Под размеренный шорох метлы-11
…— Давненько не брал я в руки шашек! — говорил Чичиков, подвигая шашку.
Давненько не писал я ничего в этих заметках. Метлой шуршу, считай, каждый день, но молчаливым было это шуршание. А сегодня захотелось – нет, просто легло на сердце высказаться об этом вот: об эмигрантах и эмиграции.
Как когда-то в прежние времена начинали свои клеймящие выступления с трибун Союза Советских писателей некоторые активисты : « Я роман Пастернака не читал, но считаю свои долгом высказаться о нем…». Утрированно, конечно,но в моем случае звучать начало фразы будет так: в эмиграции я никогда не был и, надеюсь, не придется. Но поразмышлять об этом хочу. Могу ли я, не бывавший, не ощутивший эмиграцию на собственной шкуре, понимать суть этого действия? Всю его глубину? Весь трагизм? Сердечную боль от разлуки с родиной не по своей воле? Горе этого события? И т.д. и т.п. Но… Читая фамилии своих – наших с вами- соплеменников и современников, покинувших Россию в последнее время, меня не покидает чувство несерьезности этого события в их конкретной жизни. И совсем не ассоциируется их отъезд на другие берега как акт горького прощания с родной землей, родительским родовым домом, с дорогими с детства людьми, окружавшими их, с бабушкиными сказками и вырезанными ловкими и умелыми руками дедушки фигурками из дерева.
А тянут их многочисленные отъезды максимум на бегство с наворованными чемоданами добра. Словно они буквально вот только что «ломанули» квартиру богатого антиквара или золотопромышленника, услышали от подельника команду «шухер!» и понеслись улепетывать - кто вниз по лестницам, кто из окна выпрыгнуть решился, кто – на крышу, а оттуда уже на веревке в другой двор, и по улицам да переулкам, сопя, хрипя, обливаясь потом, роняя прихваченные серебряные ложки, шубы и фильдеперсовые чулки, туда, к шлагбауму, к безнаказанности, т.е. к свободе, где их как бы и ждут, и примут в свои демократические объятия, и не спросят, откуда взялись в их чемоданах и шубы,и чулки, и «рыжье», и многое другое, чему принимающая сторона весьма обрадуется. Главное ведь не то, что в чемоданах и не то, как оно туда попало, главнее то, что оно все теперь на той стороне границы… А сбежавшие к ним люди вовсе не банальные воры, уголовники и мошенники, а жертвы режима, причем почему-то все, как один, политические….
Во все времена из России уезжали за границу люди.Разные. С уже сложившимися взглядами и состоявшимися карьерами. Ищущие возможности для развития своих способностей и талантов, которым на их родине был перекрыт кислород. Не согласные с существующим в стране строем. Непризнанные гении и слепые фанатики. Более 5(!!!) миллионов человек покинули нашу страну за 2000-2023 годы.
Вспоминаются знакомые еще со школьной поры фамилии: Герцен, Мечников, Ковалевская, Шаляпин, Бердяев, Рахманинов, Бунин, Горький, Довлатов, Бродский. Список этот можно продолжить. Из этих десяти человек три – лауреаты Нобелевки. Бердяев семь раз номинировался на нее… Они вынуждены были покинуть Россию по разным соображениям. Жила ли в сердцах любовь к ней, не эмигрировала ли и она куда-то, к другим берегам? Ответ, я думаю, для многих очевиден. Чего достигли эти люди, какой след в мировой истории оставили?
Герцен открыл первую бесцензурную типографию; Мечников занимался иммунологией - в России он не мог этого делать. В 1908 ему была присуждена Нобелевская премия в области медицины за его исследования. Он ( надеюсь - пока!) последний российский врач, удостоившийся премии по этой тематике. Ковалевская уехала за границу учиться в университете – в России того времени женщина не могла получить высшее образование. Она очень хотела вернуться домой, чтобы преподавать математику студентам… Рахманинов, Бердяев, Бунин не принимали новую власть, видя в ней разрушение для России, но это не помешало Рахманинову после нападения Гитлера на СССР поехать в турне по Америке и гонорары за свои выступления отдать в Советское посольство в США – на борьбу с фашизмом. Вызывают ли у вас уважение приведенные мной факты? А эти фамилии? А люди, их носящие? Согласитесь – они кое-что смогли сделать для своей родины, пусть и оставленной ими, она не была им чужой. И мы помним о том, кто они такие. И весь мир помнит, что они – русские.
И даже если вспомнить про самого, наверное, знаменитого на весь мир нашего эмигранта - Владимира Ильича Ульянова-Ленина,пожившего и в Лондоне, но особенно полюбившего тихую размеренную жизнь в Швейцарии, то вот он точно был "политическим" и вынашивал идею именно политическую: и бежал он от царского строя, и боролся против этого режима, и поверг все-таки его, подняв на дыбы и огромную страну, и весь мир. И идея его не заключалась в личном обогащении и безнаказанности, и не прикрывал он "политической простынкой" откровенно жлобское желание украсть и не понести за это никакой ответственности. Можно по-разному относится к тому,что сотворил со страной Ленин, можно спорить о том, откинул он Россию назад или направил ее на новый путь развития, но руководила его действиями революционная идея, а вовсе не то, чем руководствуются современные "беглецы" от режима.
А какие чувства у вас вызывают эти фамилии: Березовский, Ходорковский, Авен, Фридман, Каспаров, Чичваркин и далее и далее… А проворовавшиеся чиновники всех мастей? Губернаторы и генералы с полковниками с найденными у них десятками килограммов валюты, ювелирных изделий, коллекций часов и золотых ручек? Они тоже – эмигранты. Все, как один, гонимые действующей властью за свои взгляды политики, стойкие борцы с режимом, рыцари без страха и упрека. Они, не покладая своих трудолюбивых рук, сражаются с проклятым режимом за наши – мои и ваши – права и свободы. Они все знают, как для нас лучше. Но самое главное – они знают, как и где лучше им. Что связывает этих и похожих на них людей - бывших Российских граждан – с эмигрантами 1-2-3 волны? На мой субъективный взгляд – только это слово – «эмигранты». И все. В остальном – нет между ними ничего общего. Те эмигранты имели достоинство. А эти только знают, что есть такое слово. Посмотрите на них: ну какие из них «политические беженцы» и «борцы с режимом?» «Домушники» с чемоданами награбленного в родной стране добра. Боящиеся, как черт ладана, УК. Пытающиеся это добро легализовать и спасти. И почему-то еще и требующие к себе уважения. За что уважать-то? За то, что грабили пенсионные накопления бабушек и дедушек? Больных ребятишек? Работали «пиявками» возле бюджетов? Считали, что во всем белом свете есть только они? Изображавшие "бунтарей" артисты, не только «прогнувшиеся под изменчивый мир», а вставшие перед ним в недвусмысленную позу? Кем останутся они в памяти поколений? Будет ли кто-то с гордостью называть их имена? Будет ли кто-то почитать за честь знакомство с ними? Вы бы этим гордились?
Что полезного и доброго сделали или продолжают делать для оставленной ими страны и для людей, живущих там, в "застенках",эти и им подобные персонажи? Как говаривал Аркадий Велюров : - Нет, я жду, ты назови!!!
Чем они, думая о родине и тоскуя о ней вдалеке, жертвуют или готовы пожертвовать для нее, ради нее? Какой частью «заработанного» непосильным трудом состояния? Или, м.б., даже частью своего любящего и отзывчивого сердца? Да вот фиг вам, т.е. нам, да еще и с маслом.
И вот, размышляя о разных волнах эмиграции, прихожу я к следующему выводу: не чета нынешняя, пятая волна, предыдущим: проигрывает четвертой, значительно проигрывает третьей, за явным преимуществом проигрывает второй и рядом не стояла с первой. Всех их она превосходит только в жажде своего материального обогащения , а в остальном… Уж больно разной высоты эти волны, и масштаб личностей этих людей несопоставим. Где, к примеру, Рахманинов, и где Фридман? Первый покинул этот мир восемьдесят лет назад, а память о нем жива до сих пор, а через сколько лет порастет травой забвения фамилия второго? И чем он, второй, сможет запомниться? Тем, как что-то у кого-то «отжал»? Или как удачно «освоил» бюджетные средства? Угнетает то, что эти действия по натаскиванию в свои мышиные норки провизии для безбедной жизни, т.е. денег, «бабла», «филок», «капусты», «гринов» называется у них не воровством, а зарабатыванием. Как низко пало русское дворянство… А то, что подобных людей становится, к сожалению, больше – так это свойство любой пены прилипать к чистой волне и паразитировать на ней.
И почти напоследок слова, сказанные великим русским философом Иваном Ильиным о таких: «Люди без Родины становятся исторической пылью, блёклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь».
Такие вот мысли навеяла мне декабрьская вьюжка. На первый взгляд – вроде бы грустноватые и пессимистические, а на все последующие – ясные и понятные.Потому как есть у нас наша страна, а у нее есть мы. И все между нами связано и перевязано, и никуда нам друг от друга не деться. Если есть из читающих эти строки кто-то, имеющий иную точку зрения и желающий ее высказать – заходите, подискутируем. Только без фанатизма.
И, как всегда в концовке – всего вам доброго. Обязательно увидимся.
11.12.23. 05.50
Свидетельство о публикации №223121100101