От ограничений к ограниченности

не-«черепашьими» шагами…

Говорят, если можешь не петь - не пей!.. Если можешь не писать - не писай!.. Хотя, как?.. Вот и я...
После некоторых сомнений, всё же решился в максимально корректной форме описать свои впечатления от посещения Фестиваля дикой природы «Золотая черепаха-2023».
Первая мысль - это не "черепаха", и уж, тем более, не "золотая". Скорее - сомик, аквариумный, а в рамках Москвы и вовсе - бычок-подкаменщик... Потому что - на дне... Можно вспомнить М.Горького, у которого в одноименной пьесе - "У каждого - своя правда". Вот и тут, мнение моё - сугубо личное, субъективное, и ни на что большее не претендующее...
Да, я по ряду причин пропустил много "Черепах"(как и других культурных, и не только, мероприятий), но хорошо помню, что первые конкурсы на рубеже 05-10-х годов были настоящими событиями, каждую выставку ждали и отстаивали километровые очереди (без туалетов, кстати)... И они того стоили: представленные там фото были действительно шедевральны и обсуждались потом едва ли не до следующего года, расходились по интернету, а некоторые популярны и до сих пор (Обезьян-мыслитель, Мишки-сзади-обнимашки, например)…
И это были действительно Конкурсы, с авторитетным жюри и высокой конкуренцией. "Фестиваль" вроде бы подразумевает под термином участие всех желающих, но так ли это?.. По уровню представленных фото - похоже,, что участвовали все, кому не лень. По факту - кто из вас пробовал поучаствовать? – То-то и оно…
Один наш очень заслуженный и уважаемый (даже в ГД) человек недавно назвал нововыдуманный "Гран-при"-23 по фигурному катанию «чемпионатом ЖКХ». Именно это определение приходило в голову в залах «Международного фестиваля». И дело даже не в географии представленных работ – «Международность» здесь определялась главным образом Турцией, Китаем и «бывшими нашими» (всё, как на рынке), среди которых выделялись несколько «итальянцев» и «испанцев» пара-тройка других, не зачисленных во "враги" стран-представителей...
Вся выставка, за исключением 2-3 десятков безусловно интереснейших фотографий, являла собой собрание хороших, милых, красивых - и не более - работ, очень подходящих для холлов библиотек или домов культуры.
Без широкого представления природы Африки, Азии, США, Канады, Южной Америки, Австралии (да, были здесь и оттуда единичные туристические – именно такие - фото) , почти без океанов, почти без севера, и что особенно удивительно, почти без нашей тайги, выставка откровенно уныла. "Плюс" в минус ко всему - отсутствие ведущих мировых организаций "по природе" и "фотопроизводству" и повсеместной "рекламой" Московского департамента...
Интересное макро, красивые моллюски, несколько грустных рыб, пара блеклых сценок охоты хищников ("насилие", "жестокость" и кровь «в мире животных» тоже ведь под цензурой и запретом сегодня (Ивана Грозного с сыном из Третьяковки убрать надо... ) – всё это уместится на пальцах двух ладоней, даже ноги не пригодятся…
Кто-то скажет «на безрыбье и палка – пистолет». Возможно. Но, в рамках повсеместных ограничений последних лет по поводу и "на всякий", разного уровня и причинности, прослеживается устойчивая тенденция к ограниченности. И это применимо не только к даному мероприятию. Конечно, сначала «гуляя подъездами» по Москве с заблокированными социальными картами, и потом - р-раз - кидок в мгновенную отмену всех режимов, но с запретами на дальние путешествия из-за «недружесвенности», трудно получить (в большом количестве) и достойного фото-автора и адекватного зрителя. При этом, уверен, что и этот Фестиваль соберёт традиционный уже восторженный «одобрямс». Хотя бы потому, что других ярких событий даже средне-мирового масштаба как не было в последние годы, так и нет, и не скоро предвидится…
Но (!) у нас же - огромная страна, бескрайние просторы, уникальные природа и её создания… Почему же собранные по всей России фото-работы откровенно не впечатлили? Может, дело в отборе участников? Или в нежелании авторов участвовать в шоу, где результат заранее известен и он не в пользу самобытности и талантов?..
И вот теперь плавно перехожу к главному. «Дикая природа Москвы». Вот, где, на мой взгляд, и кроется причина всеобщего «караула». Участники и «победители «Черепахи» по Москве привлекают на Фестивале особое внимание…бабушек, пришедших бесплатно, оторвавшись в холод от скамеек у подъездов. К слову, «победитель» в нынешней Москве вообще понятие условное, от «лучшего дворника» до «подавляющим-большинством-избранного». Суть вопроса и в критериях отбора и в определении «лучших». Именно в уголках «дикой природы Москвы» особенно думается о том, сколько «родственников и знакомых Кролика» (А.А.Милн) стали «участниками и победителями» Международного фестиваля… Особенно в свете множества прекрасных фотографий, просмотренных за уходящий год на просторах ВК у друзей и подписчиков. И с пониманием, и сожалением того, что им сюда, увы, никогда не попасть….
Есть много вопросов и по поводу художественной «ценности» и по оригинальности сюжетов и по их «пути на стены «Новой Третьяковки». Еще раз повторю, я выражаю свое мнение, рядового посетителя, пришедшего на "Главное фотособытие 2023 года" (в льготный, бесплатный день, иначе всё было бы значительно жёстче). Вы без труда можете увидеть все здешние фото на сайте «Черепахи», я лишь для сравнения прикреплю обзор по запомнившемуся 2011 г. и Победителей 2012 г .– и «думайте сами, решайте сами»…
О вопросе - нужны ли подобные мероприятия в условиях ограниченной ограниченности - да, возможно, и нужны. По крайней мере, до существенных изменений сами знаете - где и в чём. Но, они должны быть исключительно спонсорско-благотворительными, с добровольной оплатой НА ВЫХОДЕ!.. И с достойными гонорами участников из городского бюджета, раз уж они себя подают большими картинками на каждом углу. А «победители» «из своих» и так в накладе не останутся «Значительные убытки» же быстро отобьются «мос-заказами» на перекладку плитки, замену бордюров, отРЫтием новых метро-нор и другим малополезными, но сверхприбыльными работами.
Ещё, касательно «Черепахи-2023». Находка организаторов – кривое зеркало у выхода. Каждый мог, как я, обернуться, вспомнить «комнату смеха» из детства в парке Горького, и подумать, что «всё проходит, и это...

ПС: кто-то из немногих дочитавших скажет «О чём написал? – Ни о чём!.. И на это у меня найдётся ответ. Написал о том, и для того, чтобы читающие озадачились вопросом - а прав он или нет, полезли в «паутину», и сами раскопали для себя информацию, сравнили, подумали (кому есть чем), поанализировали. Чтобы потом, может быть, крикнуть своему не-кривому зеркалу «Да я же могу лучше!» (не задаваясь вопросом «зачем»), взять фот и потопать в соседний парк… Значит, уже - благо для популяризации фотографии, прежде всего - как исключительного вида искусства, вся суть которого - «Запечатлеть мгновение, которое больше не повториться» (К.Лагерфельд)…

И что-то сказать еще хочется, крикнуть!
И что-то писать неустанно в блокноте!..
Но жизнь расставляет все точки над "i" нам,
Порой, не на самой радостной ноте...

И дразнит меня своей чувственной статью,
И гнет и ломает, и крутит в дугу...
И глупо, казалось бы, что-то писать тут...
И не написать - не могу...

А. Малинкин (2011)


Рецензии