Завидный мужчина

Недавно я опубликовал заметку, в которой рассказал о не очень хорошем поступке известного советского актера Алексея Баталова. Там в самом начале есть мнение о том, каким рыцарем без страха и упрека проявил герой фильма «Москва слезам не верит» Гоша. Но просмотрев фильм, я не оценивал этого героя с позиции женщины, каким мужем и опорой в жизни может быть такой мужчина. А совсем недавно прочитал заметку от блогера с ничего на значащим ником, женщины, которая высказала своё сугубо личное мнение. И без всяких сокращений я предлагаю его вашему вниманию.  Думаю, это мнение может быть интересно и женщинам, и мужчинам.
***
В 1979 году Владимир Меньшов снял фильм, который станет любимым фильмом советского зрителя на долгие десятилетия. Это картина "Москва слезам не верит", рассказывающая о непростом пути к личному счастью обычной советской женщины Екатерины Тихомировой.

Сюжет картины охватывает довольно большой промежуток времени: сначала мы видим, как в 1958 году Екатерина с подругами приехала из провинции в столицу поступать в институт, а 20 лет спустя Екатерина предстает перед зрителем успешной в карьере женщиной - она директор фабрики и депутат Моссовета. Но при этом она не замужем и в одиночку воспитывает дочь - отец ребенка Родион, узнав о предстоящем отцовстве, слинял, объяснив ей, что их связь была мимолетным увлечением и он ей ничего не должен, а "свои женские проблемы" Екатерина должна решать сама. И вот однажды в электричке к ней подсаживается некий Гоша. Он лихо берет быка за рога и к концу фильма настолько очаровывает зрительниц, что на долгие 40 лет становится образцом "настоящего мужчины" и объектом мечтаний советских, а затем и российских женщин, а судьба Екатерины вызывала завистливые вздохи и до сих пор в некоторых обзорах на фильм пишут, что наконец-то Екатерина встретила настоящую любовь в виде настоящего мужчины Гоши.

Многие удивляются, когда я говорю, что не люблю этот фильм - воротит меня и от Екатерины, и от этого Гоши. Не вижу я там никакого счастливого будущего. Сейчас объясню, почему.

Картина начинается с того, что эти три провинциальных девы из кожи вон лезут, лишь бы зацепить москвича с пропиской, а желательно еще и при деньгах. По этой причине они готовы рухнуть в объятия чего угодно, что хоть отдаленно напоминает мужчину, главное, чтобы была московская прописка. Лично мне такие дамы глубоко антипатичны и никакого сочувствия у меня не вызывают.

Фильм был снят 40 лет назад и по этой причине рассматривать описанную в нем ситуацию следует в контексте того времени. 40 лет назад быть незамужней женщиной было позорно, девиз девушек - "замуж любой ценой", популярная поговорка той эпохи - "лучше такой, чем никакого". Поэтому, с точки зрения советского общества 80-х годов, Екатерина самая неудачливая из трех подружек. Она замуж к сорока годам так и не вышла, мало того - родила вне брака. Позор. В СССР матерей-одиночек общество сильно не одобряло и шансы устроить личную жизнь у такой женщины стремились к нулю.

Екатерина относится к тому типу женщин, которых принято называть сильными. В самом деле - вырастить в одиночку ребенка, стать директором предприятия и депутатом это круто даже по современным меркам. Но она устала. Устала нести ответственность, устала держать удар и решать все сама. Ее внутренняя девочка плачет и хочет на ручки, но не к кому. Мамсику Родиону мама не позволит. Самовлюбленный и трусливый Володя тоже проигрывает ей во внутренней силе. И тут как снег на голову - Гоша. Интеллигентный слесарь, который с ходу начинает демонстрировать Екатерине повадки альфа-самца. Поначалу Екатерина с иронией относится к нему - она прекрасно видит, что за тип перед ней. Но потом она влюбляется в него без памяти, причем настолько без памяти, что, даже начав жить с ним семейной жизнью, не удосуживается спросить его фамилию и узнать адрес! Просто потрясающе.

Недавно я пересмотрела этот фильм еще раз. И так и не смогла осилить свое отвращение - Гоша редкостно мерзкий тип. Просто отвратительный. Во-первых, он начинает знакомство с того, что унижает Екатерину. Он сообщает ей, что у нее "взгляд незамужней женщины", что она "не выше, чем мастер", ну на крайний случай - спохватывается он - "стали продвигать по линии профсоюза" - другими словами, он сразу ставит ее на место, дескать, немногого ты стоишь, а посему должна от радости прыгать, что на тебя обратил внимание такой орел. Оказавшись в квартире новой знакомой, первое, что он делает - обсматривает всю квартиру - я бы после такого просто выставила бы вон. Он оценивает благосостояние хозяйки и тут же еще раз выдает оценку ей самой: "Судя по блеску стекол и ворсу ковра, убирала не больше суток назад". Типа хорошая хозяйка. Простите, а вас спрашивали?

Во-вторых, он постоянно нахваливает себя, постоянно сравнивает себя со своими знакомыми и с самой Екатериной - на вопрос Саши (дочки Екатерины) о его заработке он просто без стеснения отвечает: "Всяко больше твоей матери", потом скромно заявляет: "Я понимаю в моторах, как очень немногие. Я тоже талант". Талант, мля! Дальше больше - он намекает на свою исключительность, на то, что он не такой, как все. Он и в самом деле не такой как все - в те времена таких слесарей не существовало. Понятия "слесарь" и "интеллигентность" были просто не совместимы. Слесарь в советское время это плохая успеваемость в школе, ПТУ в анамнезе, неухоженность и в большинстве случаев беспробудный алкоголизм. Будь Гоша таким - Екатерина точно не обратила бы на него внимание. Но Гоша необычный слесарь. Он слесарь-интеллигент. И сказать умеет красиво, и на лицо приятен, и за собой следит, а если и пьет, то только "по праздникам". Плюс - Гоша обладает рядом достоинств, которых нет у предыдущих ухажеров Екатерины:
- он не женат
- у него нет мамы
- он сразу берет на себя роль ведущего в паре - а Екатерина больше всего соскучилась именно по этому.

Конечно, Гоша сразу понял, чем можно привлечь сильную духом Екатерину - только показывая себя более сильным, чем она. Гоша начинает буквально навязывать себя Екатерине и едва ли не через сутки после знакомства заявляет, что они буду жить вместе - даже не поинтересовавшись мнением Екатерины на этот счет. Едва переступив порог чужой квартиры, он начинает в ней вести себя по-хозяйски, начинает распоряжаться и руководить. И он уверен в том, что ему завидуют: "Обо мне здесь так хорошо говорили, что ты, конечно, почувствовала некоторый комплекс неполноценности". То есть, если проанализировать его поведение, то ведет он себя нагло, по-хамски. Но почему-то самой Екатериной и зрителями хамство и наглость воспринимаются как проявление внутренней силы и лидерские качества. И еще один немаловажный момент. В разговоре с Сашей Гоша говорит: "Был такой римский император Диоклетиан. Кстати, очень приличный император". Диоклетиан отличился невероятным высокомерием, требованием относиться к себе как к божеству, а так же тем, что жестоко расправлялся со своими недругами и манерой "шагать по головам" для достижения своих целей. И это тоже весьма четко характеризует Гошу - таковы его идеалы, таких он считает "приличными".

На самом деле Гоша страдает комплексом неполноценности и самый большой страх для него - проиграть. Именно поэтому он так акцентирует внимание на том, что "баба не должна больше мужика зарабатывать" и именно поэтому он так болезненно реагирует на просьбу Екатерины без ее ведома больше не встревать в разборки детей. Весь тот лидер, которого он демонстрировал, тот брутальный самец сдувается в один момент, когда рядом оказывается человек, способный составить ему конкуренцию - Родион, отец Саши. Родион работает на телевидении, у него более интересная профессия, он зарабатывает явно больше Гоши, и Гоша моментально перед ним пасует. А уж когда становится известно, что "мастер" на самом деле не мастер, а директор, то есть у Екатерины и зарплата, и статус выше, чем у него, он дует губки как пятилетняя девочка и... уходит. Сначала буквально - из квартиры, а потом в недельный запой - лечить свою душевную травму.

Ну и финал, конечно, просто отвал башки: по просьбе рыдающей Екатерины Гошу разыскивают и буквально умоляют вернуться. И он, так и быть, соглашается. При этом, граждане, вы обратили внимание, в каких условиях живет этот великолепный Гоша? В жутком беспорядке, у него даже нет занавесок на окнах, а вещи разложены на полу. По-моему, он просто ищет себе добровольную рабыню, которая будет ему ноги мыть и воду пить.

Почему-то все решили, что они с Екатериной останутся вместе и будут жить долго и счастливо. Но на самом деле предпосылок именно к такому развитию сюжета нет. Гоша, терзаемый своими комплексами, продолжит терзаться и изводить Екатерину, при каждом удобном случае уходя в запой. Жизнь с таким фруктом превращается в ад и никакого космического счастья там просто не может быть. Вряд ли Владимир Меньшов не понимал, что представляет из себя такой персонаж, как Гоша. И финал-то у фильма открытый - зрителям предстоит самим решать, что будет потом. Они и решили. Только почему-то в другую сторону.
***
Вот это мнение высказала женщина, уж не знаю, сколько ей лет и есть ли у неё богатый жизненный опыт, тем более жизни с таким «Гошей». Но мне попалась еще одна заметка, её автор скрывает свои ФИО под ником «Кинопсихолог». Вот как она характеризует этого самого «Гошу», героя фильма «Москва слезам не верит».
***
В институте я училась в конце 90-х. И так как училась я по специальности "Культурология. Мировая художественная культура" ("Теория и история культуры"), то все пять лет изучала всевозможные виды искусства – литературу и театр, музыку и изобразительные искусства, декоративно-прикладное и хореографию. Были у нас и предметы "История кино" и "Эстетика кино".

"Кино" вел доцент, окончивший в своё время ВГИК. Преподаватель с таким образованием, что и говорить, был авторитетом, особливо для нашей сибирской провинции. А если учесть, что в те времена во всей Сибири было всего два киноведа, и те в разных областях, то даже в том юном возрасте нам было понятно, что у нас есть редкий шанс получить действительно дельные знания.

Любовь с кино у меня тогда не случилась, а кое-что из истории и эстетики всё же усвоилось. Хорошо усвоилось, например, то, что все фильмы можно разделить на две категории: есть фильмы про людей, а есть фильмы про идеи. И да, знаете, сколько потом ни смотрела, действительно оказывалось, что либо то, либо другое, и подходить к просмотру и пониманию таких фильмов следует по-разному. Про людей обычно интересно и эмоциональнее, а про идеи всегда концептуально и масштабнее.

Для меня "Москва слезам не верит" – всё же фильм про идеи, не про людей. Характеры там схематичные, образы стереотипные. Катя Тихомирова на самом деле не Катя, а одинокая женщина, которая разуверилась в сказках о принцах, но свято уверовала в то, что после 40 жизнь (в том числе и личная) только начинается. И Кать таких – легион.

А Гоша вовсе не Гоша, а мужчина мечты. Такие мужчины особо замечены в естественной среде обитания не были, однако как герои и персонажи они принципиально необходимы, дабы Кати могли спокойно жить и поддерживать себя верой в новую сказку о женском счастье.

Гоша в смысле "Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша, он же Юра, он же Гора, он же Жора" персонаж крайне положительный. Нам Катя сообщила: «А у него нет недостатков. Он самый лучший человек на свете.»

Я убеждена, что все попытки блогеров, психологов обвинить Гошу в том, что он абьюзер, не вполне состоятельны. Гоша не абьюзер как минимум по двум причинам. Причина первая: так задумано создателями фильма. Причина вторая: см. причину первую и делайте скидку на жанр.

У этого фильма не было цели и задачи показать правду жизни. У него была цель показать сказку. Как по мне, так ему вполне бы подошло название в лучших традициях "Звездных войн", а-ля "Эпизод IV - Новая надежда".

этого фильма не было цели и задачи показать психологическую правду и реальный, достоверный, продуманный до мелочей психотип. Гоша - это схема, до реального психотипа или даже характера ему как до другой галактики на старом мерине. Поэтому и получили то, что получили: один эпизод противоречит другому, любая сцена служит рамкой для героя, а последствия поведения, решений и закономерностей межличностного общения просто игнорируются. Гоша-схема, Гоша-герой, Гоша-мечта не может быть абьюзером по определению.

Однако то, что хорошо на сцене, не будет хорошо или даже приемлемо в жизни. Для интересного фильма нужен накал страстей, эмоции, динамика и драма. А драма строится по тем же законам, что и отношения в Треугольнике Карпмана, в котором люди играют роли Преследователя, Жертвы и Спасателя. В фильме "Москва слезам не верит" Баталов играет роль Гоши. Гоша никакой роли уже не играет. Он вне Карпмана и психологических концепций (во имя искусства и всего святого).

Но. Если отринуть художественный вымысел, поэтический образ и красивый сюжет, если вырвать отдельный поступок Гоши из фильма и предположить, что такой поступок мог бы совершить реальный человек в обычной жизни, то вот в таком случаи (и только в таком) мы получили бы чистой воды абьюзера, распознав которого надо выходить из отношений по первому звонку. Ибо в жизни "красиво как в кино" не получается.

У Кати и Гоши – получается, ибо это художественная реальность, визуально воплощенная мечта. А у жизни тупо не получается, ибо тут действуют закономерности психики примерно так же, как и законы физики: обойти их можно, но нужно дюже хорошо их знать. Самолет летает, но знаний по физике за 9-й класс явно недостаточно, чтобы его сконструировать и построить.

Итак, что же простительно Гоше, но должно было бы насторожить в обычном смертном?
На мой взгляд, это закидон с бегством, запоем и предсказуемым возвращением после 8 дней игры под названием "Поймай меня, если сможешь".

Взрослый, зрелый мужчина вдруг узнает, что его обманули / ввели в заблуждение. Да еще и по какому вопросу! У его любимой женщины выше должность и зарплата. Это какую надо иметь расшатанную психику, чтобы так болезненно отреагировать на такой факт?

Да, сейчас времена иные, критерием, который нещадно бьет по Эго, может быть что угодно: материальное благосостояние, физическая форма, уровень образования, социальный статус и т.д. Видела я, как оскорблялись некоторые мужчины, узнав о моем образовании. Оно у меня лучше, чем, пожалуй, у всех моих мужчин вместе взятых, а это немало, но это точно не повод болезненно реагировать.

Далее. Вместо того, чтобы поговорить о том, что ему это неприятно, некомфортно (знаете, есть такой способ коммуникации, называется "словами через рот"), мужчина гордо хлопает дверью и уходит в никуда. С горя. От отчаяния. Понятно, что в бульварных романах и фильмах это красиво, когда так мужик теряет голову и сходит с ума по своей избраннице, но в жизни-то такой пафос ни к чему.

Опущу момент, где мужик с горя пьет из-за женщины и предательства (этот момент малосущественен для темы статьи). А вот что существенно, так то, что Коля Гошу находит. И уговаривает. И убеждает. И приводит. А уговорить можно лишь того, кто позволяет себя убедить, ибо в тайне рассчитывает на то, что его, обиженку, сейчас уговаривать будут. Ути-пути, маленький. Тут уже Карпманом несет за три версты.

Мужик, после того как его хорошенько поуговаривали, словно царевна Несмеяна так уж и быть снисходит до того, чтобы вернуться туда, где он еще недавно дверью хлопал. Возвращается трезвый, чистый, красивый, уверенный в себе, благородный. Зачем пропадал, спрашивается? Бухать? Как бы не так.

Мужчина, который не умеет "словами через рот", пропадает на неделю-две, а потом красиво возвращается, на уровне психологических игр и ролей реализует очень специфический сценарий. Да-да, здесь уже на сцену выходит он самый, преследователь и Абьюзер.

Сознательно или подсознательно, но "пропавшая принцесса" понимает, что о ней будут беспокоиться. С психологической точки зрения это уже насилие: заставить страдать, беспокоиться, переживать, вымотать все нервы. Потом это создание приходит как ни в чем не бывало и говорит: "Ой, а вы что, меня искали? Да я же и не подумал, что вы будете беспокоиться...". Думал. Знал. Рассчитывал на это.

Эти 8 дней Катюху раздавили не по-детски. Ее настолько втоптали в "жертву", что теперь она точно будет и тапочки приносить, в рот заглядывать, и пылинки сдувать, и выполнять целый ряд крайне полезных команд.

Гоша в фильме – такой персонаж, от которого веет патриархальными ценностями (ну, должно веять по задумке, во всяком случае). Он из тех мужчин, что сказал – сделал. За ним как за каменной стеной. За ним можно быть за-мужем. А потому Катя может расслабиться, выключить "сильную женщину" и обрести женское счастье. Вроде бы и не важно, что Гоша приходит на ее территорию: он же мужчина, он там установит свои порядки.

А теперь снова отвлечемся от фильма и схематичных художественных образов. Если говорить о реальности, то тут всё довольно однозначно: установить свои порядки на чужой территории может только агрессор. А уж открытый или пассивный, это уже детали. То, что в фильме выглядит романтично, в жизни в 90% случаев привело бы к тому, что мужчина "Гоша" стал бы домашним тираном, а женщина "Катя" увязла бы в роли жертвы.

Когда реальной "Кате" следовало бы вычеркнуть реального "Гошу" из своей жизни и памяти?
Идеально, если бы сразу после того, как он обиделся и психанул на информацию о более высокой должности и зарплате.

Ежели сердечко дрогнуло, то можно на следующем звонке: когда без предупреждения и разговоров пропал на 8 дней. Именно в этот момент следует перекреститься локтем и поблагодарить бога за то, что вовремя отвел.
Но всё это, естественно, исключительно в тех случаях, когда женщина взрослая, психологически зрелая, а не любительница острых ощущений в виде выноса мозга и психологических игр.

Да, что хорошо в кино, то в жизни – не дай бог. Там, где драма оправдана художественным вымыслом, это красиво и романтично. Там, где такая драма оправдана манипуляциями и психологическими играми, это приводит к абьюзивным отношениям. Гоша в кино ни разу не абьюзер. А вот мужчина, который ведет себя как Гоша в реальной жизни, абьюзер с вероятностью 90 %.
***
А теперь два слова, кто такой абьюзер.
Это не модное слово, а целый пласт проблем, которые только сейчас подняли в обществе. Люди настолько привыкли жить, озираясь на общественное мнение, что просто тратят свою жизнь на обслуживание и поднятие самооценки другого человека, теряя себя как личность.

Абьюзер — это человек, который систематически использует физическое, психологическое или экономическое насилие для контроля или манипуляции другим человеком. Такие действия могут приводить к серьезным последствиям для жертвы, включая физические повреждения, постоянный стресс, депрессию и другие психические расстройства.

Исследования показывают, что абьюзеры часто проявляют определенные характеристики, такие как низкая самооценка, неуверенность в себе, агрессивность, контролирующее поведение и желание доминировать над другими людьми. Они могут использовать различные методы контроля, такие как угрозы, насилие, изоляция жертвы от семьи и друзей, финансовое давление и другие.

Ну и как вам мнения этих двух дам, уважаемые читатели? Если вы женщина или девушка, продолжите, как прежде, боготворить такого мужчину? Или у вас много примеров, когда именно такие мужья приводят к распаду на первый взгляд крупкой семьи? А вы, читатели сильного пола, как оцениваете этого Гошу. Или сами впервые взглянули на него другими глазами, как я? Или женщинам в этом смысле виднее? Поэтому делайте выводы, мужики…


Рецензии