занимательный урок... школа...

Может ли быть на уроках русского языка интересно?
Для меня урок тянулся очень медленно, в первую очередь из-за однообразия и монотонности:
-списать с доски, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть, объяснить,
разобрать по составу, сделать синтаксический разбор;
-пишем орфографический диктант, запишем и запомним слова с непроверяемой гласной…
Я вроде бы и понимал, что писать и говорить надо правильно, а с другой стороны – столько правил, многие из которых логически никак не объяснишь:
жи- и ши- пиши с буквой «и»;
какая разница, сказать «одеть» или «надеть»?
почему в словах «багряный, багровый, багряница» надо писать «а»?

После окончания школы я воспринимал русский язык как систему необходимейших, но скучнейших правил, которые нужно знать.
У Людмилы было ещё «веселее», хотя это касалось уже уроков литературы.
Старший класс. «Проходили» произведение Бальзака «Гобсек». Людмила уже училась в другом интернате, который был противоположностью интерната в Копейске.
Людмила в сочинении, а так в копейском интернате был поставлен воспитательный процесс, позволила себе высказать свое личное мнение и не согласиться с учительницей.
Что тут поднялось!
Смысл сочинения Людмилы был в том, что Гобсек не только «жадина-говядина», но и человек, которого можно и пожалеть, потому что он в погоне за властью-золотом потерял все человеческие чувства.
Что тут поднялось!
На уроке Людмила не уступала своей точки зрения и спорила с учительницей. Спорила, не грубила. «Потащили» её к завучу, собрался малый педсовет и заставили Людмилу признать свою неправоту.
Признать-то Людмила признала, но когда вышла из кабинета завуча, дала себе обещание, своего рода клятву, выучиться на учителя русского языка и литературы и учить ребят «по-настоящему», то есть  иметь своё мнение и иметь возможность его высказать.

Я и в Первомайской школе, когда начинал свою учительскую деятельность, на уроки русского языка тоже шёл с неохотой. Тот живой русский язык с очень интересной историей, с очень интересным современным бытованием,
огромный как океан, да, великий и могучий, тот живой язык, который мы открывали, изучали, учась на филфаке ( кафедра русского языка блистала именами: Лев Николаевич  Рыньков, Геннадий Андреевич Турбин, Лидия Андреевна Глинкина, Алла Александровна Скребнева, Антонина Михайловна Чепасова…), русский язык, в котором столько удивительного и загадочного, сказочно-волшебного, который неисчерпаем, такой русский язык вновь на уроках русского языка в пятом классе предстал суммой скучнейших правил, которые должны были усвоить мои ученики. А я должен был и обязан их этому «правильному написанию» научить.
Что делать?
Людмила более меня таким вопросом озадачилась и стала искать формы работы, которые уроки русского языка сделали бы более интересными.
Сложность в том, что мы не могли да и не хотели отложить в сторону программу и заниматься так, как бог на душу положит.
Писать грамотно, говорить правильно, владеть нормами русского литературного языка,  уметь ясно и точно выражать свои мысли, стремиться овладевать всем богатством языка,  использовать его неисчерпаемые выразительные возможности, - и программа, и мы сами были за это. Что тут обсуждать и что менять?
Содержание есть, а формы?
Как сделать урок занимательным?
Занимательным не ради занимательности, а ради успешного обучения.
Знания, усвоенные без интереса, «бесчувственные», то есть не окрашенные положительной эмоцией, становятся ненужным тяжёлым багажом, который зачем нести, лучше бросить.
Что делать?
Ввести игровой элемент в урок!
Да ведь это так просто! Да ведь это так понятно! Да ведь это так известно!
Теоретически – да! Практически?...

Людмила постепенно наработала дидактический игровой материал, который в том числе и помогал добиваться успехов в процессе обучения.
Сложностей на таком пути было много.
Ведь важно было сохранять пропорцию, равновесие, гармонично сочетать обучение и игру. На уроке дидактическая игра, игра обучающая, есть вид преобразующей творческой деятельности.
Игра активизирует мыслительную деятельность ребят, поддерживает интерес к предмету и желание изучать то, что кажется давно знакомым.

Были у Людмилы и свои «хитринки».
Русский язык как школьный предмет – трудный.
Есть темы очень сложные (причастие, отглагольные прилагательные…).
С трудом многим ребятам даётся наука. Оценки – не вдохновляют.
Как быть?
Людмила выберет письменную работу в виде задания-игры на повторение.
Работа выполняется на уроке  минут за пять-семь. У всех  четвёрки и пятёрки. У всех ребят, даже у тех, кто в русском языке совсем ничего, настроение – отличное.
Конечно, здесь надо чувствовать, в какой мере поддержать учеников.
Главный принцип не подвергается сомнению:  учение – это труд.


Будем учиться трудиться и будем учиться немного «отдыхать», - трудиться, но немного по-иному.

Игровая ситуация на уроках русского языка и литературы вносит разнообразие и придаёт эмоциональную окраску учебной работе, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования и развивает взаимопомощь.
В игре происходит социализация. В игре обязательны правила. В игре ты обязан думать о других. В игре ты – в команде.
В игре решаются не только учебные, но и воспитательные задачи. В игре учитель с ребятами на равных и в то же время «высшая инстанция».
Игра, значит – добровольность, значит увлекательность, особый темп и ритм урока, отличающийся от обычного.
Игра – взаимная вежливость, доброжелательность и такт.
Во время игры нет и не может быть проблем с дисциплиной:
играем, соблюдая правила.
Проигравших нет. Один раз проиграл, надо дать возможность выиграть в следующий раз.
Более успешно, занимательно проходит игровой момент, если игра проводится как соревнование команд.
Избираются капитаны, которые полностью замещают учителя:
осуществляют контроль за правильностью ответов, решений, устанавливают порядок, очередность ответов.
В каждую команду собираются ребята с разной подготовкой, чтобы команды были примерно равны по силам, да и оценка на всех одна: вот здесь и взаимопомощь и сотрудничество.
Если нужен водящий, то выбираем его  с помощью считалок – наши авторские считалки используем.
Учимся не только выигрывать, но и проигрывать, уважать соперников.
Игра – радость, игра – соревнование, в которой есть выигравшие и проигравшие, но нет побеждённых.
Игра – радость.
Итоги подводим обязательно и сразу же по окончании игры, пока пыл не погас, пока все ещё в игре.
Даём высказаться всем, оценить результаты игры без упрёков и осуждения других участников.

«А игры не будет, что же тогда останется?» Л. Н. Толстой «Детство».

Все уроки хороши, кроме скучных.
Игровой урок – это азарт, творчество, риск, полёт фантазии, освобождение от комплексов, штампов, скованности; это «езда в незнаемое»; это познание окружающего мира, себя и других. Это нужно не только ученику, но и учителю.

Каким должен быть игровой урок?
Содержание урока и рождает его форму, а не наоборот; нельзя в заранее подготовленную форму втиснуть любое содержание – форма не выдержит, а урок разрушится.
При подготовке такого урока, это самая большая сложность: такую игру придумать, найти, чтобы точно соответствовала учебному материалу.
Для каждой игры необходимо создавать и подбирать соответствующий антураж и реквизит: картинки, рисунки, игрушки, бумага, фломастеры и т. д.
Играть на полном серьёзе. Соревноваться, так соревноваться.

Игровые уроки у Людмилы были самые разнообразные. Но проводила она их редко: очень много подготовки и программа в этом отношении не позволяла далеко уходить. А вот элементы игровых уроков постоянно включала в занятия, особенно в младших классах.
Занимательные задания, весёлые игры:
урок-сказка, урок-путешествие, гастрономический урок, «Что? Где? Когда?»,
урок ошибок. «Вокруг смеха», урок в Зазеркалье, урок-наоборот, урок-кроссворд…

Примеры игровых заданий.
Младшее звено. Русский язык и литература.

Кто быстрее?
За установленное время образовать наречия от прилагательных с помощью приставок и суффиксов:
пустой, сухой, горячий, глухой, давний, обычный, слепой. редкий. крутой, белый, новый, высокий.

Людмила в беседе с ребятами:
-Винни-Пух со своими друзьями нёс нам на урок пословицы, но по дороге от каждой пословицы потерял половинку. Помогите восстановить пословицы.

После драки…
Кто не работает…
Лучше не договорить…
Учись добру…
Наука в лес не ведёт…
Семеро одного…
Учись смолоду…
Грамота не болезнь…

Справочные материалы: не ждут, так худое на ум не пойдёт. не будешь знать голоду, а из лесу выводит, годы не уносит, чем переговорить, кулаками не машут, тот не ест.

Игра-задачка.

Какие варианты постановки запятой вы можете объяснить в следующих предложениях:

Казнить нельзя помиловать.
Поездку отложить нельзя выезжать.
Ребят отправьте утром встретим.

Игра-эстафета «Добавьте прилагательное»

Дорога, селение, город, деревце, яблоко, ветер, котята, песня.

Цветы, кот, берёза, молоко, класс, школа. известие, солнышко.

Лукошко, задача, пироги, настроение, сон, рожь, берега, тополь.

В таких заданиях самое «соревновательное соревнование», ведь надо очень быстро соображать, иначе опередят, да ещё справедливо признать, кто из участников подобрал наиболее интересные прилагательные.

Задания-шарады.

Мой первый слог тягуч и сладок,
Второй – частица, вместе – зверь.
Живёт в лесу, на ульи падок.
Ну, угадал его теперь? (мед-ведь)

Мой первый слог найдёшь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоименье – слог второй,
А в целом – столик школьный твой. (пар-та)

Задания в старшем и среднем звене.

«Кто быстрее и больше»

Какие словари вы знаете?

В данных предложениях найдите речевые ошибки и стилистические недочёты. Исправьте предложения.
1. Ленский был вхож в дом Лариных на правах жениха сестры Татьяны Ольги.
2. Войска были вынуждены отступить назад.
3. Открывая окно, в класс влетел воробей.
4.Доехав до конечной станции, там нас ждала машина.

Определите, какие тропы употреблены в предложениях из художественных текстов, назовите авторов.

1. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.
2. Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде.
3. Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна.

Соотнесите героев тургеневского романа с их социальным положением:
1. «Эмансипе».
2. Русский аристократ.
3. Полковой лекарь.
4. Студент-барич.
5. Студент-демократ.

У Людмилы всегда были заготовки на то случай, если немного ранее закончат изучение материала, если осталось немного времени до звонка.
Было у неё много заданий-минуток:
«Четвёртый лишний», «Помоги», «Подбери слова», «Угадай, объясни»…


Ясно, что в таких заданиях сложность и объём можно широко варьировать в зависимости от подготовки класса, времени, готовности ребят «поиграть».
В игровые моменты, конечно же, Людмила включала и Кота-Баюна, и Карлсона, и «рецептурные» уроки, уроки-письма…

Игра – и творчество, игра – и труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться,  мыслить самостоятельно, тренировать внимание. Пробуждается стремление к знаниям.

Игра – увлечение, азарт. Дети не замечают, что учатся, и учатся многому:
познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазии.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у ребят хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Игра – незаменимый рычаг умственного развития ребёнка.

-Сыграем?
-Сыграем!

80- 90-ые годы; 2000-ые годы;


Рецензии