Книга о Бараке Обаме открыла мне новую дорогу

Недавно обнаружилось, что чаще, чем к другим своим работам я мысленно возвращаюсь к книге «Явление Барака Обамы. Социологические наблюдения» [https://fom.ru/uploads/files/B-Obama.pdf]. Она – о первой избирательной кампании президента Обамы и увидела свет в 2011 году. Давно это было, и после нее написано и опубликовaно немало. В чем же дело, почему я все еще задумываюсь о работе именно над этой книгой?
Сейчас, после сопоставления написанного до «Явления Барака Обамы» и после, ответ в общих чертах просматривается.


С начала 70-х на протяжении двух десятилетий я был социологом, пришедшим в эту науку из математики. Затем – переезд в Америку и пятилетнее молчание. На рубеже столетий я начал осваивать новые научные области – историю социологию и биографический анализ. Изменился потенциальный читатель, и потребовалось изменение языка, стилистики, логики и даже темпа текста.
Мониторинг первой избирательной кампании Барака Обамы я начал в 2008 году, накопив опыт историко-биографического анализа и опубликовав значительное число статей и несколько книг. Начав продумывать социологическую книгу об американских президентских выборах, я понимал, что писать ее надо для достаточно широкой читательской аудитории, а не только для социологов. Надо было естественным образом соединить «старый» опыт «жесткого» социолога с новыми навыками исследователя, работающего с «мягкими» методами социологии.


Коллеги и друзья поддержали меня в этих поисках и позитивно отнеслись к книге. Но укрепила меня в моих поисках пришедшая «самотеком» рецензия от не знакомо мне, но явно подготовленного читателя – аспирантки Башкирской акадении госслужбы и управления при президенте республики, изучающей американскую политическую систему:


«Здравствуйте, уважаемый Борис Зусманович.
Большое Вам спасибо за Вашу потрясающе интересную книгу "Явление Барака Обамы". Она, действительно, - ЯВЛЕНИЕ в мире научной литературы. Пишу это без преувеличения. Мне повезло. Я купила её в пятницу и начав читать отложила все дела запланированные на субботу-воскресенье. Читала пока не закончила. Это титанический труд ежедневного мониторинга в течение года, захватывающее развитие событий, великолепное объяснение сложной и запутанной избирательной системы США. Я читала замечательные учебники и исследования Э.Иваняна "История США", В.Печатного "От Джефферсона до Клинтона", Г.Алмонда "Сравнительная политология сегодня" и не могла до конца понять все тонкости избирательной системы США. И только пройдя с Вами и участниками президентской избирательной компании день за днём, шаг за шагом в голове у меня сложилась стройная система выборов, и я получила ответы на все интересующие меня вопросы. Читать Вас легко и интересно. Яркие образы политиков побуждают познакомиться с ними ещё ближе, прочесть о них ещё больше. <...> Развитие событий захватывает и держит в напряжении до самого конца несмотря на то, что результат известен. Закончив читать я испытала чувство грусти. Хочется продолжения...».
Здесь я увидел то, что обычно не выделяют при анализе академических социологических работ: интересная книга, читала, отложив все дела, пока не закончила, яркое образы политиков, закончив читать, испытала чувство грусти и прочее. Это то, что мне хотелось вложить в текст, то, на какое общение с читателем я ориентировался.


Ниже приведено Предисловие к книге, написанное Президентом Фонда «Общественное мнение» Александром Ослоном, который, и это принципиально, пришел в социологию тем же путем, что и я – от математики. Наше знакомство и дружеское взаимодоверие восходят к концу 1980-х, и я благодарен ему не только за издание книги, но и за то, что в предисловии к ней, базирующейся на материалах инструментально обоснованного социологического мониторинга, он счел уместным выйти за рамки традиционных вводных текстов. Мне очень дороги его слова о том, я работаю «в уникальном историко-науковедческом жанре, где профессиональный анализ и размышления удивительным образом сочетаются с глубокими психологическими изысканиями, необходимыми для понимания <…> крупных личностей».


Именно эта особенность жанра обсуждаемой книги, где строгий научный анализ смыкается с психологизмом и, добавлю, легким автобиографизмом, и есть  та новая дорога, которую я начал осваивать тогда и которой продолжаю идти сейчас.
Именно здесь корни того, что я стремлюсь синтезировать последние несколько лет: идеологию и методы социографии, автоэтнографии и биографического анализа. Приведу полный текст этого предисловия.


Уважаемый читатель!
У Вас в руках аналитическая хроника одной из самых напряженных и драматических в американской истории президентских кампаний, происходившей в 2008 году и приведшей в Белый Дом Барака Обаму – первого чернокожего президента США.
В чем своеобразие этой хроники?
Во-первых, ее автор - не американский аналитик, а живущий в США российский исследователь.
Во-первых, эта книга, хотя и называется «Явление Барака Обамы», но написана она не политологом, а социологом, специалистом по изучению общественного мнения.
В-третьих, на страницах книги не только явно зафиксирована недавняя американская политическая история, но также проявлены признаки процессов, из-за которых уже сейчас 2008 год можно называть «годом великого перелома».
Но обо всем по порядку. Сначала об авторе.


Борис Зусманович Докторов – один из тех легендарных людей, кому в конце 60-х прошлого века повезло начать работу в небольшой, тесной команде создателей советской социологии. Выросший в глубоко гуманитарной ленинградской среде и будучи, одновременно, дипломированным математиком, он фактически всю свою жизнь посвятил проблематике изучения общественного мнения. Через методы проектирования опросов, анализа социологических данных, участвуя в реальных исследованиях (даже в те времена проводились опросы!), публикуя пионерские статьи и монографии, он стал известным и авторитетным в СССР профессионалом. В конце 80-х-начале 90-х он возглавлял Северо-Западный региональный центр тогдашнего знаменитого ВЦИОМа. А в 1994 году уехал к сыну в Штаты и в 53 года … начал свою жизнь «с нуля». Борис снова стал студентом: днем работал охранником, а по вечерам учился и осваивал далекие от социологии предметы.


Но в конце 90-х оказалось, что Докторов очень нужен России. Его статьи о новых методиках опросов в Интернете, его аналитические обзоры, доклады на российских социологических конференциях были востребованы настолько, что он, житель Силиконовой Долины, вернулся в профессию и в круг российских социологов. Первая монография в «новой истории» Бориса была «по инерции» посвящена сугубо российской тематике («Эпоха Ельцина: мнения россиян»). Но в дальнейшем он нашел свой неповторимый мотив: стал писать книги об американском мире изучения общественного мнения для российского читателя.


В 2002 году вышла книга «Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина». В ходе ее подготовки Докторов залез в архивы, вступил в переписку с живыми американскими классиками и их потомками, собрал необычайный материал о тех, кто создавал, начиная с 30-х годов, науку и практику индустрии опросов. Боюсь, что в США практически не знают о том, что там живет крупнейший в мире специалист по американской истории и методологии опросов общественного мнения. Который к тому же работает в уникальном историко-науковедческом жанре, где профессиональный анализ и размышления удивительным образом сочетаются с глубокими психологическими изысканиями, необходимыми для понимания столь крупных личностей как, например, Гэллап, Роупер, Кроссли, Кэнтрил и другие герои следующей книги Докторова «Отцы-основатели: история изучения общественного мнения» (2006). А в 2008 вышла энциклопедического формата книга «Реклама и опросы общественного мнения в США. История зарождения. Судьбы творцов», которая неожиданно (для автора) получила российскую Национальную премию в области развития общественных связей «Серебряный лучник». Эта книга связала воедино две главные гуманитарные технологии ХХ века – рекламу и опросы.


И вот 14 января 2008 года Борис присылает мне и Елене Петренко следующее письмо:
Не обсуждая с вами, я в последние полтора месяца начал отслеживать то, как Институт Гэллапа и ряд других институций вкатываются в анализ предвыборной ситуации в США. По многим параметрам эта президентская кампания обещает быть очень интересной.
Во-первых, драматическое положение в экономике страны и война в Ираке создают ту социально-политическую атмосферу, в которой мало кто решается на прогноз исхода выборов; платформы Демократических и Республиканских кандидатов очень близки.
Во-вторых, развитие Интернета меняет привычную систему взаимодействия политиков с населением. Пресса, ТВ в ряде аспектов сдали свои позиции перед чатами, блогами и другими онлайновыми форумами.
В-третьих, то, о чем я писал выше, – растущая эффективность онлайновых опросов.
Если вы поддержите мою инициативу, то я в ближайшее время обозначу основные направления этого моего мониторинга. Сейчас, например Институт Гэллапа, фактически ежедневно вывешивает новости Выборов-2008. Различия в исходах «праймериз» в Айове и Нью-Гемпшире «усложнило» и без того сложную конфигурацию с определением установок электората. Я думаю вам и мне (в меньшей степени) безразлично, кто победит; у меня пока нет установки на Демократов или Республиканцев, но нам может быть интересен методический опыт изучения избирателей в ситуации, действительно трудно прогнозируемой


Так впервые обозначилась идея книги, которую Вы сейчас держите в руках, дорогой читатель! Так был начат ежедневный, многомесячный мониторинг президентской избирательной кампании в США.
В течение 2008 года по 14 часов в день без выходных и праздников Борис Докторов собирал, накапливал, систематизировал и агрегировал гигантский информационный поток. А потом – после выборов – в течение полутора лет в том же режиме писал эту книгу. Не знаю, как Вы, но я снимаю шляпу и … продолжаю.


В чем особенность социологического взгляда на политические процессы, в данном случае на президентскую кампанию 2008 года в США?
Прежде всего, он прикован не столько к происходящему на «политической сцене», сколько к тому, как все это отражается в «зрительном зале», то есть в электоральном пространстве. Иными словами, внимание сконцентрировано на структуре и динамике электоральных установок и на факторах,  влияющих на эти установки. Или, еще иначе, социолог стремится выявить, какие представления, диспозиции и оценки возникают и трансформируются «в головах» избирателей по отношению к кандидатам в президенты, к их намерениям, обещаниям, публичным поступкам, выступлениям и т.д. С учетом влияния ментальных, реальных и медийных обстоятельств. И еще: как возможно с учетом этой обширной и многомерной информации прогнозировать электоральное поведение, исход выборов.


Но говорить об этом без политической и социально-экономической «фактологии» невозможно и поэтому описания конкретных  ситуаций, упоминания событий, отсылка к конкретным поступкам и высказываниям могут заслонять истинный предмет, на который нацелен взгляд социолога. В силу основательности, системности и дотошности текста Бориса Докторова такой риск есть, и о нем не вредно предупредить читателя. Что, впрочем, не помешает ему узнать много интересной «фактологии» при чтении книги.


Второй специфический момент социологического взгляда – это акцент на методах и технологии изучения общественного мнения, на процедурах прогнозирования. Это аспект, возможно, представляется избыточным для текста, ориентированного на широкую публику. Но, поверьте, даже в таком жанре социологу невозможно удержать себя и не попытаться хоть как-то рассказать азы своего ремесла. Что касается данной книги, то она предполагает от аудитории значительно более высокий уровень интеллектуальной подготовки, фокусированного интереса, вдумчивости, наконец. В ней методический аспект представлен весьма полно без оглядки на тех, кому будет непонятно или скучно.


И это очень важный элемент авторского замысла: донести до внимательного читателя важное сообщение: индустрия опросов переживает радикальную трансформацию по причине тотального вторжения в нее интернет-технологий. В этом смысле кампания Обамы представляется беспрецедентной, 2008 год является переломным, будущее опросов представляется существенно иным. А книга Докторова, кроме всего прочего, содержит в себе обоснования, анализ и иллюстрации этих фундаментальных утверждений. В этой связи здесь я упомяну только три момента.


Первое. Выборочная методология измерения, зондирования, изучения состояния общественного мнения с появлением в ней  интернета меняется по существу. Происходит переход от классической работы со случайными выборками респондентов (о которых до момента опроса ничего неизвестно) к систематическому использованию выборок из гигантских баз потенциальных респондентов (о которых априори может быть известно очень многое). В этих новых подходах применяется специальная математика для пересчетов выборочных характеристик и получения надежных репрезентативных выводов и прогнозов. До появления интернета даже говорить о чем-либо подобном было немыслимо.


Второе. Продуктивность интернет-изучения общественного мнения расширяется, можно сказать, безмерно. Вот навскидку несколько иллюстраций. Опросы могут проводиться … непрерывно в реальном времени, … столько времени, сколько нужно для набора нужного множества респондентов, и отсюда – возможность добраться до малых социальных групп (чем меньше группа, тем дольше опрос), … с использованием мультимедийных вопросников, … с многократным повторным обращением к одним и тем же респондентам (лонгитюды), … с совмещением количественных опросов и качественных методов (глубокие интервью, групповые дискуссии), … с целенаправленным отбором респондентов-экспертов и проведения с ними брейн-стормингов, … с изучением спонтанных суждений и мнений в блогах, чатах, форумах, социальных сетях и т.д.


Третье. Возникает уникальная возможность проводить селекцию и агрегировать потоки разнообразных опросов с событийными медиа-лентами и полем публичных высказываний, создавая аналитические продукты типа … той книги, что сейчас у Вас в руках. Борис Докторов, как мне представляется, первым открыл для социологии этот интернет-жанр и проложил дорогу для будущих последователей.
Впрочем, почему для последователей? Кто мешает предположить, что Борис наведет свою социологическую интернет-оптику на предстоящие в 2011-2012 гг. российские политические баталии, применит свой уникальный опыт и выпустит в 2013 году книгу  «Год …» (фамилию вписать).


Хотя, может быть, он опишет, как он это любит, свой подход в виде методики для молодых поллстеров?
А, может быть, доведет до точки и опубликует анализ крупного архива  проведенных им научно-биографических интервью с виднейшими социологами России?
Или продолжит осмысление новых интернет-методик изучения общественного мнения и их описание для российской практики?
Я надеюсь, что ВСЕ это произойдет и порадует почитателей таланта Бориса Зусмановича Докторова, глубоко российского социолога из Силиконовой долины, штат Калифорния.

Александр Ослон
президент Фонда Общественное Мнение


Рецензии