Концепция создания и работы Промышленной Коалиции

Концепция создания и работы Промышленной Коалиции БРИКС. Краткое описание основ и технологии работы. Научная публикация.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОСНОВ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ

автор: Любомудров Дмитрий Владимирович (Российская Федерация)
тел: +7(495) 518-4427; моб.тел: +7(925) 518-4427;
E-mail: LORBAT@mail.ru, LDV@projectclub.ru,
сайт Клуба Проектного Процесса: http://www.projectclub.ru/
личный сайт: http://www.LORBAT.ru

Данный материал, опубликованный ниже, содержит только текстовое описание технологии, для изучения полного объема данной работы с иллюстрациями его можно скачать с сайта автора:
https://www.projectclub.ru/BRICS/BRICS-2021.pdf

Период разработки:
1-й этап: январь – март 2021 г.
2-й этап: апрель –декабрь 2021 г.
сокращенно "ПК БРИКС"

«Концепция создания и работы Промышленной Коалиции БРИКС» © официально депонирована в АО "НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ" (АО "НРИС") и зарегистрирована за № 584-505-008 от 04.01.2022 года в качестве произведения - объекта интеллектуальной собственности.

Российская Федерация, Москва, 2021 год
ОГЛАВЛЕНИЕ

№ Название раздела страница
- Титульная страница 1
- Оглавление 2
1. Предпосылки создания Промышленной Коалиции БРИКС 3
1.1. Краткая информация об межгосударственном объединении БРИКС 3
1.2. Форматы взаимодействия в рамках БРИКС 3
1.3. Вопросы развития промышленности в БРИКС 4
1.4. Особенности управления и работы БРИКС 7
1.5. Имеющиеся постоянные организации в рамках БРИКС 8
1.6. Возможные направления деятельности промышленных объединений и общественных организаций бизнеса в рамках БРИКС 10
1.7. Вывод по результатам анализа официальных документов БРИКС 15
2. Постановка задачи по разработке Концепции создания и работы Промышленной Коалиции БРИКС 16
3. Концепция создания и работы Промышленной Коалиции БРИКС 16
4. Особенности работы Процессингового Центра Коалиции 20
5. Типовая последовательность действий производственных предприятий по сотрудничеству с Промышленной Коалицией БРИКС 20
6. Логотип Промышленной Коалиции БРИКС 21
7. Авторские права на Концепцию создания и работы Промышленной Коалиции БРИКС 21


;
1. Предпосылки создания Промышленной Коалиции БРИКС

1.1. Краткая информация об межгосударственном объединении БРИКС

По материалам Официального сайта председательства Российской Федерации в БРИКС, БРИКС – это неформальное межгосударственное объединение Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики. В основе работы БРИКС лежат Планы действий, принимаемые на ежегодных саммитах с 2010 года. Страна-организатор очередного саммита является председателем объединения БРИКС и обеспечивает координацию всей текущей деятельности объединения. Помимо совместных мероприятий по линии органов исполнительной и судебной власти, в рамках объединения осуществляется взаимодействие организаций бизнеса, научных центров.

По официальным материалам Министерства экономического развития РФ, дата создания объединения БРИКС - июнь 2006 года. Инициатором создания объединения выступила российская сторона.


1.2. Форматы взаимодействия в рамках БРИКС:

• Ежегодные саммиты и встречи лидеров «на полях» саммитов «Группы двадцати».
• Встречи высоких представителей, курирующих вопросы национальной безопасности.
• Встречи управляющих Новым банком развития.
• Встречи министров иностранных дел и руководителей других отраслевых министерств и ведомств (экономики и внешней торговли, финансов и управляющих центральными банками, сельского хозяйства, окружающей среды, образования, здравоохранения, науки, технологий и инноваций, труда и занятости, телекоммуникаций, промышленности, руководителей ведомств по интеллектуальной собственности, налоговых, таможенных, статистических, антимонопольных ведомств, прокуратур, глав агентств экспортного кредитования).
• Встречи шерп/су-шерп (представители министерств иностранных дел).
• Заседания рабочих групп по сотрудничеству в различных областях (по торгово-экономическим вопросам, по вопросам интеллектуальной собственности, занятости, окружающей среды, анти-коррупции, таможенным вопросам, сельскому хозяйству, здравоохранению, противодействию терроризму, информационной безопасности, вопросам сотрудничества в сфере ИКТ, борьбы с наркотиками).

Современный БРИКС – это клуб развивающихся держав, который в ответ на новые сложные вызовы будет стремиться усиливать политическую и экономическую интеграцию. В рамках БРИКС осуществляется многоуровневое взаимодействие – от ежегодных саммитов глав государств, за которыми следит весь мир, до студенческих обменов и молодежных форумов. Хотя БРИКС не имеет собственного секретариата и постоянно действующего наднационального аппарата, существует множество форматов встреч и обсуждения общих вопросов: проходят регулярные министерские консультации. На сегодняшний день БРИКС представляет собой клуб для обсуждения общих проблем, и его ближайшим аналогом можно считать G7 (источник - BRICS Business Magazine Russian Edition No.4(8)).


1.3. Вопросы развития промышленности в БРИКС

1.3.1. 20 октября 2015 года в Москве состоялась встреча министров промышленности стран БРИКС, по результатам которой была принята Декларация министров промышленности стран БРИКС "ПРОМЫШЛЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН БРИКС: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОСТА". Полный текст Декларации есть на Официальном сайте председательства Российской Федерации в БРИКС http://brics2015.ru, в частности, в нем сказано:

Заявляя вновь о своей приверженности достижению целей Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, в особенности Цели устойчивого развития № 9: Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям,
Подтверждая важность исполнения соглашений о наращивании двухстороннего и многостороннего сотрудничества между странами БРИКС во всех отраслях промышленности, принятых на VII Саммите стран БРИКС, состоявшемся в Уфе 8-9 июля 2015 года, равно как и важность практической реализации целей и задач, изложенных в Стратегии экономического партнёрства БРИКС,
Признавая необходимость развития и укрепления промышленного сектора для ускоренного экономического роста, создания новых рабочих мест и улучшения качества жизни населения наших стран,
Соглашаясь с необходимостью определить важнейшие участки и совместные шаги для расширения сотрудничества в промышленном секторе,
Заявляем о нашей коллективной решимости:
далее - 14 пунктов, в частности:
• содействовать взаимовыгодному инвестиционному сотрудничеству в целях создания благоприятного инвестиционного климата; стимулировать, привлекать и защищать взаимные инвестиции в рамках совместных проектов в широком круге отраслей промышленности,
• укреплять двухстороннее и многостороннее промышленное сотрудничество между нашими странами,
• содействовать развитию всесторонних промышленных связей и увеличивать объём взаимных поставок современного оборудования и новых технологий ...,
• расширять сотрудничество в области разработки технологий и инноваций и их обмена, включая деятельность по проектированию и стандартизации, направленную на развитие как традиционных, так и высокотехнологичных отраслей промышленности,
• предпринять меры по обеспечению участия стран БРИКС в основании и развитии инжиниринговых центров и промышленных парков, а также в техническом сотрудничестве,
• содействовать развитию сотрудничества между научно-исследовательскими и внедренческими организациями в целях обмена ноу-хау, развития профессиональных навыков, и обмена специалистами, равно как способствовать коммерциализации результатов совместной работы.

1.3.2. Поддерживая позитивный настрой министров промышленности, необходимо, однако, иметь в виду, что заявления о коллективной решимости являются одной из форм деклараций намерений, но не являются планом конкретных действий, снабженным ресурсами, механизмами реализации, контроля исполнения и персональной ответственности исполнителей. Как известно, практика является лучшим механизмом проверки любых деклараций и намерений. По данным Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), на 2017 год состоялось более 100 встреч министров стран БРИКС. Основные из них – встречи министров финансов (около 20), иностранных дел (15), здравоохранения (12), сельского хозяйства (6), торговли (6), образования (4), труда и занятости (4), окружающей среды (2), связи (2), чрезвычайных ситуаций (2), промышленности (1). Как мы видим, с 2015 по 2017 год из более 100 встреч министров стран БРИКС была лишь одна встреча министров промышленности, что говорит о том, что развитие промышленности БРИКС не являлось приоритетом в тот период.

1.3.3. На официальном сайте Министерства промышленности и торговли РФ 24 августа 2020 года были отражены сведения о пятой встрече министров промышленности стран БРИКС. На фоне сотен саммитов, министерских встреч и иных мероприятий за 15 лет существования БРИКС всего 5 встреч министров промышленности стран БРИКС выглядит весьма скромно и неубедительно, так же, как и фактические результаты этих встреч. Как следует из официальных публикаций, анонсируемый Минпромторгом РФ Центр промышленных компетенций стран БРИКС еще не создан, но его планируется создать в виде виртуального офиса на базе Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО. Не вполне понятны надежды министра промышленности РФ на экспертизу ЮНИДО (подразделение ООН), с которым Россия сотрудничает уже десятки лет, и это сотрудничество до сих пор не привело к промышленному росту в России.

1.3.4. Центр исследований международных институтов РАНХиГС провел специальное исследование: «Обязательства БРИКС по сферам». На официальном сайте РАНХиГС отражены данные по закрытому перечню сфер деятельности БРИКС, по которым осуществляется мониторинг: Социоэкономика; Международное налогообложение; Макроэкономика; Торговля; Финансовое регулирование; Развитие; Борьба с изменением климата; Энергетика; Преступность и коррупция; Реформа международных финансовых институтов; Продовольствие и сельское хозяйство; Международное сотрудничество; Наука и образование; Региональная безопасность; Охрана окружающей среды; Здравоохранение; Права человека; Терроризм; Информационные и коммуникационные технологии. Как можно убедиться, в этом перечне сфер деятельности БРИКС промышленности нет.

1.3.5. В материалах исследования исполнения странами-членами БРИКС обязательств, принятых в рамках саммитов лидеров БРИКС, проведенного РАНХиГС, анализируются имеющиеся в открытом доступе официальные данные об исполнении решений в следующих областях, отраженные в отчетных документах: торговля, развитие, занятость, макроэкономика, финансовое регулирование, изменение климата, реформа международных финансовых институтов, энергетика, региональная безопасность, терроризм, защита окружающей среды, права человека, преступность и коррупция, ИКТ, продовольствие и сельское хозяйство, здравоохранение и международное налогообложение. Как мы видим, задачи, проблемы, ресурсы и механизмы развития промышленности не являлись предметом планирования, исполнения и контроля в официальных документах БРИКС.

1.3.6. Возможной причиной такого положения является состав Приоритетных направлений сотрудничества в рамках БРИКС, содержащихся в Стратегии экономического партнерства БРИКС, принятой лидерами стран БРИКС в 2015 году в г.Уфа (оригинал доступен на сайте Президента РФ www.kremlin.ru), которые составляют следующий закрытый перечень: Торговля и инвестиции; Производство и переработка минерального сырья; Энергетика; Сотрудничество в сфере сельского хозяйства; Наука, технологии и инновации; Финансовое сотрудничество; Взаимосвязанность (Институциональная взаимосвязанность, Физическая взаимосвязанность, Контакты между людьми); Сотрудничество в сфере ИКТ. Как мы видим, промышленность в целом в данном Перечне отсутствует, поэтому, возможно, отсутствуют и механизмы ее развития.

1.3.7. Анализ содержания Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 года (документ доступен на Официальном сайте председательства РФ в БРИКС в 2020 году), показывает, что в составе разделов Стратегии отсутствует раздел "Промышленность". Вот полный состав этого закрытого перечня: I. Торговля, инвестиции, финансы (Торговля (ВТО, МТС) Инвестиции; ММСП; Финансы); II. Цифровая экономика (Цифровая трансформация, Промышленность, инновации и технологии); III. Устойчивое развитие (Изменение климата, Энергетика, Развитие инфраструктуры, Развитие человеческого капитала, Продовольственная безопасность). Как мы видим, промышленность упоминается только в связи с постановкой задач цифровизации, но не собственно задач промышленности и механизмов ее развития.

1.3.8. Возможно именно по этой совокупности причин на начало 2021 года отдельной Программы развития промышленности стран БРИКС, снабженной механизмами ее реализации, а также результатов ее реализации за 5 прошедших лет с 2015 по 2020 годы, на официальных ресурсах обнаружить не удалось.

1.3.9. По фактическим официальным данным Федеральной службы государственной статистики РФ (РОССТАТ), Индекс промышленного производства в России составил в 2020 г. 97,1% по сравнению с 2019 г., то есть фактически по результатам 2020 года в Российской Федерации наблюдается не рост, а падение промышленности.


1.4. Особенности управления и работы БРИКС

При постановке задачи разработки Концепции создания и работы Промышленной Коалиции БРИКС была принята во внимание особенность устройства управления и работы БРИКС – отсутствие постоянной штаб-квартиры, постоянного председателя, постоянного секретариата и постоянно действующего наднационального аппарата, постоянных органов управления и механизмов исполнения принятых решений, а также то, что в БРИКС применяется специальный тип управления - «каталитическое воздействие» и «параллельное управление» (согласно терминологии и материалам РАНХиГС и «Школы БРИКС», организованной Национальным комитетом по исследованию БРИКС).

Многосторонние институты высшего уровня в мире осуществляют функции глобального управления: обсуждение, определение направлений действий, принятие решений, исполнение решений и развитие глобального управления. Эти функции характерны и для БРИКС. Под обсуждением понимается личное общение представителей стран БРИКС, результаты которого находят отражение в коллективных документах. Определение направлений действий – это коллективное утверждение общих принципов, норм и рекомендаций. Принятие решений рассматривается как согласование выполнимых, четких коллективных обязательств с достаточной степенью конкретики, обязательности исполнения и делегирования полномочий. Под исполнением решений понимается реализация действий, соответствующих коллективным обязательствам. Развитие глобального управления понимается как способность БРИКС использовать другие международные институты и создавать свои собственные институты в качестве механизмов глобального управления.

Важнейшей из указанных функций является принятие решений, то есть согласование обязательств. Обязательства, зафиксированные в коллективных документах, не являются юридически обязательными для исполнения, имплементация решений стимулируется взаимными ожиданиями и давлением со стороны партнеров. Согласно определению, обязательство представляет собой отдельное, специфичное, выраженное публично и на основании общего согласия заявление намерения, обещание участников саммита, что они будут предпринимать действия для достижения или движения к определенной позитивной цели.

Примерами подобных институтов в глобальном и региональном управлении являются «Группа семи/восьми», «Группа двадцати», БРИКС, АТЭС и другие. Диалог лидеров для определения направлений коллективных действий, выработки общих решений, исполнения принятых обязательств, развития глобального управления и решения задач политического управления на национальном уровне составляет суть и определяет уникальный характер многосторонних институтов высшего уровня. В основном многосторонние институты высшего уровня были созданы для преодоления экономических и политических кризисов, и БРИКС не является исключением (источник - материалы РАНХиГС и «Школы БРИКС», организованной Национальным комитетом по исследованию БРИКС).


1.5. Имеющиеся постоянные организации в рамках БРИКС

1.5.1. На настоящий момент в рамках БРИКС созданы всего две постоянные межгосударственные организации, имеющие не консультативный или научный, а операционный характер, которые могут иметь прямое влияние на развитие промышленности - с 2015 года начали работу Новый банк развития (New Development Bank (NDB)) и Пул условных валютных резервов стран БРИКС.

И если Пул условных валютных резервов является механизмом поддержки центральными банками стран – членов БРИКС партнёров по БРИКС в случае возникновения проблем с обеспечением национальных финансовых систем ликвидностью путём передачи денежных средств на условиях срочности, платности и возвратности, и в силу этих своих функций является специфическим макроэкономическим инструментом центральных банков стран – членов БРИКС, то Новый банк развития – это вполне серьезный финансовый механизм, при правильном управлении способный дать значительный импульс развитию промышленности не только стран БРИКС, но и стран – партнеров БРИКС, например – БРИКС+.


1.5.2. Особенности работы стран БРКС с Новым банком развития

На официальном сайте Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" описан Механизм межбанковского сотрудничества БРИКС.

Механизм межбанковского сотрудничества БРИКС (ММС БРИКС) был создан с целью развития и укрепления экономического и инвестиционного взаимодействия между странами БРИКС в 2010 году (Меморандум о сотрудничестве между ВЭБ.РФ (в то время - Внешэкономбанком), CDB, BNDES, DBSA и Eximbank of India).

Участники объединения:
• Бразильский банк экономического и социального развития (BNDES);
• Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ";
• Экспортно-импортный банк Индии (Eximbank of India);
• Государственный банк развития Китая (CDB);
• Банк развития Южной Африки (DBSA).

Основными направлениями деятельности является развитие всестороннего долгосрочного межбанковского сотрудничества между партнерами в интересах укрепления торгово-экономических отношений стран-участниц БРИКС, поддержка реализации социально значимых и региональных проектов, разработка порядка предоставления финансовых и банковских услуг для инвестиционных проектов, способствующих экономическому развитию стран БРИКС.

На официальном сайте Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" также указаны Приоритеты председательства ВЭБ.РФ в ММС БРИКС в 2020 году:
1.  Сотрудничество в области городского развития.
2.  Финансирование развития инфраструктуры. ВЭБ.РФ также выступает за взаимодействие национальных цифровых платформ по развитию инфраструктуры.
3.  Расширение практики расчетов в национальных валютах при осуществлении торговых и финансовых операций.
4.  Достижение целей устойчивого развития ООН 2030, в том числе финансирование проектов «зеленой» экономики.

Из приведенного перечня мы видим, что и в этом перечне полностью отсутствует промышленность в качестве приоритета.


1.6. Возможные направления деятельности промышленных объединений и общественных организаций бизнеса в рамках БРИКС:

Фактическое отсутствие промышленности в качестве приоритета деятельности БРИКС в официальных документах, указанных выше, привело нас к выводу о том, что забота о развитии промышленности, о создании конкретных действенных механизмов формирования международной промышленной кооперации для реализации конкретных промышленных проектов в рамках БРИКС и БРИКС+, а также о создании негосударственных механизмов финансирования таких проектов ложится на сами промышленные предприятия. Однако задачи инициации и координации международных промышленных проектов обычно являются весьма сложными для реализации их силами одиночных предприятий, для этого необходимо объединение усилий предприятий, использование ресурсов отраслевых объединений, союзов и ассоциаций предприятий БРИКС. Именно этот результат анализа привел нас к необходимости и своевременности начала работ по созданию Промышленной Коалиции БРИКС.

1.6.1. Одним из официальных документов, указывающих потенциальную сферу деятельности для промышленных объединений и общественных организаций бизнеса, является Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС (утверждена Президентом РФ 21.03.2013 года, оригинал доступен на сайте Президента РФ www.kremlin.ru):

Раздел IV. Цели Российской Федерации в конкретных областях взаимодействия в рамках БРИКС. Механизмы их реализации
Подраздел "Сотрудничество в сфере промышленности"
пункт 20. Основными целями Российской Федерации при развитии взаимодействия с другими государствами-участниками БРИКС в сфере промышленности являются:
• подпункт а) поощрение взаимовыгодного сотрудничества для расширения экспортных возможностей, в первую очередь отечественной авиационной промышленности, энергетического машиностроения, металлургии, станкостроения, радиоэлектронной промышленности, транспортного и специального машиностроения;
• подпункт д) активное участие в формируемых механизмах сотрудничества в сфере промышленности и инициирование создания новых.

1.6.2. Еще одним официальным документом, указывающим потенциальную сферу деятельности для промышленных объединений и общественных организаций бизнеса, является Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС от 26 июля 2018 года (документ доступен на Официальном сайте председательства РФ в БРИКС в 2020 году):

Раздел IV. ПАРТНЕРСТВО БРИКС В ЦЕЛЯХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, РЕФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ ГЛОБАЛЬНОГО
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И В ОБЛАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ

пункт 60. Мы убеждены, что торговля и технологии являются важными источниками инклюзивного роста, в том числе посредством устойчивой и равноправной экономической интеграции и укрепления глобальных цепочек добавленной стоимости. Технический прогресс окажет значительное влияние на производство товаров и услуг, а также доходы людей. Необходимо применить надлежащие стратегии и меры для того, чтобы развивающиеся страны получили выгоду от преимуществ технического прогресса и чтобы они не испытывали трудностей, связанных с задержкой в их применении. Важно разработать эффективные стратегии с целью сокращения цифрового разрыва, в том числе посредством оказания поддержки людям в сфере обучения и через применение новых технологий, а также обеспечить наличие эффективных механизмов передачи соответствующих технологий.

пункт 74. Проекты по оказанию помощи в области инфраструктурного, инвестиционного и международного развития составляют основу устойчивого развития и экономического роста, они стимулируют производительность труда и повышают степень интеграции. Мы подчеркиваем значимость инфраструктурного развития и интеграции для налаживания более тесных экономических связей.

1.6.3. Следующим официальным документом, указывающим потенциальную сферу деятельности для промышленных объединений и общественных организаций бизнеса, является Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года (документ доступен на Официальном сайте председательства РФ в БРИКС в 2020 году, а также на Официальном сайте Министерства экономического развития РФ):

Раздел: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Подраздел I. ТОРГОВЛЯ, ИНВЕСТИЦИИ И ФИНАНСЫ
- диверсификация торгового сотрудничества стран БРИКС в целях развития новых моделей производства, переориентации рынков и увеличения товарооборота внутри БРИКС;
 - содействие эффективной интеграции компаний стран БРИКС в глобальные и региональные цепочки добавленной стоимости;
- повышение взаимосвязанности цепочек поставок путем выявления «узких мест» в региональных цепочках с целью обеспечения их более эффективного и четкого функционирования;
- укрепление инвестиционного сотрудничества в целях повышения доли товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости в торговле между странами БРИКС;
- повышение прозрачности в области развития взаимной торговли и прямых иностранных инвестиций между странами БРИКС в целях диверсификации производства и экспорта;
- укрепление инвестиционных связей между странами БРИКС в целях поддержки и усиления взаимодополняемости промышленного развития, обеспечения устойчивого развития и инклюзивного роста;
- поддержка инновационных и технологических проектов в приоритетных областях сотрудничества;
 - повышение осведомленности о существующих инвестиционных возможностях стран БРИКС;
- расширение обмена знаниями странами БРИКС по вопросам улучшения бизнес- среды с целью улучшения позиций в международных рейтингах ведения бизнеса, в том числе путем разработки инструментов, направленных на содействие инвестициям на добровольной основе;
- осуществление сотрудничества в целях создания благоприятных условий для ММСП в странах БРИКС, в том числе путем популяризации развития предпринимательства, а также осуществления деятельности по наращиванию потенциала;
- содействие развитию торгово-экономического сотрудничества между ММСП в рамках БРИКС;
- содействие интеграции ММСП в инклюзивные и диверсифицированные региональные и глобальные цепочки добавленной стоимости, в том числе посредством раскрытия потенциала цифровых инструментов и предоставления равных возможностей участия ММСП в электронной торговле;
- обмен информацией о рынках друг друга с целью обеспечения положительных эффектов для ММСП;
- поддержка сотрудничества между ММСП, а также крупными компаниями в сфере инноваций, обмена технологиями и научными исследованиями;
- вовлечение ММСП в сферы строительства, логистики, технического обслуживания транспортных и инфраструктурных объектов для решения социальных задач и достижения целей развития;
- обмен мнениями о мерах и подходах к интеграции ММСП в современную экономику;
- развитие внутренних рынков капитала для стимулирования роста и повышения финансовой устойчивости;
- изучение инновационных подходов к повышению финансовой грамотности заинтересованных сторон;
(* здесь ММСП - это микро-, малые и средние предприятия)

1.6.4. Еще одним официальным документом БРИКС, в котором содержатся указания на приоритеты сотрудничества и развития, является Московская декларация XII саммита БРИКС «Партнерство БРИКС в интересах глобальной стабильности, общей безопасности и инновационного роста» от 17 ноября 2020 года:

Раздел: Экономика и финансы. Межправительственное сотрудничество.

пункт 47. Мы будем должным образом наращивать наши усилия в целях скорейшего перехода стран БРИКС к динамичному, устойчивому, сбалансированному и инклюзивному экономическому развитию и росту в период поcле пандемии COVID-19 и отмечаем принятие в наших странах существенных мер по обеспечению налогово-бюджетной, денежно-кредитной и финансовой стабильности в целях поддержания экономического роста, а также мы подтверждаем свою решимость продолжать применять имеющиеся в нашем распоряжении инструменты для защиты жизней и источников средств к существованию наших граждан.

пункт 48. Мы придаем большое значение обмену информацией о принимаемых на национальном уровне мерах, а также краткосрочных и среднесрочных пакетах мер стимулирования, направленных на эффективное преодоление последствий текущего кризиса и реализацию Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года в полном объеме. Стратегические приоритеты наших стран выходят за рамки неотложных задач по минимизации последствий пандемии COVID-19 и включают, в частности, расширение международного сотрудничества и торговли, развитие надлежащих каналов поставок промышленных и сельскохозяйственных товаров и минимизацию нарушений их функционирования, укрепление систем социальной защиты и здравоохранения, активизацию государственных и частных инвестиций, продвижение надежной и устойчивой макроэкономической политики, повышение устойчивости экономики, поддержание финансовой стабильности и проведение важных структурных реформ в целях обеспечения работы по всем трем основным компонентам Повестки дня в области устойчивого развития – экономика, социальная сфера и экология, с тем чтобы никто не был оставлен без внимания и наиболее нуждающиеся получали помощь первыми. Мы признаем необходимость укрепления сотрудничества по сложным вопросам экономической повестки БРИКС в период после пандемии COVID-19.

пункт 56. Мы приветствуем принятие Договоренностей БРИКС по содействию инвестициям, в которых сделан акцент на добровольных мерах по повышению транспарентности и эффективности, а также укреплению сотрудничества между странами БРИКС и его расширения в качестве способа поощрения инвестиций в целях устойчивого развития. Мы отмечаем также улучшение делового климата для ММСП. В этой связи мы приветствуем принятие Руководящих принципов по содействию эффективному участию ММСП в международной торговле, которые направлены на активизацию интеграции ММСП в глобальные цепочки создания стоимости и повышение эффективности их деятельности. Мы признаем, что соответствующие инструменты по созданию благоприятных условий для инвестиций на национальном и международном уровнях, а также в рамках БРИКС, могут способствовать активизации международной торговли, устойчивого развития и роста.

пункт 65. Мы вновь заявляем о необходимости содействия промышленному росту и приветствуем дальнейшее развитие нашего торгово-инвестиционного сотрудничества, в том числе в рамках Партнерства БРИКС по вопросам новой промышленной революции. Мы приветствуем взаимовыгодное сотрудничество между странами БРИКС и ЮНИДО по вопросу учреждения Центра промышленных компетенций стран БРИКС посредством последующих дискуссий в установленном порядке и отмечаем инициативу Китая по созданию инновационного центра Партнерства стран БРИКС по вопросам новой промышленной революции.


1.6.5. О работе Делового совета БРИКС

Нам хорошо известна позитивная деятельность Делового совета БРИКС, о создании которого было объявлено на V саммите БРИКС в г.Дурбан (ЮАР) 27 марта 2013 года. В соответствии с учредительными документами, деятельность Совета направлена на создание площадки для обсуждения вопросов укрепления и продвижения экономических, торговых, деловых и инвестиционных связей между деловыми кругами стран БРИКС. Как мы видим из резолюций всех последующих саммитов БРИКС, лидеры стран неизменно одобряют деятельность Делового совета БРИКС. Однако необходимо учитывать, что основной задачей Делового совета БРИКС, согласно информации на официальном сайте ТПП РФ, является не создание новых предприятий БРИКС, а создание площадки для обсуждения, и эту возложенную на него функцию он успешно выполняет.

В Отчете Делового совета БРИКС 2020 года, доступном, как и другие отчеты, только на английском языке, из области промышленности мы видим только один пункт 32. «Обмен передовым опытом стран БРИКС в области управления отходами, разработки решений для "умных городов" и электромобильности». Другие отрасли и задачи промышленности в Отчете не упомянуты. Можно также отметить, что в разделе Авиация имеется только один пункт 9. «Обмен передовым опытом стран БРИКС в области развития гражданской авиации, инфраструктуры аэропортов и грузовых авиаперевозок». Однако и этот пункт касается не столько промышленности, сколько инфраструктуры и вопросов транспорта. Кроме этих пунктов, в Отчете Делового совета имеются следующие пункты: Agribusiness, Deregulation, Digital Economy, Energy and Green Economy, Financial Services, Infrastructure, Skills Development. Как мы видим, среди них нет вопросов развития промышленности.


1.7. Вывод по результатам анализа официальных документов БРИКС

Анализ приведенных выше официальных документов БРИКС позволяет сделать вывод о том, что промышленность в качестве приоритета деятельности БРИКС в официальных документах фактически отсутствует, что подтвердило наш предварительный вывод о том, что забота о развитии промышленности, о создании конкретных действенных механизмов формирования международной промышленной кооперации для реализации конкретных промышленных проектов в рамках БРИКС и БРИКС+, а также о создании негосударственных механизмов финансирования таких проектов ложится на сами промышленные предприятия.

После консультаций с промышленными предприятиями мы пришли к выводу, что для достижения реальных успехов в вопросе создания новых производств в рамках кооперации предприятий стран БРИКС усилий чиновников, исследователей и консультантов недостаточно, необходимо начать объединять активы и ресурсы предприятий стран БРИКС и БРИКС+ для создания новых производственных мощностей и консорциумов, в частности - с торговой маркой «Сделано в БРИКС».

Учитывая то, что задачи инициации и координации международных промышленных проектов обычно являются весьма сложными для реализации их силами одиночных предприятий, для этого необходимо объединение усилий предприятий, использование ресурсов отраслевых объединений, союзов и ассоциаций предприятий БРИКС. Именно этот результат анализа привел нас к необходимости и своевременности начала работ по созданию Промышленной Коалиции БРИКС.



2. Постановка задачи по разработке Концепции создания и работы Промышленной Коалиции БРИКС

Изучение сложившейся ситуации, проблем и задач в области развития промышленности в рамках БРИКС, по результатам экспертной и аналитической работы в рамках ООО "Клуб Проектного Процесса" (ИНН 7709745479), который на протяжении многих лет выполняет функцию внешнего (аутсорсингового) Процессингового центра для «Объединенного центра делового сотрудничества БРИКС» (ОЦДС БРИКС), для многих ассоциаций и иных структур БРИКС, учитывая существенную разницу между декларациями и намерениями официальных органов по развитию промышленности, и упомянутыми выше фактическими официальными данными Федеральной службы государственной статистики РФ (РОССТАТ) о том, что Индекс промышленного производства в России составил в 2020 г. 97,1% по сравнению с 2019 г., то есть о том, что фактически в России мы имеем на данный момент не рост, а падение промышленности, руководителем "Клуба Проектного Процесса" Любомудровым Д.В. в течение 2021 года была разработана настоящая Концепция создания и работы Промышленной Коалиции БРИКС.

Настоящая Концепция была изучена и одобрена отраслевыми ассоциациями БРИКС, ОЦДС БРИКС, и другими структурами системы БРИКС, и на основании этой Концепции 27 апреля 2021 года была создана Промышленная Коалиция БРИКС. Она была учреждена путем подписания Соглашения между несколькими отраслевыми ассоциациями БРИКС, ОЦДС БРИКС, компанией из КНР (Гонконг) и Клубом Проектного Процесса, который выполняет для Промышленной Коалиции БРИКС функции Процессингового центра, так же, как и для других структур системы БРИКС.


3. Концепция создания и работы Промышленной Коалиции БРИКС

Концепция создания и работы Промышленной Коалиции БРИКС базируется на следующих основных положениях:

3.1. Согласно данной Концепции, основной целью создания Промышленной Коалиции БРИКС (далее – «Коалиция») является умножение сил, активов и ресурсов Участников Коалиции для поддержки развития промышленности в странах БРИКС, в проектах с компаниями из стран БРИКС, а также с их партнерами из других стран. Одной из задач Коалиции является создание силами Участников Коалиции совместных производственных мощностей и цепочек производства высокотехнологичной продукции с маркой «Сделано в БРИКС» высшего уровня технологий и качества.

3.2. Учредителями, а в последующем - Участниками Коалиции могут стать те юридические лица, которые согласились с тем, что они заинтересованы в развитии проектного подхода в экономике и в отношениях между организациями из стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика, в английском прочтении - BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa), в повышении эффективности Проектного процесса в целом, в разработке и применении механизмов взаимовыгодного сотрудничества организаций из стран - членов БРИКС и их партнеров из других стран.

3.3. Участники Коалиции объявляют друг друга стратегическими партнерами в рамках БРИКС, поскольку деятельность Сторон в Проектном процессе может быть взаимодополняющей, Участники Коалиции не будут действовать в качестве прямых конкурентов в отношении друг друга, и каждая Сторона будет выполнять согласованные стратегически важные для Коалиции функции. Участники Коалиции будут стремиться к тому, чтобы проекты Коалиции получали комплексную и качественную поддержку для наиболее полного решения стоящих перед проектами задач. Сотрудничество Участников Коалиции должно повысить качество, эффективность и надежность проектов Коалиции и способствовать не только повышению эффективности, но и появлению синергетического эффекта, который будет полезен как Коалиции в целом, так и каждому Участнику Коалиции и их проектам.

3.4. Коалиция декларирует приоритет сбалансированного подхода к формированию проектных команд, инвестиционных пулов, кредитных синдикатов, состава участников, акционеров, исполнителей, подрядчиков и поставщиков проектов, реализуемых в рамках и с участием Коалиции, Стороны будут избегать создания ситуаций доминирования организаций из какой-либо одной страны в совместных проектах, в случае несбалансированной ситуации на начальном этапе какого-либо проекта Коалиция выработает, согласует и реализует план последующего балансирования данного проекта.

3.5. Коалиция основывает планирование и всю свою деятельность на строгих морально-этических принципах, которые имеют различные формулировки в разных странах, однако везде содержат базовые для любого человека ценности: 1). Не убивать; 2). Не обманывать; 3). Не брать чужого и не заработанного честным образом ни в каких формах; 4). Не лжесвидетельствовать; 5). Действовать максимально добросовестно, исходя из приоритета соблюдения своих обязательств и совместного интереса всех партнеров по договору или проекту; 6). Не забывая о личном благе и коммерческом интересе, заботиться о благе ближнего человека, благе Общества, о духовном смысле жизни, о благе своей страны, и общем благе стран БРИКС; 7). Богатство – не самоцель, оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народов стран БРИКС; 8). Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике; 9). Человек – не «постоянно работающий механизм», ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития; 10). Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование – это социально ответственный вид деятельности; 11). Работа не должна убивать и калечить человека; 12). В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

Участники Коалиции выработают, согласуют и утвердят "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании в БРИКС". Участники Коалиции из каждой страны БРИКС вправе представить для сведения других участников национальный вариант такого Свода. Российские участники декларируют свою приверженность и опору на "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании" (принят в 2004 году на VIII Всемирном Русском Народном Соборе, одобрен Межрелигиозным советом России, далее сокращенно - "Свод ВРНС").

3.6. При планировании и реализации деятельности Коалиции Участники будут стараться учитывать и использовать для умножения общих возможностей Коалиции особенности каждого Участника Коалиции.

3.7. Технические функции Процессингового центра Коалиции: экономическая экспертиза проектов, результаты которой будут представляться Совету Коалиции, участие в организации финансовой части проектов, в повышении инвестиционной привлекательности проектов,  в организации проектных команд, кредитных и инвестиционных пулов и фондов, в разработке и исполнении Программ продвижения проектов, механизмов контроля исполнения и финансирования проектов и мониторинга реализации проектов, в формировании систем управленческого учета и бюджетирования (в т.ч. - усиленного бюджетирования по «Технологии безрискового банковского обслуживания и бюджетирования проектов» (АС № 4315), технологического комплекса "ФРЦ-бюджетирование" (Роспатент № 2005613187), в создании системы подготовки кадров, и других функций и технологий, которые могут быть необходимы в деятельности Коалиции. На основании Учредительного Соглашения Коалиции, функции Процессингового центра Коалиции исполняет Клуб Проектного Процесса, один из соучредителей Коалиции.

3.8. Для создания организационных условий для работы Коалиции Учредители создают Оргкомитет Коалиции. Каждый Учредитель направляет в Оргкомитет Коалиции сбалансированное число руководящих и технических работников для осуществления кураторства по вопросам сотрудничества и исполнения настоящего Соглашения.

3.9. Для реализации основной Цели создания Коалиции – умножения сил и ресурсов Сторон Соглашения, каждый Участник Коалиции в срок 30 дней с момента присоединения к Коалиции обязуется направить в Оргкомитет Коалиции одностороннее Уведомление за своей подписью об активах и иных ресурсах, которыми он располагает сам, или на основании договоров с партнерами, с указанием точной или ориентировочной оценки таких активов (ресурсов), в целях формирования информационного пула о совокупных ресурсах Коалиции. Основную категорию учитываемых активов (ресурсов) составляют основные средства производственных подразделений, производственные мощности, сырье, запасы, земля, технологии производства и управления, и иные активы и ресурсы, которые могут быть использованы в деятельности Коалиции. Направление такого Уведомления не означает передачу активов (ресурсов) Коалиции или другим Участникам Коалиции, не означает отчуждения активов (ресурсов) каким бы то ни было способом или иного обременения. Решения о любом использовании активов (ресурсов) каждого Участника Коалиции, или о совместном использовании в рамках Коалиции принимаются каждым Участником Коалиции самостоятельно на основании отдельных договоров.

3.10. Расширение и дальнейшее формирование состава Коалиции после ее учреждения осуществляется в "акцептном порядке", в виде присоединения заинтересованных организаций - кандидатов к Соглашению об учреждении Коалиции, из числа производственных предприятий (компаний) стран БРИКС и БРИКС+, обладающих существенными производственными активами и ресурсами. Совет Коалиции после предварительного изучения кандидатов (далее – Заявителей) будет письменно приглашать Заявителей присоединиться к Соглашению. Для этого Заявитель направит в Совет Коалиции Письмо-заявление по утвержденной форме с просьбой о присоединении. Присоединение будет оформляться ответным письмом Совета Коалиции Заявителю с подтверждением присоединения (Акцептное письмо). Журнал учета присоединившихся к Соглашению организаций будет вестись уполномоченными Советом Коалиции членами Совета. Совет Коалиции вправе формировать различные уровни партнерства в рамках Коалиции, различные виды комитетов, советов и иных представительных органов Коалиции и утверждать порядок формирования состава этих органов, использовать для формирования этих органов "акцептный порядок", или иной согласованный порядок.

3.11. Соглашение об учреждении Коалиции имеет целью создать условия для реализации указанных выше целей и не накладывает на Стороны Соглашения финансовых обязательств. Финансовые отношения Сторон регулируются отдельными договорами.

3.12. Совет Коалиции и Оргкомитет Коалиции могут выпускать информационные материалы от имени Коалиции.

3.13. Участники Коалиции будут принимать все возможные меры для поддержания и укрепления позитивной деловой репутации Участников Коалиции и их проектов, и Коалиции в целом, а также воздерживаться от шагов, которые могут негативным образом отразиться на их деловой репутации.

3.14. Срок действия Соглашения об учреждении Коалиции – 5 (пять) лет. В случае, если все Стороны Соглашения не заявят письменно о намерении расторгнуть данное Соглашение по истечении срока действия, Соглашение автоматически пролонгируется на такой же период. При желании одной из Сторон выйти из Соглашения, она обязана заявить об этом в письменном виде не позднее, чем за шесть месяцев до выхода. Выход одной из Сторон из Соглашения не ведет к прекращению действия Соглашения для остальных Сторон.

4. Особенности работы Процессингового Центра Коалиции

4.1. В соответствии с внутренними нормативными документами Коалиции, любые проекты, независимо от объема, отрасли, территории и иных характеристик проекта проходят обязательную экономическую экспертизу в рамках Процессингового центра Коалиции.

4.2. Только проекты, получившие положительное заключение экспертизы Процессингового центра Коалиции, могут иметь право на получение поддержки любого вида в их продвижении, финансировании и исполнении.

4.3. Все поступающие проекты подразделяются на 2 крупных группы: производственные проекты действующих предприятий (Группа А), и инновационные (исследовательские, венчурные) проекты на стадии НИР и ОКР (Группа Б).  Процессинговый центр Коалиции формирует предложения по особенностям работы с Группами проектов А и Б и представляет их Совету Коалиции.


5. Типовая последовательность действий производственных предприятий по сотрудничеству с Промышленной Коалицией БРИКС:

5.1. Производственное предприятие – кандидат на присоединение к Промышленной Коалиции БРИКС, направляет официальное письмо по утвержденной форме в Совет Промышленной Коалиции БРИКС о желании присоединиться к Коалиции.

5.2. После принятия Решения Совета Коалиции о присоединении конкретного предприятия к Коалиции, данное предприятие, уже в качестве Участника Коалиции, направляет официальное письмо по утвержденной форме в Совет Промышленной Коалиции БРИКС об имеющихся у предприятия активах, причем можно объявить не только об активах данного предприятия, но с согласия его партнёров – и об их активах. Такое объявление об активах не означает передачи активов, или любого иного обременения, не накладывает на предприятие финансовых обязательств и несёт исключительно информационную функцию. Смысл такого объявления об активах состоит в составлении у Участников Коалиции первоначального представления о ресурсах и потенциале других Участников, о совокупной мощности Коалиции и о масштабах доступных Коалиции проектов и привлекаемых ресурсов.

5.3. Направление предприятием - Участником Коалиции в Совет Промышленной Коалиции БРИКС своего проекта развития, который предприятие - Участник Коалиции хотело бы реализовать с участием Коалиции и партнёров из стран БРИКС и БРИКС+.

5.4. Разработка, обсуждение, утверждение и реализация Программы продвижения проекта развития предприятия в странах БРИКС и БРИКС+.

5.5. Формирование для предприятия - Участника Коалиции новых каналов продаж и поставок, пула потенциальных партнёров по технологической цепочке, пула соинвесторов, сопровождение проекта на протяжении первого этапа, либо на протяжении всего срока его реализации, сопровождение пула соинвесторов в рамках Промышленной Коалиции БРИКС.

5.6. Все остальные многочисленные функции проектного процесса и операции по поддержке и сопровождению конкретных проектов, предприятий и их объединений разрабатываются и исполняются по индивидуальным планам. Внутренние документы Коалиции, касающиеся ее работы с предприятиями, являются конфиденциальными, и могут быть раскрыты только по решению Совета Коалиции.


6. Логотип Промышленной Коалиции БРИКС

Справа представлен Логотип Промышленной Коалиции БРИКС, разработанный Любомудровым Д.В. в марте 2021 года (объект интеллектуальной собственности на основании Закона об авторских и смежных правах, права охраняются законом).    


7. Авторские права на Концепцию создания и работы Промышленной Коалиции БРИКС

Все права на описанную в настоящем документе Концепцию создания и работы Промышленной Коалиции БРИКС и сопутствующих им НОУ-ХАУ принадлежат ее автору -  Любомудрову Дмитрию Владимировичу (ИНН: 771408975898), и охраняются Законодательством РФ об авторских и смежных правах. Данная Технология, а также любые связанные с ней документы не могут быть использованы прямо или косвенно без письменного согласия автора. Заявки на использование интеллектуальной собственности Любомудрова Д.В. направляйте автору по следующим реквизитам: тел: +7(495)518-4427; моб.тел: +7(925)518-4427; E-mail: LORBAT@mail.ru, LDV@projectclub.ru, сайт www.projectclub.ru.  Права охраняются законом. «Концепция создания и работы Промышленной Коалиции БРИКС» © официально депонирована в АО "НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ" (АО "НРИС") и зарегистрирована за № 584-505-008 от 04.01.2022 года в качестве произведения - объекта интеллектуальной собственности.


Данный материал, опубликованный выше, содержит только текстовое описание технологии, для изучения полного объема данной работы с иллюстрациями его можно скачать с сайта автора:
https://www.projectclub.ru/BRICS/BRICS-2021.pdf


Рецензии