К Итальянцам. Антивоенное Обращение Льва Толстого

   [Отрывок из моей книги «"Нет войне!" Льва Николаевича Толстого»]


 …Да идите вы,
безжалостные и безбожные цари,
микады, министры, митрополиты, аббаты, генералы,
редакторы, аферисты, и как там вас называют,
идите вы под ядра и пули, а мы не хотим и не пойдём.
Оставьте нас в покое пахать, сеять, строить,
кормить вас же, дармоедов.

 (Л. Н. Толстой «Одумайтесь!» 1904 г.)


 Судя по единственной дневниковой записи Толстого об этой работе, 6 марта 1896 года, она была задумана им как обращение, адресованное к народу Италии.

 Поводом для написания статьи явилась итало-абиссинская война 1895 – 1896 годов, за ходом которой Толстой внимательно следил, закончившаяся, конечно же, разгромом итальянских войск и победой Абиссинии (Эфиопии).

 Италия, опоздавшая к разделу мира, рассчитывала захватить сохранявшую независимость Эфиопию и сделать её основой своих колониальных владений. Древняя же, прекрасная страна Эфиопия была разобщена, армия вооружена луками, в лучшем же случае — чудовищно устарелыми кремнёвыми ружьями. Поэтому итальянцы невысоко оценивали противника и представляли себе эту войну лёгкой военной прогулкой. Но за многовековую историю Эфиопия не теряла своих государственных традиций, и колонизаторы внезапно для себя столкнулись с гораздо более организованной и, главное, МОТИВИРОВАННОЙ К ЗАЩИТЕ РОДИНЫ, армией.

 В 1893 г. Эфиопия установила дружественные отношения с Российской империей, прорвав тем самым дипломатическую блокаду, устанавливавшуюся навязанным эфиопам Уччальским договором 1893 г. Россия оказала помощь в модернизации Абиссинии, в вооружениях, боеприпасах. В страну отправились тысячи русских добровольцев.

 1 марта 1896 г. уже довольно хорошо вооружённые войска нгусэ нэгэста («царя царей») Абиссинии разгромили под Адуа итальянскую армию, руководимую генералом Орестом Баратьери. Оставшиеся в живых итальянские солдаты и офицеры в панике бежали с поля сражения, разнообразно и бодро подгоняемые по пути местным населением. Катастрофа, постигшая итальянскую армию под Адуа, послужила причиной падения правительства Франческо Криспи и отказа Италии на многие годы от своих захватнических планов по отношению к Абиссинии. Вообще Первая Абиссинская война 1895 – 1896 гг. стала одним из редких случаев успешного вооружённого африканского сопротивления европейским колонизаторам в XIX веке, в результате которого независимость Эфиопии была признана сначала Италией, а затем и другими европейскими державами. А итальянцы, пообсиравшись ещё так же в войнах XX столетия — наконец, забыли об имперском прошлом своих земель и мирно пополнили в наши дни дружную семью народов благородной евро-атлантической цивилизационной общности.

 Без сомнения, патриотизм, против которого выступает Толстой в статье, сыграл в исходе войны свою роль. Опять же, налицо тот случай, когда архаическое и недоброе, восходящее к зоологической первобытности и дурно культивируемое обманщиками при власти, свойство людей помогло победе, пусть и не безусловного, но добра — над уже определёнными, безусловными, злом и агрессивной глупостью. 

                * * * * *
 
 При жизни Л. Н. Толстой не окончил и не публиковал эту статью. Первая публикация «К итальянцам» состоялась в 1935 году, в газете "Известия" за 4 октября. Конечно же, это была пропагандистская со стороны большевиков, конъюнктурная публикация, с обязательными указаниями на «обличение империализма» Толстым и на «слабость», с цитатой из Ульянова (Ленина), его позиции «непротивления» (Лев Толстой об Итало-Абиссинской войне 1894 – 1896 гг. // Известия. 1935. – 4 октября. – № 232 (5785). С. 2). Она была связана с начатой в 1935 году фашистским режимом Бенито Муссолини второй войной с Эфиопией. Мечта высмеянной Л. Н. Толстым пацифиствующей интеллигентской сволочи, Лига наций, членами которой были тогда и Италия, и Эфиопия, показала в ситуации фашистской агрессии свою несостоятельность в «мирном улаживании» конфликтов. Оккупанты захватили Эфиопию, но к концу 1941 г., то есть ещё за полтора года до краха режима Муссолини, были выбиты из неё британскими войсками.

 Большевицкая сволочь, выпускавшая с 1928 г., по «заветам» всё того же своего лидера Ульянова (Ленина), Полное собрание сочинений Льва Николаевича, долгое время не решалась поместить эту вещь даже туда. Том 31 – й, где, по хронологии, должна была поместиться, без цензурных изъятий, статья «К итальянцам», был напечатан «для специалистов», для закрытых библиотек и хранилищ, в 1954 году тиражом в 5 000 экземпляров.

 Причина затаённого страха издателей проста: основным пафосом этой статьи Льва Николаевича было отнюдь не «обличение империализма» или «военщины», а — обличение проистекающего от отсутствия религиозной веры самообмана т. н. «мирных, трудящихся» людей и народов, состоящего в вере в военное и революционное насилие как способ обеспечения этой желанной им мирной трудовой жизни, в «великие державы», империи, которым потребны колонии, в «сильную» правительственную власть как гарант стабильности такой жизни.

 Толстой призывал итальянцев к обратному: осознать, что рост военного могущества держав чреват обращением этой убийственной мощи как раз против таких наивных обывателей: не только от враждующих иноземцев, но и от «своего» правительства, всегда следующего не общенародным интересам, но интересам элитарного в волчьем, эксплуататорском и насильническом обществе меньшинства. Уже поэтому «великие державы» надлежит РАЗРУШАТЬ, и именно начиная со «своей» (или соседей), но не насилием и не убийством, а — религиозным христианским преображением сознания.

 «Неужели никогда не опомнятся народы от того ужасного обмана, в котором их поддерживают для своих выгод правительства и правящие классы? — ставит в статье вопрос писатель. — Неужели нужны ещё ужасные братоубийственные войны, к которым готовят теперь правительства и правящие классы все европейские и американские народы? Ведь придёт же время, и очень скоро, когда после ужасных бедствий и кровопролитий, изнурённые, искалеченные, измученные народы скажут своим правителям: да убирайтесь вы к дьяволу или к богу, к тому, от кого вы пришли, и сами наряжайтесь в свои дурацкие мундиры, деритесь, взрывайте друг друга, как хотите, и делите на карте Европу и Азию, Африку и Америку, но оставьте нас, тех, которые работали на этой земле и кормили вас, в покое» (31, 194 – 195).

 Для сравнения, приведём здесь отрывок из позднейшей, и знаменитой, статьи Льва Николаевича по поводу событий русско-японской войны — «Одумайтесь!» (1904 – 1905):

 «Да когда же это кончится? И когда же, наконец, обманутые люди опомнятся и скажут: “да идите вы, безжалостные и безбожные цари, микады, министры, митрополиты, аббаты, генералы, редакторы, аферисты, и как там вас называют, идите вы под ядра и пули, а мы не хотим и не пойдём. Оставьте нас в покое пахать, сеять, строить, кормить вас же, дармоедов”» (36, 143).

 В этих словах Толстого отчётливо выражена его позиция писателя и публициста, призывающего народы мира «опомниться» и не допустить братоубийственных войн. По Толстому, «стыдно не бежать с поля сражения», а идти в солдатчину, «в самое ужасное рабство, военное» (Там же. С. 196).

 Люди, отмечает Толстой, бессознательно попадают в тенёта обманов, оттого и служат «добровольно» преступному делу войны лично или посредством денег. Важнейший из обманов, «самый употребительный» в традиционных обществах и самый древний — религиозный: «духовенство всех народов поощряет войну, благословляет её, приводит к присяге солдат на Евангелии, на том самом Евангелии, которое велит любить и подставлять щёку». На втором месте — «страшный обман патриотизма», превосходства и «прав» одной из «наций» в ущерб таким же общностям, проживающим на территориях других государств. Как правило, внушается детям и малодумающим людям — особенно в ситуации затруднений для размышления, «в толпе». Третий обман — актуализация правительственной пропагандой в массовом сознании «образа врага» и связанных с ним ненависти и страхов; состоит в том, чтобы «внушать людям, что им грозят величайшие опасности от соседних, имеющих коварные против них замыслы народов, тех самых народов, которым со стороны их правительств внушается то же самое по отношению других народов». Обман четвёртый, по свидетельству Толстого, самый распространённый в его время: «состоит в том, чтобы поставить людей в такое положение, чтобы существующее воинственное устройство, основанное на войске, было выгодно для них так, чтобы люди сами придумывали доводы в пользу существующего порядка. В этом обмане находится большинство всех людей, не живущих прямо работой, но пользующихся работой других людей» (Там же. С. 196 – 197).

 Здесь стоит добавить, что враг рода людского, самообман, с той поры значительно изощрился в таком порабощении людей. «Жить прямо работой» для Толстого — значит жить на земле, в стороне от городских соблазнов, земледельческим трудом. В России 2022 – 2023 гг. большинство живёт в «оазисах» крупных городов, либо, как минимум, зависит от них, и поэтому, вполне предсказуемо, по всем опросам, поддерживает преступления путинского режима. Но если бы опросы провели не среди обитателей и рабов городской цивилизации, а среди людей обеспеченных и свободных, не связывающих себя даже границами государств, часть из которых давным-давно живёт за пределами крупных городов, а некоторые, по влечению разума и сердца, занимаются работами в поле, саду или огороде — ответы и результаты были бы совершенно иными!

 Наконец, называет Толстой и пятый, вытекающий из названых выше — то есть самый страшный, самый ВЯЖУЩИЙ людей по рукам и ногам, системно и технологично (технологии информационные действуют в этом отношении не хуже верёвок) порабощающий их обман:

 «…Тот самый, который выдуман и поддерживаем этими самыми <людьми>, находящими свою выгоду в существующем порядке вещей, состоит в том, чтобы, признавая неправильность, жестокость, бессмысленность существующего порядка вещей, предлагать всякие отдалённейшие способы уничтожения этого зла, кроме первого и самого про¬стейшего, состоящего в том, чтобы не участвовать в том, что считаешь злом, — не давать деньги на войну, если считаешь её злом, не участвовать в организации войска, не служить в нём» (Там же. С. 197).

 А выбор, на самом-то деле, есть у человека всегда. Космос нигде не заколочен досками… Отдельным личностям и народам надо очень далеко зайти по пути самопорабощения, поддерживая то или иное зло лжехристианского мира, чтобы оказаться в фатальном, безальтернативном состоянии. Влечёт же их в это состояние религиозное безверие и детища его: страхи, ненависть, корысть…

 «Разговорами, газетами, книгами, брошюрами, театральными представлениями» люди-обманщики прикрывают личный свой интерес, в прошлом либо настоящем. Любые возражения с позиций христианского религиозного понимания жизни обличают их, и оттого они, не возражая Богу и Христу (проповедникам Истины) по существу — чаще всего реагируют посредством выделения контрпродуктивных эмоций: облака ненависти, в котором растворены частицы обмана, привитого им либо принятого ими на веру и постепенно материализовавшегося в электрике и биохимии их мозга, в нервной системе, в жидкостях и мягких тканях тела…

 Те, кто поддаются от них эмоциональному заражению, в особенности в среде семейной, или иных замкнутых пространствах, в особенности в местах недобровольного пребывания (семья и школа для детей, сумасшедший дом, тюрьма, казарма и под.) становятся часто их единомышленниками, быстро забывая, «что власть в руках правительств, и правительства допускают разговоры, газеты, книги, театральные представления, которые не могут повредить ему»:

 «Правительства никогда не ошибаются в том, что для них вредно, не ошибаются, как не ошибается животное, защищая свою жизнь. Что вредно, они тотчас же прекращают штрафом, судом, высылкой, казнью, а что безвредно, они тому покровительствуют, зная, что ничто твёрже не обеспечивается нашим правительством, как либеральная болтовня в палатах, газетах и собраниях. Вот от этих-то всех обманов надо освободиться и прямо взглянуть правде в лицо и, поняв правду, поступить согласно с нею» (Там же. С. 198).

 И далее Толстой отвечает прямо на главное сомнение патриотично заражённых, любящих Италию, которая с той поры, по их наивности или продажности, злонамеренности, уже пережила свой фашистский период, а равно и любящих Россию, переживающую таковой период в наши дни:

 «Но если итальянцы поступят так, то Италия не будет великая держава.

 Да, Италия не будет более вели¬кая держава, если большинство итальянцев откажется от военной службы. Но дело в том, что задача человечества состоит теперь не в том, чтобы образовать великие державы, а в том, чтобы уничтожить великие державы, те самые, от которых происходят все бедствия народов, а соединить все народы в одну семью без разделения на державы и вражды, вытекающей из такого деления.

 Если итальянцы, большинство, […] откажутся повиноваться и уйдут из армии, то правда, что итальянцы перестанут быть великой державой, но станут великим народом, стоящим, как они всегда стояли, впереди цивилизации. Сама судьба призывает теперь итальянцев к тому, чтобы сделать первый шаг на ту высшую ступень цивилизации, перед которой вот уже сколько веков топчутся христианские народы, не решаясь подняться на неё» (Там же).

 Конечно, обращение Льва Николаевича, даже будучи широко распубликовано, не вызвало бы такого шага достаточно крупной, мировоззренчески «рыхлой» и информационно не объединённой в ту эпоху общности. Толстой не мог не понимать этого — быть может, вспомнив, пиша вышеприведённые строки, что и сам в 1854 – 1855 гг. возмущался не войной, как таковой, с религиозных позиций, а — с позиций гуманистических и радеющих за «державу» — нищетой и бесправием солдат, воровством офицеров, телесными наказаниями, дурными вооружением и управлением войсками, и всем тем, что сделалось “слагаемыми” российского поражения в Крымской войне. Таков был протест и итальянцев: о том, что НЕ ПОБЕДИЛИ, опозорились, а не по поводу несоответствия военных действий христианским идеалам! Что же касается победителей, древней христианской общности в Африке, они, как в наши дни украинцы, были правы не перед Христовой, недосягаемой в условиях гибельных, условиях выживания, но перед древнейшей, ВЕТХОЗАВЕТНОЙ БИБЛЕЙСКОЙ Божьей правдой: той, которая в поединке Давида с Голиафом отдала победу смиренному и праведному любимцу, избраннику Бога.

 Христианская традиция рассматривает битву Давида с Голиафом как символ победы Божьего царя над врагами Бога и как прообраз будущей победы Иисуса над повреждением ветхого человека грехом и Церкви над Сатаной. В наши дни церковь российского православия открыто поддерживает запрещённые ещё Ветхим Заветом, ещё Моисеевым законом для евреев, совершенно недопустимые для учеников Христа, убийства людей — в угоду палаческому режиму Кремля. 

 Божий мир един, одно хозяйство, предоставленное Отцом всем Его детям — всехняя учебная и творческая Мастерская. Условие продуктивного сотворчества в ней — повиновение Хозяину, дисциплина и согласие. Условия согласия — вера живая, руководящая помыслами и поступкам человека, Церковь и общинность. Путь же к такому самоуправлению и согласию — тот демократический, пока в государственных рамках, строй, которого стараются держаться наиболее прогрессивные страны и народы. Таким образом, и Абиссиния (Эфиопия) перед милитаристской Италией 1890-х и 1930-х, и ориентирующаяся на европейские демократические ценности Украина 2020-х перед воровским паханатом с самоназванием Российская Федерация, безотносительно к разному отношению к вере в этих странах — так же правы и благословенны Богом, как благословен был маленький еврейский пастух Давид.

 Сказанное не отменяет христианского ИДЕАЛА, заявленного уже в «Войне и мире», в той сцене (Т. 3, ч. 1, гл. XVIII), где Наташу Ростову смутили моления в церкви о победе оружием над Наполеоном — уподобленной в состряпанной угодливым Синодом молитве победе Давида над Голиафом. И через много лет, в письме к переводчику (впоследствии так же биографу и помощнику в деле переселения из России духоборов) Эйльмеру Мооду от 27 января 1900 г. Толстой убеждённо аттестует себя как противника «добра с кулаками» (камнями, пулями и проч.):

 «Я не могу сочувствовать никаким военным подвигам, хотя бы это был Давид против десятка Голиафов, а сочувствую только тем людям, которые уничтожают причины: престиж золота, богатства, престиж военной славы и главную причину всего зла — престиж патриотизма и ложных религий, оправдывающих братоубийство» (72, 289 – 290).

                * * * * *

 Итак, заявленные Львом Николаевичем христианские идеалы не могли быть расслышаны в 1896-м ни одной из сторон — как не слышит их, к несчастью, и современный мир, секуляризованный и склонный к скептицизму и атеизму. Вероятно, именно понимая эти особенности состояния сознания БОЛЬШИНСТВА из тех, к кому адресовался, Лев Николаевич Толстой отказался от публикации за границей статьи, нелегальное распространение которой в России могло бы вызвать лишь преследования полицией и напрасные страдания его христианских единоверцев и помощников.


                * * * * *


 Помимо вышеупомянутой публикации в 1935 году в большевицких «Известиях», её идейное содержание — и духовное наследие Льва Николаевича в целом — находили в ту эпоху великих насилий и более соответствующее мировоззрению Льва-учителя применение. ПОЧТИ В ОДИН ДЕНЬ с публикацией красных палачей, «коммунистов», прочитанной миллионами, но лживой, служившей выставлению сталинского Совка-СССР «мирной» овечкой, хотя и с волчьей шкурой («бронепоезд на запасном пути»), 6 октября 1935 г. было написано в СССР нигде не опубликованое и чудом дошедшее до нашего времени письмо к Бенито Муссолини (1883 – 1945). Автором его был один из чудесных львят Льва Николаевича — МИТРОФАН СЕМЁНОВИЧ ДУДЧЕНКО (1867 – 1946), общинник и создатель толстовских общин-коммун с 1889 г., а в то время хуторянин Сумского уезда Харьковской губ. (с 1932 г. – Харьковская обл.), занимавшийся земледелием. В 1926 – 1930 гг. Дудченко переписывался с Роменом Ролланом, получил 5 писем [хранятся в Центральном государственном архиве литературы и искусства (Москва)]. Переписывался также с Максимом Горьким, Стефаном Цвейгом, с руководителем национально-освободительного движения в Индии Махатмой Ганди и, конечно, с рядом старых друзей толстовцев, включая жившего тогда в Праге (Чехия) последнего секретаря Толстого Валентина Фёдоровича Булгакова (1886 – 1966). В конце 1920-х гг. Валентин Булгаков стал членом «Интернационала противников войны» и приобрёл множество связей с деятелями антивоенного и ненасильственного протеста, переписывался с Роменом Ролланом, Альбертом Эйнштейном, Николаем Рерихом, Стефаном Цвейгом и др.

 В октябре 1935 года Митрофан Семёнович отправил старому другу и духовному собрату-единоверцу во Христе письмо, приложением к которому было другое послание, датированное 6 октября, к Бенито Муссолини, на французском языке (в надежде, что не прочтут коммуняцкие перлюстраторы), которое Дудченко просил, сделав нужный перевод, через влиятельных лиц, довести до «его светлости» (РГАЛИ. Ф. 2226. Оп. 1. Ед. хр. 644;
цит. по: https://pandia.ru/text/77/497/5379.php ).

 Вот полный текст приложенного письма (пропущенное в публикации слово восстановлено по смыслу. – Р. А.):

 
 «Уважаемый брат.

 С этим открытым письмом к вам обращается один из горячих сторонников мира, часто выступавший с протестом против насилия и убийства ; житель Украины, около 50 лет занимающийся земледелием и в то же время являющийся активным членом Интернационала противников войны.

 Я обращаюсь к вам не для того, чтобы осудить Вас, как одного из вдохновителей и виновников тех бессмысленных массовых убийств, происходящих сейчас в Абиссинии, а для того лишь, чтобы не остаться равнодушным к тому ужасному делу, называемому войной, которое как пожар готово вспыхнуть и среди всех других беспрерывно вооружающихся народов.

 И мне хочется прежде всего спросить Вас как человека, которому не чуждо всё человеческое: ; Для чего нужно Вам всё то, что вы делаете? ; Для чего нужна Вам кровь Ваших братьев, сестёр и их детей, проливаемая при столь постыдных условиях, ; при условиях, когда итальянцы, называя себя цивилизованными и вооружённые по последнему слову продажной науки нападают на сравнительно безоружных людей ; абиссинцев, которым приходится рассчитывать лишь на свою храбрость, свою самоотверженность?

 Если вы не под влиянием пустого тщеславия, а искренно думаете таким образом служить своему народу, то ведь Вы должны же знать, что истинное добро для всякого человека есть то, что становится добром и для всех людей и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТОГО, ЧТОБЫ СЧАСТЬЕ КАКОГО-ЛИБО НАРОДА БЫЛО БЫ ПОСТРОЕНО НА НЕСЧАСТЬИ ДРУГИХ НАРОДОВ. В этих словах для всякого просвещённого человека заключается такая же непреложная истина, как истинно то, что НУЖНО С ДРУГИМИ ПОСТУПАТЬ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ С ТОБОЙ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ…

 Какими же великими [злодеями] оказываются те, которые наперекор естественному в человеке чувству доброжелательности воспитывают в людях такие страсти, возбуждаемые войной, как международная ненависть, жажда победы или мщенья и пр. ; страсти, превращающие высшие общественные инстинкты в низменное безрассудное самолюбие, называемое патриотизмом.

 И таким виновником, несущим на себе тяжкую ответственность за преступление многих являетесь Вы в б;льшей мере, чем кто-либо другой…

 Мне неизвестно, какого жизнепонимания держитесь Вы, но я нисколько не сомневаюсь, что Вы не социалист, по сколько Вы отрицаете на деле братство всех людей и народов, и не считаетесь с тем, что рабочие то и крестьяне (; этот предмет особого почитания среди социалистов), составляя собой ряды армии, преимущественно и страдают от войны.

 Нечего уж говорить о том, что Вы и не христианин. Ибо Христианство кладёт конец тому неустройству жизни, при котором народы принадлежат одному или многим господам, как стада принадлежат своему хозяину. Оно учит тому, что будучи равны перед Богом, люди свободны друг перед другом, что никто не может сам по себе иметь власти над своими братьями и что власть не может быть правом, а в общественном устройстве она есть только должность, служение…

 Итак, в настоящем смысле этих слов Вы не социалист и не христианин. ; Так кто же вы? ; Пусть совесть Ваша подскажет Вам свой искренний ответ.

 Практически же, как представитель власти, Вы являетесь типичным сообщником известного круга тех правительственных воротил, которые в перегонку военизируют каждый свой народ, якобы для оберегания его от неприятелей, а на самом деле ; для более прочного удержания власти над ним.

 Знайте же, что такого рода Ваша заботливость об интересах народа уже не нужна людям. Она слишком дорого обходится и в материальном, а особенно в нравственном отношении. А помимо того люди всех обществ в мире, не смотря на свою сравнительную дикость, достигли уже того уровня, при котором всякие свои конфликты они научились разрешать судебным порядком, а не при помощи кровопусканий.

 Отчего бы таким же способом не разрешать им и своих международных конфликтов??..

 Но к сожалению подобным Вам управителям трудно стать на этот мирный путь. С ног до головы вооружённые, ; прежде всего для защиты своей власти и привилегированного положения как своего так и всего господствующего класса в каждой стране они тянут под гору, (а может быть в пропасть) тот с тяжелой нагрузкой воз милитаризма, который, толкая их, не позволяет им ни на минуту остановиться и одуматься.

 Аппетиты же и буржуазные потребности этих, строго говоря, всегда тиранических организаций склонны так бесконечно расширяться, что они неизбежно входят в столкновения с другими, такого же рода иноземными организациями.

 И настоящий выход из такого кошмарного положения ; только в том, чтобы во имя требований правды и своего человеческого достоинства отказываться от всяких видов насилия, отказываясь в то же время и от тех благоприобретённых привычек к роскоши, которые больше всего побуждают людей к насилию над братьями своими.

 Нечего говорить о том, что тот же путь чистоплотной жизни со включением трудовой взаимопомощи вместо конкуренции и борьбы стоит и перед всеми гражданами всех стран, кто бы они ни были по своему положению для достижения всеобщего мира.

 И к счастью по этому пути давно идут лучшие люди всех времён и народов, мужественно отказываясь от военной и государственной службы и согласуя свои поступки только с требованиями своей совести.

 Много или мало людей, идущих в таком направлении и найдутся ли дипломаты, способные проникнуться такими идеями ; не в этом дело! И нам нечего дожидаться их, как незачем ласточке откладывать свой весенний перелёт, в ожидании других ласточек.

 А важно и радостно то, чтобы каждый из нас, доверившись силе объединяющей всё родственное в мире, был готов идти вперёд и самоотверженно выполнять свой долг, сознавая, что единственное и могущественное средство для того чтобы всем стало хорошо, заключается только в том, чтобы самому сделаться лучше, т. е. добрее, благороднее.

 Подумайте же, брат, ради всего святого обо всём том, что с чувством искренней доброжелательности я высказал Вам и перестаньте проливать братскую кровь! От Ваших решений зависит многое.

 М. Дудченко

 6 окт. 35 г.» (Там же. Выделения наши. – Р. А.).

 В отличие от знаменитого письма 1902 г. из Крыма тяжело болевшего Л. Н. Толстого к «любезному брату» императору Николаю II, судьба этого послания неизвестна: сохранился только черновой его текст в архиве Дудченко, в России.

 Как и Митрофан Семёнович Дудченко, Валентин Булгаков не мог, как христианин, ненавидеть возродителей имперства — ни сталинских, ни гитлеровских. Но он ненавидел грех и зло, творимые в сталинском СССР и в гитлеровской Германии под благовидными лозунгами и посулами. По этой же причине оба духовных ученика Льва-учителя, Толстого-христианина, доживи они до нашего времени, прокляли бы зло и ложь путинской России. Таким образом, идейное содержание публицистического послания Л. Н. Толстого «К итальянцам» сохраняет свою актуальность, и не утратит её, пока человечество не обезопасит себя от палачей у власти и не приблизится к христианскому идеалу единения в Истине и в Боге, проповеданному Львом Николаевичем и в этой статье.

                ______________


Рецензии