Фин. mahdollinen в чеченском и монг. яз

Фин. mahdollinen в чеченском и монг. яз.

Фин. mahdollinen "возможный", mahdolistaa "сделать возможным", "давать возможность", mahdolisuus "возможность".

Чеч. МАГО "одобрить, разрешить", МАГОР "одобрение, разрешение", МАГА "мочь", "быть здоровым", "подойти", "оказаться приемлимым, годным", МЕГАРГ "могущий, подходящий, годный", МЕГАР ДУ "можно".

Халха-монг. МАГАД "возможно, может быть", "определённый, достоверный", "наверняка, точно",МАГАДЛАЛ "вероятность, правдоподоие", "уточнение, детализация", МАГАДЛАГЧ "эксперт", МАГАДЛАХ "уточнять, конкретизировать", "проверять, удостоверять".

В данном случае, в нахско-дагестанских языках нет более точного попадания в цель, которое демонстрирует чеч. лексема. Есть лишь что-то близкое типа ав. МАХЩЕЛ "умение, способность, наличие небходимых навыков, "продвинутость" в какой-либо области"

ВНЕШНИЕ СВЯЗИ:

Нем. MOEGEN "мочь, предпочитать", ICH MAG "я предпочитаю, желаю".
? готское,бургундское MAGIN "сила, мощь" и т.п., нем. MACHT "сила, власть".

У Старостина С.А. присутствует какое-то тридесятое значение в виде урартского MAGANA "подарок", которое он и сопоставляет с чеч. МАГО,МАГА. Всё остальное он то-ли реально не распознаёт, то-ли изображает, что не видет.

При наличии тех или иных сходств мы почти всегда подмечаем их наличие в монг. языках. Как правило, они более качественны и ближе отстоят к нахско-дагестанским языкам чем индоевропейские и финно-угорские. Отчасти этот факт может быть объяснён тем, что они древнее, но целые пласты общей лексики с нахско-дагестанскими языками с помощью одной лишь более высокой сохранности не объяснить.

В тюркских языках рассматриваемой в данной статье основы нет. Тюркские языки, возможно, отстояли к востоку,или даже юго-востоку от монгольских, на юго-западе же распологались языки на которых ныне говорят нахско-дагестанские народы. Где-то вблизи от монгольских и пра-нахско-дагестанских распологались енисейские, а западное направление от монгольских языков - индоевропейцы. Нахско-дагестанские языки производят впечатление какого-то сектора, группы внутри парамонгольских языков, т.е., не связанных прямым родством происхождения от средневекового монгольского письменности. Весьма похоже, что в этой нише находились загадочные киммерийцы.

В любом случае, в какой-то важный исторический период носителей тюркских языков перекрывал на западном направлении другой этно-языковый массив. Общая характеристика этих и им подобных сортветствий - запад от говоривших на монгольских языках. Монгольский массив перекрывал контакты и связанные с ними языковые сближения носителям тюркских языков.

Совершенно маловероятно, чтобы хунну (азиатские гунны) могли быть тюрками. Впрочем, навязчивая "тюркоизация" хуннов - из репертуара советской историографии, которая с одной стороны "тащила" всё у западных исследователей, а с другой приплетала к ним собственные дрмыслы в рамках евразийской доктрины, некоего "особого" собственного пути России, суть которого - отсутствие демократии и принцип "царь и чернь". Но родо-племенной строй монголов вообще не из этой "оперы". Они не случайно, освободившись от опеки советской России, довольно быстро вписались в число стран, где нет никаких проблем с демократией. Проблемы подобного типа вовсе не у монголов, а у тюрков и вост. славян.

Родо-племенной строй монголов близок и понятен вайнахам и дагестанцам, потому что это их родная стихия, а Россия и тюрки, начиная с Азербайджана и вплоть до границ Монголии преимущественно Золотая Орда, а не собственно Монголия. Её порождение, но не она сама.

Вместе с тем следует признать довольно бережное отношение как царской, так и советской России по отношению к Монголии. Россия всегда была заинтересована в  независимости Монголии от её великого южного соседа. Монголия была на грани потери национальной независимости, но решительные действия остзейского немца Унгерна фон Штернберг, отбросили Китай от границ Монголии. Столь же твёрдую про-монгольскую позицию занимал и Сталин на переговорах с китайскими делегациями. 


Рецензии