия человека в его сущностных характеристиках - свободного творца. При этом, в отличие от средневековья, в этой цивилизации нет тотального доминирования религии в системе культуры и определяющего влияния церкви в системе социальных отношений. Сегодня это в большой степени совпадает с территориями проживания тех народов, у которых ранее имело место тотальное доминирование христианства, при этом оно и теперь более или менее широко распространен, хотя и соседствует с другими вариантами мировоззрения, включая атеистическое. Что касается мрачной картины будущего, нарисованной вами, не вижу оснований предполагать ее наступление.
Dmitri Klimushkin
Борис Шалютин Ценности сопереживания и сострадания - это действительно по происхождению ценности христианства? По моему, они появились ещё в осевое время.
Борис Шалютин
Для христианства эти ценности являются системообразующими, сформулированными в нём как центральные идеи и развернутыми в сюжетные повествования Евангелий. В таком качестве они точно не существовали ни в одной прежней философской системе [возможна, конечно, некая аналогия с принципом непричинения вреда ничему живому в буддизме, но там, насколько я понимаю, у этого совсем иная природа, впрочем в буддизме я очень слаб]. Больше того, ничего похожего на «возлюби ближнего как самого себя» и подобные установки я вообще не встречал в более ранних мировоззренческих системах и учениях. Насколько я понимаю, это личные формулы Иисуса. Я, конечно, не специализируюсь на истории философии, но даже не припоминаю в читанных мной первоисточниках и учебниках внятных идей, продолжением которых могла бы быть христианская мораль. Не исключаю, конечно, что это моя некомпетентность.
Сыров Василий
Встретил любопытную мысь у кого-то из культурологов. У римлян не было понятия сострадания, а лишь понятие милосердия
Владимир Кржевов
Борис Шалютин Все написанное прекрасно - как деларации. Но если обратиться к действительной истории христианских обществ (если угодно - "христианской цивилизации") - можно ли считать названные ценности эффективными ориентирами-регуляторами социального поведения? То есть именно "системообразующими" - теми, что полагаются в основание порядка практического взаимодействия индивидов? Между прочим, суть дела была прекрасно охарактеризована в одном из эпизодов романа Дюма - когда Блезуа сомневается, можно ли вопреки заповеди украсть вино у англичан, Мушкетон мгновенно находит решение - "Болван, кто тебе сказал, что англичанин твой ближний?" И логика Мушкетона - увы,увы - это та самая логика, которой руководствовалось подавляющее большинство людей, исповедовавших христианство. Одной только истории религиозных (!) войн достаточно, чтобы задуматься о действенности "личных формул Иисуса". А как декларации - они, несомненно, замечательны! Как впрочем, и призыв к интернациональному единению "пролетариев всех стран". Но сколько же зла было сотворено и под этим лозунгом!
Борис Шалютин
Владимир Кржевов Владимир Сергеевич, в большой степени, но не в полной, согласен с Вами. Не успеваю отвечать, готовлю круглый стол на послезавтра по профилактике шутингов. Как раз сейчас слушаю очень интересный диалог Асмолова и Кураева https://www.youtube.com/watch?v=LLTKOmfiSO4
Владимир Кржевов
Спасибо!


Рецензии