de omnibus dubitandum 1. 73

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (1572-1574)

Глава 1.73. ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ…

    ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ - объединение Польши и Великого княжества Литовского в Жечь Посполитую под властью одного короля. В начале 1569 г. польско-литовский король Сигизмунд Август созвал в городе Люблине общий для обеих стран Сейм и предложил на нем разрешить вопрос об окончательном соединении Польши с Литвой, до этого времени объединенных лишь на основах унии персональной. Однако формы унии реальной были неприемлемы для представителей Вел. княжества Литовского. Они не пожелали идти на уступки, покинули заседание и 1 марта выехали в Вильно. Во время их отсутствия делегаты украино - русЬких окраин Литвы: Холмщина, Волынь и Киевщина, не считаясь с мнением остальной части В. княжества, заявили о своем желании присоединиться к Польскому королевству. Противники унии должны были признать слабость своих позиций, возвратились на Сейм и после долгих диспутов 1 июля 1569 года подписали акт У. Л. Объединенное государство приняло имя Речи Посполитой, имело общего государя, общий Сейм, общие учреждения для иностранных сношений, но каждая из стран, подписавших унию, оставалась самостоятельной в области права, суда, финансов, монетной системы, внутренних дел и армии; их войска подчинялись отдельным гетманам; коронному и литовскому. Договор в Люблине предусматривал право Поляков приобретать в Литве земли и заселять их своими людьми. При персональной унии они этим правом не обладали. Теперь же широко его использовали, начав усиленную колонизацию «пустыни Надднепрянской», где до этого времени проживали почти одни Казаки. На Люблинский Сейм представители отдельной казачьей окраины приглашены не были (Казачий Словарь-справочник).
      
    ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ – объединение Польского королевства и Великого княжества Литовского в одно государство, состоявшееся в 1569 г. на сейме в Люблине.
      
    Люблинская уния завершила начавшийся с Кревской унии 1385 г. процесс объединения двух государств. Заключение унии ускорили трудности, которые переживало Великое княжество Литовское, связанные с Ливонской войной.
       
    Рассмотрение вопроса об унии началось в январе 1569 г. в Люблине на общем сейме польской и литовской шляхты. Литовские магнаты, опасавшиеся потери своих привилегий, отрицали юридическое значение предшествовавших уний и соглашались на объединение только на условиях существования отдельного сейма и сената Великого княжества Литовского, польская сторона в свою очередь, стремилась к полному включению Литвы в состав Польши. Литовские магнаты настояли на проведении раздельных заседаний литовского и польского сеймов, а затем попытались сорвать переговоры, но польский сейм, используя поддержку части литовского дворянства, стремившегося уравнять свои права с правами польской шляхты, санкционировал отторжение от Великого княжества Литовского Подляшского, Волынского, Браславского и Киевского воеводств. Это вынудило литовцев возобновить переговоры, закончившиеся 28 июня заключением унии.
       
    Люблинская уния предусматривала установление в Польше и Литве единообразного государственного устройства, проведение единой внешней политики, создание единого сейма и сената. Во главе государства стоял король, избираемый на совместном сейме польской и литовской шляхты. Польша и Литва сохранили свои законодательство и суды, раздельные высшие административные должности, казну, войско; официальным языком Литвы остался русский. (К вопросу о признании Казаков русЬким народом, на основании языка. Тогда и все земли входящие в Литву следует считать русЬкими – Л.С.)
(БШЭ «Руссика» стр. 335-336)

    Картина, написанная к трёхсотлетию одного из важнейших событий в истории Восточной Европы, даёт нам очередную возможность увидеть всю политическую элиту огромного государства в одном месте в одно время. Грех ею не воспользоваться.

Итак - одна из зал Люблинского замка.

    Один из первых дней июля 1569 года. Акт унии уже принят на общем сейме депутатами от двух государств, и теперь начинается присяга в присутствии общего монарха. Суть случившегося можно примерно понять по гербам на стене: в центре - огромный орёл Пястов; слева - маленький лев Галицко-Владимирской Руси, в существенной своей части давно поглощённой Польским королевством; справа - такая же маленькая "Погоня". Примерно половина территории Великого княжества Литовского в течение предыдущих месяцев уже вошла в состав Короны, а дальше и на оставшихся землях будут полонизация и поглощение - вплоть до ещё одного исторического дня, 3-го мая 1791 года.

На фоне орла Пястов изображён король:

    49-летний бездетный дважды вдовец, третья жена которого, Елизавета Габсбургская, уже давно вернулась на свою родину. Именно угасание в его бородатом лице великой династии Ягеллонов стало непосредственным поводом к очередному возрождению идеи объединения в одно государство Польши и Литвы. Характерно, что Матейко изобразил Сигизмунда Августа как "первого среди равных", без каких либо признаков власти: только распятие в правой руке и меч на боку. Распятие и меч - это символы Жечи Посполитой как восточного форпоста то ли католической цивилизации, то ли вообще Европы.
 


Рецензии