Пушкин Евгений Онегин и романтизм

Тема: роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» -   вершина романтизма в творчестве поэта Пушкина

Пушкин зачал идею  Евгения Онегина в очаровательном Крыму, начал рожать в проклятом содомском Кишиневе и разродился в Одессе  пыльной
Исходно это была подражательная (в духе поэмы лорда Байрона «Беппо из депо»)  поэма - сатира нравов
Потом уже в ходе работы над Первой главой, названной только в 1830-ом Хандрой,  возникла и строфика, и стиль, и жанр: поэма стала «романом в стихах». Роман. .. да и не совсем роман по теории жанров,   стал трагедией (как и требовал Аристотель  в Поэтике)
Но у литературоведов, запутавшихся в своей аксиоматике и дефинициях терминологии,  есть еще и такая штука как «литературное направление», например. «романтизм»
В казенной проф. пушкинистике  считается, что своим романом «ЕО»  Пушкин преодолевал  как раз такое лит. направление как «романтизм» = то есть романом преодолевал и Байрона, и его всесильный необоримый тогда романтизм… Занятно. Как бы «броском через бедро с захватом».
Туше!

***
Среди критериев принадлежности текста к романтическому является использование в нем мифологемы «жизнь – сон»  - автор и его герой или героиня (как Таня Ларина) несостоявшуюся часто никчемную жизнь реализует сном = горячкой, бредом страстей, миражом, вздором, чепухой… сном. 

Жизнь – сон – это особое романтическое двоемирие. Это томление по трансцендентному.

Вы думаете Татьяна и правда, гадая на святках на суженого, встретила прохожим Агафона?  Если он и был наяву, то не прохожим, а апостолом. Но Таня уже выбрала кому ей отдаться

«Мотив сновидения как единственно возможное объяснение отдельных невероятных событий, происшествий сюжета преобразуется в своей романтической трактовке в целую мировоззренческую концепцию, универсальный способ осуществления, восприятия, осмысления (Я: и описания) жизни вообще … древнюю, как само искусство, мифологему «жизни-сна».
Это - одна из главнейших идейно-художественных особенностей романтической поэтики сна»
(см. идею у Нечаенко Д.А.  Сон, заветных исполненный  знаков. Глава Сновидная мистика романтизма. - М.: Юрид. лит-ра, 1991, с. 197)

Эпицентр романа Пушкина (идейный, событийный, смысловой, геометрический, семантический, пространственно-временной)  - это сон Татьяны. Именно он и делает роман ЕО вершиной русского романтизма! 
И никаких гвоздей (для распятия), девичьих прелестей и прочего  из глуши Всея Руси …
А снов то в романе два! В зеркальной композиции творения сну Тани противостоит сон Евгения: оба прошли инициации (второе рождение, перерождение) и поменялись местами-полюсами несовместимости любовей: Любила Таня, Женя нет;  Влюбился Женя, Таня не может любить, все еще любя (но той девичьей любовью-грезой) .

***

Знамениты якобы легендарные сны: Авраама, Цезаря, Менделеева, Ломоносова, Ньютона, Дали, Рылеева, Вагнера, Декарта, Навуходоносора, Бонапарта, Линкольна, Гитлера. Нильса Бора, Бурдаха, Леви, Рамануджана, Хоува, Маштоца, Кекула, Жукова

В русской литературе спят почти все сколь-нибудь значимые герои – Святослав, Вещий Олег,  Илья Муромец…  Митрофанушка, Шпонька,  Софья Фамусова, Коробочка, Илья Обломов, Дядюшка Достоевского,  Катерина Островского, Мцыри, князь Нехлюдов, дядя Влас, «бедная Лиза», Германн, Ольга Ильинская, Анна Каренина …

Только Таня с Женей у Пушкина спят романтически, а Таня еще и эротически, да сексопатологически,  да так, что ее Женя на шабаше в лесной избе рявкнуло:
 МОЁ!
У них жизнь и сон – одно. И не поймешь что из них реалистичнее, а что бредовее и невыносимее

*****
Лит-ра сновидений:
Уолпол Г. Замок Отранто
Казот Ж. Влюбленный диавол
Бекфорд. У. Ватек
Бестужев-Марлинский А. Страшное гадание
Достоевский Ф. Сон смешного человека
Достоевский Ф. Дядюшкин сон
Тимофеев А.В. Художник
Сааведра А. Дон Альваро или сила рока
Тертерян И. Человек мифотворящий
Гегель Г. Эстетика (о двоемирии)
Бодлер Ш. Мое обнаженное сердце
Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества
Страхов И.В. Художественное познание сновидений
Фрейд З. Толкование сновидений
Фрэзер Д. Золотая ветвь
Дрэпер Д. Сон и смерть


Рецензии