Неотвратимость добра, неизбежность зла

В последнее время мы переполнены тревогами и сомнениями. Мы не уверены в завтрашнем дне. Все, что происходит за нашими окнами, настолько абсурдно, что не поддается никакому исчислению. Все, что еще вчера казалось прочным и надежным, превращается в руины и пыль. Работа, доход, семья, дружба, связи, мысли, информация, взгляды, идеи – все зыбко, все ненадежно. Нет возможности анализировать, прогнозировать и строить планы, поэтому и наблюдаем мы такое изобилие аналитиков, прогнозов и планировок будущего.
Нет опоры. Но человек не умеет долго без опоры, без почвы под ногами.  А значит, опереться нужно на непробиваемо-прочную гражданскую позицию. Нужно принять сторону, примкнуть к стае – к этому призывают средства массового вещания как с одной, так и с другой стороны. Если, конечно, в этом конфликте вообще есть стороны, а если есть, то не факт, что их две.
И пока некоторые несчастные все еще мечутся, изводя нервы и разум в поисках истины, другие уже обрели счастье, приняли «причастие буйвола», влезли в удобные симулякры гражданской позиции. Для таких осчастливленных все уже ясно, добро и зло попали в нужные пазы и прочно встали на места. Наши победят, безотносительно к тому, кто они такие - эти «наши». Добро восторжествует, зло будет повержено. Как иначе?
И ведь правы эти счастливые и уверенные – победит добро, не может не победить. Иначе белый породистый писец воцарится над всей человеческой цивилизацией. Зло может одолеть на короткой дистанции, а вот на перспективу, стратегически всегда побеждает добро. То есть воля, разум, жизнь. Вселенская логика исторического развития. Иначе нас с вами просто бы не существовало. Каждый окончивший школу человек может извлечь из памяти не менее десятка ключевых распутий в истории, когда человечество попросту прекратило бы существование свое, если бы свернуло не туда.
Вывозит нас – всегда в нужную сторону. В сторону добра. Но, пока каша варится, разобраться, где добро, а где зло очень трудно. Даже невозможно. Потому что изнутри кастрюли с кашей поваров не разглядеть.
А ведь так хочется узнать – что там дальше, как будет выглядеть готовое блюдо «Будущее». И, поскольку прозреть грядущее человеческому разуму не под силу (в безотносительном смысле, с точностью, на которую способен лишь пресловутый демон Лапласа), мы можем только оглянуться назад и обозреть «готовые блюда» прошлого. И включить закон аналогий. Добро преодолеет все преграды, в этом нет сомнений. Но как же действует механизм этого преодоления?

2.

В качестве иллюстрации приведу отрывок из хорошо всем известного романа:
«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды…»
Не в первый раз опускается тьма. И не так важно, приходит она с моря или из-за океана, на город Ершалаим или на целую страну, не важно, кто во главе – прокуратор, президент или глобальный предиктор, не важно, кого отдадут на заклание – Мессию, агнца, народ, страну. Нет, для нас-то важно, потому как вопрос шкурный, а вот с общеисторической точки зрения – нет. Меняются персоналии, локации, эпохи, неизменно лишь одно – добро всегда побеждает. Сюжет общий, актеры и сцены разные.
Архаичный библейский сюжет. Некая божественная сущность сотворяет мир и населяет его людьми. Люди тут же обворовывают собственного Творца. И правильно – нечего оставлять яблочный сад без охраны. Воры получают заслуженное наказание: секс и смерть. Взаимодополняющие кары. С тех пор мы так и несем свои наказания сквозь века: живем, чтобы трахаться, и трахаемся, чтобы жить.
Люди непутевы, ведь непутевость эта заложена в них самой творящей сущностью, у которой много имен-названий: Первооснова, Атман, Нус, Акме, Бог… Люди грешат, совершают всевозможные пакости, гнусности, мерзости, безумства, подлости, свинства и прочие паскудства – на то они и люди. Люди «копят зло». И когда уровень «зла» становится критическим, когда гаплык подстерегает все человечество, Творец по доброте своей вмешивается и меняет направление исторического развития. Присылает свою аватару, которая воплощает добро и выполняет роль Мессии.
Естественно, зло ополчается против Мессии, а далее все по архетипическому сценарию: осуждение, приговор, жертва, искупление грехов, воскрешение. Зло повержено, человечество следует дальше – в новом направлении, дорогою добра. Но снова «копит зло» до критического уровня в ожидании нового волшебного пенделя от Первотворца.
Во всей этой мифической истории Мессия – антагонист, положительный герой, его мы воспеваем, а прокуратор, синедрион, центурион с копьем по прозвищу Длинный – это все протагонисты, герои отрицательные, их мы безоговорочно осуждаем. Кроме центуриона – он как раз причислен к лику святых именно за то, что ткнул копьем в бок Мессии, выступив таким образом в качестве символа освобождения жертвы от страданий (хотя жертва к моменту удара была уже мертва). Вот только добро без жертвы победить не может. Жертва – обязательный атрибут в стратегии победы добра. А чтобы принести Мессию в жертву, его нужно осудить, приговорить, а потом еще и казнить. То есть протагонисты (зло) просто играли роли, что были отведены им Первотворцом по сценарию.
Конечно, мы не воспринимаем содержание мифа буквально. Потому что понимаем, что все герои, локации, действия в нем – это символы, образы, призванные воздействовать на наше мышление, дабы проиллюстрировать в иносказательной форме, как именно относительное добро одерживает победу над относительным злом. Почему добро и зло относительны? Ну, не будем же мы, в самом деле, винить актера в злодеяниях, что совершил сыгранный им персонаж.
Нам выпало жить в период «накрывающей тьмы». Есть у нас свой синедрион, свой Понтий Пилат, свой сотник Лонгин. Как и положено по сценарию, синедрион снова и снова науськивает прокуратора, и тот снова посылает жертву на смерть, а святой Лонгин снова наносит удар копьем, избавляя жертву от страданий. Круг замыкается, пьеса близится к завершению своему, а добро неукротимо стремиться к неизбежной победе.
Добро победит, поток истории вновь сменит направление, человечество в который раз избежит неминуемой гибели. В этом противостоянии нет сторон, нет противников, а есть только действие, предписанное логикой истории, и предписаниям этим волей-неволей будут следовать персоны, страны, народы. То, что происходит, не могло не произойти. И не может не завершиться – конечно же, победой добра. Потому что воля, разум, жизнь всегда побеждают. Только так. Без вариантов.


Рецензии
Победа добра неизбежна. Зло самоуничтожится в последней войне эгоизмов. А сейчас переход на новую ступень эволюции Человек Душевный от тупиковой ветви эволюции Разумное Животное. Переход в Светлое Будущее. Видимо уже начинается переходный кризис.

Владимир Локтев   10.12.2023 13:42     Заявить о нарушении
Мир настолько велик, что в нем всегда найдется место всем - и душевным, и разумным и не очень.) И конфликт не последний, и период всегда будет переходный. И добро со злом бесконечно будут меняться местами, потому что свергнутые боги тут же становятся демонами, а победившие демоны тут же становятся богами. А крайней степенью эгоизма, как всем известно, является альтруизм)). Нет ничего конечного и ничего постоянного). Так что наше Будущее всегда Светлое, что бы ни происходило и что бы ни предстояло).

Дориан Грей   10.12.2023 20:23   Заявить о нарушении