Почему нужно учиться именно на своих ошибках

                Только дураки учатся на своих ошибках.
                Я же предпочитаю учиться на ошибках других.
Отто фон Бисмарк

    Это изречение Бисмарка общеизвестно. Но, думается, он немного лукавил. Никто и никогда не прожил свою жизнь, не совершив множества ошибок.
    Начиная с раннего детства, мы приобретаем новые знания и навыки, путем проб и ошибок. Все дело в том, что за заблуждением следует осмысление и, наконец, вывод.
    Компьютер накапливает информацию, складирует ее в нужном порядке и готов ее мгновенно извлечь по требованию. Но человеческий мозг, несмотря на «медленность» процессов извлечения информации по сравнению с компьютером, работает по-другому.
    При обдумывании задачи ее данные сравниваются с уже известными другими данными, выявляются общие закономерности, делаются выводы с учетом изменившихся обстоятельств.
    Это и есть творческий процесс рождения новых идей, который возможен только у человека. Компьютер не может сомневаться, менять правила, делать ошибки, придумывать то, чего еще никогда не было.
    Никакой процесс научения, творчества невозможен без совершения ошибок. Мозг не откладывает в «хранилища» поступившую информацию, подобно компьютеру. Сначала она должна прокрутиться в кратковременной памяти, и, после оценки ее полезности и новизны, отправляется в долговременную память. Предполагается, что это связано со спецификой работы левого (аналитического) и правого (творческого) полушарий мозга. При этом даже важное событие в нашей жизни со временем лишается мелких деталей, сохраняется лишь короткое, эмоционально окрашенное, воспоминание.
    Тем не менее, мозг способен «маркировать» значимую для нас информацию, имеющую отношение к решению жизненных проблем или профессиональной деятельности.
    И при поступлении новой информации из той же области знаний, мозг начинает динамично комбинировать ее с хранящейся в памяти, сопоставлять, применять к ситуации. Так могут «ниоткуда» возникать гениальные идеи.
    Но для результативного творческого процесса нужны определенные перерывы в поступлении новой информации во избежании перегрузки. При поступлении информации одна за другой непрерывно, каждая последующая, не пройдя обработку в краткосрочной памяти, будет вытеснять предыдущую.
    Для успешной творческой деятельности нужно делать небольшие паузы, переключаясь на виды деятельности, не требующие концентрации внимания (физические упражнения, легкая работа по дому, небольшая прогулка). При этом ваш мозг будет продолжать работать «отдельно от вас» в режиме сортировки информации и ненужных решений. О чередовании напряженного умственного труда с полноценным регулярным отдыхом (дача, прогулки, поездки на велосипеде, турпоход) хорошо знают люди, которые, например, писали диссертацию или были заняты исследованиями по профессии.
    Считается, что интеллект отвечает за то, чтобы найти кратчайший путь к уже известному решению. Творчество – это умение мыслить альтернативно в результате фокусировки и отвлечения внимания. Конечно, на этом пути не избежать ошибок; кроме того, препятствием является нехватка общения с людьми, у которых другой взгляд на эту же проблему. Поэтому любому человеку для разностороннего развития необходимо не только общество единомышленников, но и общество людей с разными интересами. Также общедоступные знания о естественных науках, изучение иностранных языков, чтение трудов мыслителей прошлого, и добросовестно усвоенные в свое время элементы общего образования, помогают нам осмысливать взаимосвязи в решении текущих вопросов по жизни. Ибо, как говорил великий мыслитель Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя».
    Считается, что люди, которых называют «фантазерами», лучше других способны генерировать новые идеи, так как у них лучше развиты способности из случайного набора слов создавать ассоциации по смыслу. Способность к творчеству – это развитая ассоциативная память. В этом заключается идея так называемого «мозгового штурма», когда в группе людей высказываются идеи, решения, на первый взгляд, странные и неприемлемые.
    Не бойтесь ошибок, их не совершает тот, кто ничего не делает. Без риска и ошибок нового создать нельзя. Огромным недостатком является чувство страха совершить ошибку, негативные эмоции. Они возникают на почве низкой самооценки (какой же я тупой!) или сильной зависимости от чужого мнения (что обо мне подумают!). Это мешает произвести анализ совершенного действия, сделать выводы, получить новые знания. Критикуют других  за их ошибки люди, которые сами не способны на активные действия, любят перекладывать свои проблемы на окружающих.
 
Безопаснее всего пути, которые никуда не ведут.
Габриэль Лауб

    Сохраняйте чувство собственного достоинства, хвалите себя за успехи, за неудачи не ругайте, а анализируйте их причину.
    Оптимизм позволяет нам идти по пути дальше, когда другие уже остановились; он способствует личному и профессиональному росту.
    У каждого могут возникнуть ошибки, обусловленные тем, что называют словом «ступор». В общем, это стрессовая ситуация, когда у вас, что называется, «все вылетает из головы». 
       Причины могут быть разные:

    1.Пошаговая западня.
    Осознанное внимание (концентрация) на совершение пошаговых действий, доведенных до автоматизма путем долгих тренировок. Например, у спортсменов, у военных в критической ситуации, пожарных, хирургов. В этом случае нужно полностью «отключать мозги», тело действует в автоматическом режиме.
    2.Отвлекающая западня.
    В ситуации, где требуется предельная фокусировка внимания на процессе (экзамен, собеседование при приеме на работу). Нельзя думать о последствиях неудачи, внешнем впечатлении, которое вы производите, манере поведения.
    3.Долгие размышления, перебор вариантов.
    Ожидание провала, краха, неудачи, ожидание большого убытка или слишком большого вознаграждения, прибыли. При этом у тех, кто любит риск в финансовой сфере активизируется в мозге область «будущей удачи», а у тех, кто более боязлив, умеет вовремя затормозить, активизируется область «ожидание потерь». В условиях неопределенности нужно проанализировать имеющиеся в наличии факты, данные «за» и «против» и обуздать эмоции.

Резюме:
    Без риска и ошибок нельзя создать ничего нового, никакой прогресс в развитии человечества и самого человека невозможен. Никакие изменения в нашем сознании невозможны.
    Не приписывайте свои ошибки свойствам своей личности, сохраняйте чувство собственного достоинства.
    Смотрите на жизнь с оптимизмом, несмотря на неудачи.
И еще:

    Иногда сделайте чуть больше того, за что вам заплатили.

    Есть две категории людей, которые ничего не достигнут в жизни:
    - те, которые не делают то, что должны делать;
    - те, которые делают только то, что должны делать и ничего сверх того.


Хоть наша жизнь зыбка и счастье наше зыбко –
Но мы живем, пока спасает нас улыбка.
Пусть ошибаемся – невелика беда,
Боязнь ошибок – вот смертельная ошибка!
Лоик Шерали



           Литература
    1.Конинг Бек    Ошибаться полезно     Минск  2018
    2.Брайан Трейси   Выйди из зоны комфорта     Москва   2010
    3.Даниэль Канеман   Думай медленно, решай быстро    АСТ   Москва  2014


Рецензии
Чувство собственного достоинства...
Без него дедуктивный метод,позволяющий открывать закономерности и
Двигаться к достижению значительных успехов,малоэффективен.
Созерцая картинку с портретом герцогини Бофор,кисти Гейнсборо я
чувствую уверенность в себе.
Эффективно можно мыслить только ночью в одиночестве при минимуме
внешних помех.
И поэтому,уж коль решусь войти в ворота ада,любая стать
подругой рада...

Виталий Поляков 2   20.06.2024 04:51     Заявить о нарушении
В кино несколько иначе: "Уж коль решусь войти в ворота ада,/Подругой стать любая будет рада".

Алексей Аксельрод   20.06.2024 09:45   Заявить о нарушении
А что Алексей думает о портрете герцогини Бофор?
Недавно,читал Дюма.Он упомянул некого герцога Бофор.

Виталий Поляков 2   20.06.2024 21:49   Заявить о нарушении