Параллели историй Киевской Руси и Сербии

Историко-сравнительный анализ историй Киевской Руси и Сербии Неманичей выявляет ряд параллелей их политических историй, что требует объяснения. Ниже приводим их описание.
        История династии Неманичей начинается в начале второй половины XII в. со Стефана Немани I. Правивший в это время в Византии царь Мануил I (1143-1180) вел себя как полновластный хозяин и судья сербских правителей (сербские правители этого времени признавали верховную власть византийских царей и таким образом оказывались чем-то вроде наместника в провинции Византии [14, с. 45]). Мануил сместив великого жупана (князя) Десу; на его место поставил Тихомира (возможно, племянника Десы). Новый великий жупан занимал престол на протяжении 4 или 5 лет (1161-1165/1166) [5, сн. 214]. Тихомир отдал во владения своим младшим братьям – Страцимиру, Мирославу и Немани – различные части сербского государства. В 1166 г. Неманя захватил престол; Тихомир оказал брату сопротивление, но был разбит и погиб [14, с. 39-40]. По другой версии, он утопился в реке (случайно утонул?) [6, с. 24].
        История прихода к власти Немани I напоминает свидетельства русских летописей о захвате власти Владимиром I. После смерти князя Святослава I (957-972) его сыновья – Ярополк Киевский, Олег Древлянский и Владимир Новгородский – нарушили единодержавие в Киевской Руси; Ярополк не имел власти в уделах братьев [4, Т. 1, с. 117-118]. В 977 г. произошел военный конфликт между Ярополком и Олегом. Последний был разбит и, спасаясь бегством, упал в крепостной ров, где вероятно утонул. В 980 г. Владимир привел войска под стены Киева. Ярополк, занимавший престол на протяжении 8 лет (972-980), бежал, а Владимир занял столицу. Позднее, придя на переговоры в Киев, Ярополк был убит [4, Т. 1, с. 119-121].
        Владимир I Великий был киевским князем на протяжении 35 лет (980-1015). Стефан Неманя I занимал престол Рашки в течение 30 лет (1166-1196) [14, с. 40]. Владимир и Неманя были причислены к лику святых [11, Т. 13, с. 830].
        Возможно, что имя-прозвище Неманя произошло от сербского слова «немати», т.е. «не иметь». Это можно соотнести с тем, что Владимир был внебрачным ребенком, наследственные права которого были неясными.
        Согласно житию Стефана Неманя, первоначально он был крещен «латинскими иереями» (католиками), затем крестился заново по восточно-христианскому обряду [6, с. 24]. В русских летописях нет свидетельств о том, что Владимир крестился по западно-христианскому обряду. Однако они сообщают, что когда киевский князь выбирал вероучение, к нему приходили проповедники разных религий, в том числе и католики [4, Т. 1, с. 127].
        Стефан Неманя воевал с Византией [11, Т. 13, с. 830]. Владимир также имел военный конфликт с Византией (осадил и взял измором принадлежавший ей крымский город Херсонес) [13, с. 72].
        Русские летописи говорят, что в 988 г. Владимир Великий крестил по византийскому обряду Киевскую Русь. Христианизация встретила сопротивление в народе; в частности, привела к восстанию в Новгороде [13, с. 73]. Правда, по свидетельству византийского царя Константина VII Багрянородного (913-959), русы были крещены при его деде – царе Василии I Македонянине (867-886) [13, с. 61]. Перекличку со свидетельствами русских летописей, а также с византийскими источниками мы видим в истории Сербии. Так, важным направлением деятельности Немани I (= Владимира I) считается утверждение в Сербии православия в качестве государственной религии. Как и в истории Руси, христианизация Сербии по византийскому обряду встретила сопротивление. Стефану Немани пришлось бороться с широко распространенной в Загорье ересью богомилов [1, с. 47]. При этом считается, что еще в конце IX в., в правление византийского царя Василия I Македонянина, сербы были крещены [14, с. 22].
        Русские летописи сообщают, что Владимир I построил в Киеве так называемую Десятинную церковь, которая была посвящена Богородице. Стефану Немане же приписывается строительство монастыря Пресвятой Богородицы [6, с. 24].
        В средневековой Сербии бытовало убеждение, что ее история началась со Стефана Немани [14, с. 48]. Эта точка зрения, очевидно, отвечает тому, что Русская православная церковь в ряде случаев «замалчивала» о языческих предках московских князей династии Ивана Калиты. Так, в настенной росписи Архангельского собора Московского Кремля череда «портретов» киевских предком Калитовичей начинается с Владимира I Великого (В росписи собора также имеется «портрет» христианки Ольги – бабки Владимира I).
        Отметим одноименность жен русского и сербского правителей. Единственную жену Стефана Неманя звали Анной [14, с. 43]. У Владимира было несколько жен, одна из которых также носила имя Анна [4, Т. 1, с. 138].
        Владимир I и Неманя I известны как крупные государственные строители. Первый из них укрепил связи отдельных частей Киевской Руси и расширил пределы государства [3, с. 473]. Второй объединил под своей властью земли Рашки, а также включил в свои владения Дуклю [1, с. 46].
        Сербский династический миф называет Неманичей потомками римского императора Лициния и его жены Констанции, сестры Константина I Великого. «Русский хронограф» (западнорусской редакции) сообщает: «Конста Зеленый (император Констанций Хлор. – Е.С.) роди 3 сыны: Великого Константина и Анавалияна и Далматия и дщерь Констанцию, юже Великий Константин вдаде Ликинию в жену и постави его кесаря в Никомидии… Бяше же сей Ликиний Далматский господин, родом Сербин. И роди от Констанции сына, от негоже по коленом их мнози изыдоша, даже и до Белооуроша, иже роди Тихомила, Тихомил же роди Неманя, иже есть святый Симеон мироточец» (воспр. по [10, с. 181] с исп. соврем. орфогр.).
        В «Послании великому князю Василию (III. – Е.С.) об исправлении крестного знамения и о содомском блуде» старца Филофея, содержится следующая фраза: «Не преступай, царь, завета, что положили твои прадеды, великий Константин, и блаженный святой Владимир, и великий богоизбранный Ярослав, и другие блаженные святые, того же корня, что и ты» [7, с. 439]. Таким образом, русских князей, как и Неманичей, почитали родственниками римского императора Константина I.
        В историях Киевской Руси и средневековой Сербии также можно отождествить сыновей Владимира I и Стефана Неманя I – Ярослава I Великого и Стефана Неманя II Первовенчанного (в историографии он также известен как Стефан Неманич [14, с. 50])) [1, с. 47]. Первый из них был киевским князем на протяжении 35 лет (1019-1054); второй сербским велим жупаном, а затем королем в течение 31 года (1196-1227) [12, с. 164].
        Время правления Ярослава I и Стефана Неманя II связано с изменением статуса Церквей Киевской Руси и Сербии. В 1051 г. Ярослав без ведома константинопольского патриарха поставил киевского митрополита, Илариона (1051-1053 [12, с. 885]). Это можно трактовать, как установление автокефалии (независимости) киевской митрополии от Константинополя (как считается, право ставить киевских митрополитов вернули константинопольскому патриарху сыновья Ярослава [4, Т. 2, с. 53]).
        В 1219 г., в правление Стефана Немани II, Сербская православная церковь стала автокефальной; никейский патриарх разрешил избирать ее архиепископов на местном соборе [14, с. 56; 11, Т. 13, с. 830].
        После смерти Владимира I престол занял его старший сын (приемный) Святополк I, который был киевским князем около 2 лет (1015-1016; 1018-1019). В 1016 г. он был разбит младшим братом Ярославом I и бежал. В 1018 г. Ярослав был разбит поляками и ушел в Новгород; в Киеве вновь воцарился Святополк. На следующий год он был разбит Ярославом и бежал [4, Т. 2, с. 2-9]. В истории Сербии Святополка можно отождествить с Вуканом Зетским, старшим сыном Стефана Немани I. Около 1202 г. Вукан сверг Неманю II и стал великим жупаном; занимал престол 2 или 3 года (ок. 1202-1204/1205). Затем был свергнут Стефаном Неманей II, который вновь занял престол. Низложенный Вукан, как и бежавший Святополк, остался в живых [14, с. 46].
        Правления Ярослава Великого и Стефана Первовенчанного полагаются временем наивысшего расцвета Киевской Руси и государства Неманичей. В эти периоды Русь и Сербия имели большой вес в международной политике [3, с. 486; 14, с. 61]. Внутренняя политика Ярослава и Стефана Неманя II была направлена на укрепление их государств [11, Т. 13, с. 829].
        Как считается, правления Ярослава I Великого и Стефана Немани II было связано со становлением христианства в их государствах. Несмотря на то, что их отцы – Владимир I и Неманя I – крестили Русь и Сербию, их сыновьям пришлось утверждать православие. Так, согласно Радзивиловскому списку ПВЛ, митрополия в Киеве появилась только в правление Ярослава I. Под 1037 г. Повесть временных лет сообщает, что только при Ярославе «нача вера христьяньская плодитися и расширятися» [8, с. 65]. В правление же Стефана Неманя II (= Ярослава I) в Сербии светская и церковная власть развернули борьбу за утверждение православия [1, с. 47]. Сербский историк С.М. Чиркович (1929-2009) писал, что «Во многих частях страны истинная христианская жизнь началась только со времени основания сербского архиепископства» [14, с. 58]. То есть, со времен правления Немани II Первовенчанного. Эти обстоятельства дают основание предположить, что религиозные реформы Владимира I и Немани I не дала желаемых результатов: не привели к широкому распространению христианства. Поэтому их сыновьям – Ярославу I и Немане II – пришлось утверждать православие в качестве государственной религии.
        Стефан Первовенчанный был объявлен святым. В русских летописях нет известий о причислении Ярослава к лику святых. Правда, в немецкой «Хронике архиепископа Гамбургской церкви» Адама Бременского он назван святым королем Руси [2, с. 336].
        Вторую жену Стефана Первовенчанного звали Анной [14, с. 50]. Русские летописи не приводят имени жены Ярослава I. При этом есть версия, что она носила имя Анна [4, прим. 34 к Т. 2, с. 16].
        Также можно отождествить сыновей-наследников Ярослава Великого и Стефана Первовенчанного – Изяслава I и Стефана Радослава соответственно. Первый из них, непрерывно правив 14 лет (1054-1068). Потерпев поражение от половцев, он отказался вновь дать бой кочевникам. Это привел к бунту дружины и киевлян. Спасаясь от мятежников, Изяслав бежал [4, Т. 2, с. 43-44]. Второй, занимая престол на протяжении 7 лет (1227-1234), был свергнут вельможами, недовольными его политикой [12, с. 164; 14, с. 61].
        В 1069 г. Изяслав вернул киевский престол. Данный период его правления продолжался 9 лет (1069-1078). В 1073 г. Изяслав был низложен младшими братьями [4, Т. 2, с. 45-46]. Его можно отождествить с братом Радомира – сербским королем Стефаном Владиславом. Он занимал престол в течение 9 лет (1234-1243) и был низложен младшим братом [12, с. 164; 1, с. 47]. Изяслав и Владислав во время своих правлений не совершили никаких видных политических деяний.
        Далее четкая параллель политических историй Киевской Руси и Сербии не прослеживается. Однако на некоторые переклички их историй указать можно. Так, как считается, сербский король Стефан Урош II Милутин (1282-1321) по навету второй жены ослепил своего сына от первого брака – Стефана Уроша. Согласно изложенной в «Русском хронографе» (западнорусской редакции) легенде, по воле Христа слепец прозрел. Впоследствии он стал королем Сербии Стефаном Урошем III Дечанским (1322-1331). После смерти был причислен к лику святых [10, с. 187-188, 190; 12, с. 165].
        Эту историю можно соотнести со свидетельством русских летописей о том, что киевский князь Святополк-Михаил (1093-1113), по навету владимиро-волынского князя Давида, ослепил своего двоюродного племянника (сыновца) Василька Теребовльского [4, Т. 2, с. 71-72]. А также, что ослепший Владимир I, после того, как крестился, прозрел (впоследствии причислен к лику святых) [4, Т. 1, с. 131].
        Идем далее. Как считается, король Стефан Урош IV Душан (1331-1355) воевал с Византией и принял титул царя [1, с. 52; 14, с. 84]. Это можно соотнести с тем, что, согласно «Сказанию о князьях владимирских» Владимир II (1113-1125) начал войну с Византией. Ее царь Константин Мономах, желая откупиться от нашествия руссичей, прислал киевскому князю богатые дары, среди которых были царские регалии. После этого Владимир II, получивший прозвище Мономаха, венчался на царство [7, с. 429]. Владимир Мономах и Стефан Урош IV Душан считаются крупными правителями своих государств [14, с. 86].
        Правление сына Душана, царя Стефана Уроша V Слабого (1355-1371), было номинальным; фактически он был отстранен от власти [12, с. 165; 1, с. 47]. Его соправителем, с титулом короля, стал крупный феодал Вукашин (ок. 1365-1371; он не был представителем династии Неманичей [14, с. 100].. В это время большой вес приобрел Никола Алтоманович; возросла роль князя Лазаря Хребельяновича. В стране происходили многочисленные междоусобные войны. Со смертью Уроша V династия Неманичей пресеклась; Рашское царство прекратило существование [14, с. 99-102]. В русской летописной истории это можно соотнести с тем, что после смерти Мстислава Великого (1125-1132) начался активный процесс распада единого Древнерусского государства. Киев, как старший город Руси, утратил свой авторитет; в отдельных частях проводилась собственная политика. Началась борьба между двумя ветвями княжеского дома – Ольговичами и Мономашичами. Независимость от Киева укрепили Черниговское, Галицкое, Полоцкое и Ростовско-Суздальское княжества. Киевская Русь, как единое государство, перестало существовать [3, с. 505-506, 509].
        Выше сказанное позволяет высказать гипотезу, что история сербской династии Неманичей является историографическим «эхом» летописной истории Киевской Руси.

                Список использованной литературы

1. Алексеев С.В. Памятники сербской средневековой историографии XII-XVII вв. Жития. Родословы. Летописи. – М.: НП «Историко-просветительское общество ”Радетель”», 2015. – 210 с.
2. Бибиков М.В., Глазырина Г.В., Джаксон Т.Н. и др. Древняя Русь в свете зарубежных источников. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 608 с.: ил.
3. Греков Б.Д. Киевская Русь. Государственное издательство политической литературы, 1953. – 568 с.
4. Карамзин Н.М. История государства Российского. В четырех книгах. М.: «Книга» 1988.
5. Летопись попа Дуклянина // Текст переведен по изданию: Лiтопис попа Дуклянина. University of Ottava Press. 1986; перевод - Ковалишин О.Я. 2003, Ксаверов С. 2005 // http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Dukljanin/frametext.htm
6. Листая страницы сербской истории / Отв. ред. Е.Ю. Гуськова. – М.: Индрик, 2014. – 368 с.
7. Памятники литературы древней Руси (конец XV – первая половина XVI века). – М., Художественная литература, 1984. – 768 с.
8. Радзивиловская летопись. (Полное собрание русских летописей, Т. 38.). Ленинград: Изд-во «Наука» Ленинградское отделение, 1989. – 180 с.
9. Религия и церковь в истории России (Советские историки о православной церкви в России). Общ. ред. и предисл. А.М. Сахарова. Сост. и авт. примеч. – Е.Ф. Грекулов. М., «Мысль», 1975. – 256.
10. Русский хронограф. (Полное собрание русских летописей. Т. XXII). – М.: Языки славянских культур. 2005. – 896 с.
11. Советская историческая энциклопедия. Гл. ред. Е.М. Жуков. В 16-ти томах. М., «Сов. Энциклопедия», 1961 – 1976.
12. Сычев Н.В. Книга династий / Николай Сычев. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. – 959, [1] с. – (Историческая библиотека).
13. Толочко П.П. Древняя Русь. Очерки социально-политической истории. Киев: «Наукова думка», 1987. – 246 с.
14. Чиркович С.М. История сербов. Пер. с сербского. – М.:Изд-во «Весь Мир», 2009. – 448 с. – (Национальная история).


Рецензии