Вселенная. Она живая и дышит. ч. 1

(размышления о Вселенной)

           - Вселенной от 8 до 12 миллиардов лет" – с видом знатоков в последней инстанции вещают одни.
           - Ну что вы, некоторые старейшие звёзды насчитывают 14 миллиардов лет – не соглашаются с первыми другие.
           - Нет-нет! Вы не можете быть старше вашей мамочки! – торжествующе подаёт свой голос Кристофер Импей из Аризонского университета.

           Что ж, теория Большого взрыва продолжает жить и здравствовать. Правда, данная теория опровергалась сущей безделицей, не достойной широкого внимания. Теория Большого взрыва опровергалась данными галактики М100. Но более ничего стоящего и не предлагалось.

           Возраст Вселенной конечно же до сих пор оспаривается. Предлагают даже скостить  примерно пятую часть  от озвученного времени. Моё сознание не владеет такими масштабными числами. Для меня и то, что перевалило за сотню лет, кажется много. Так, по мне, что 12, что 14 миллиардов (!), существенной разницы не вижу. Но всё же, не буду ханжой, поразмышляю над тем, на что учёные-исследователи вселенского пространства потратили не миллиарды лет, но свои столь драгоценные годы.

           Смешно и неверно было бы строить теории Большого взрыва на домыслах. Одно-два мнения тоже могут быть, но опираться на столь незначительный фундамент, апеллируя столь масштабными цифрами времён, тоже, считаю, не есть правильно.

           Множество научных теорий не равнозначны, но если между ними не находится существенных противоречий, если имеется в наличии множество таких, пусть неравнозначных, но не противоречащих теорий, то их множество разумеется может быть ценно для исследований и, главное, извлечения выводов.

           Науке, изучающей Космос, также не чуждо имя Энштейна, ибо именно он заложил её теоретические основы. Современную, экспериментальную космологию развивал Эдвин Хаббл, один из достаточно именитых астрономов 20 века.
           Эдвин Хаббл, взрастивший себя на классической литературе, в частности, на научной фантастике, с детства был очарован звёздами, путешествиями. Заземлённая меркантильная жизнь не интересовала Эдвина. Не увлёк его и Оксфорд с перспективой стать блестящим юристом. Он не захотел стать и чемпионом мира по боксу, хотя все задатки к этому у него имелись. Мечты, заложенные с детства, оказались сильней. Однако карьеру звёздного исследователя он начал поздно, когда наконец решился круто изменить свою жизнь.

           В начале 20 века людям ещё казалось, что Вселенная – это галактика Млечный путь. Галактика – (греч). молоко. Да, она и была похожа на молоко, выглядела как полоска туманного света в ночном небе.

           В 20 году 20 века общество астрономов всколыхнул спор между Харлоу Шепли из Гарварда и  Гебером Кертисом из обсерватории Ликии. Столкнулись два астронома на теме размера Вселенной. Шепли утверждал, что вся Вселенная и есть Млечный путь. Кертис с ним был категорически не согласен, утверждая, что за пределами Млечного Пути имеются спиральные туманности – образования вращающейся туманной материи, красивые, но очень странные.
           Кто из них прав? Однако, ещё в 18 веке в трудах Иммануила Канта обнаруживалось его предположение о том, что подобные туманности являются островными вселенными.

           Хаббл не мог пропустить столь важного для астрономов спора. Данный спор вызвал у него живой интерес. Но масштабной проблемой астрономов и до нашего времени является определение  расстояния до звёзд. Очень яркая звезда может оказаться очень далёкой, и наоборот, какая-нибудь тусклая звёздочка может быть рядом. И эта тема послужила источником множества споров между учёными и исследователями.

           При анализе фотографии спиральной туманности Андромеды, Хаббл обнаружил в её пределах разновидность переменной звезды, цефеиду. Известно, что цефеиды постоянно разгораются и меркнут через определённые промежутки времени. Время одного полного цикла зависело от яркости звезды. Цикл пульсации тем дольше, чем ярче звезда. Хаббл решил, что определить яркость звезды и вычислить расстояние до неё можно измерив продолжительность самого цикла.
          По подсчётам Хаббла период изменения блеска звезды составил 31, 4 дня. А это соответствовало расстоянию примерно в миллион световых лет, что давало повод полагать, что звезда находилась далеко за пределами галактики Млечного Пути

           Хаббл провёл эксперименты и с другими  спиральными туманностями и также обнаружил, что и они находятся далеко за пределами Млечного Пути.  Он пришёл к выводу, что спиральные туманности – полноправные островные вселенные.  Млечный Путь -  одна из галактик. Если светящийся диск Млечного Пути в поперечнике насчитывает 100 тысяч световых лет,  то оказалось, что Вселенная состоит не только из Млечного Пути, а содержит в себе миллионы или даже миллиарды других галактик. И Вселенную стали измерять миллионами, а может и миллиардами световых лет.

           Хабблу было мало определить расстояние до галактик. Ему хотелось вычислить скорость их движения. Скорость отдалённых объектов проще вычислить путём анализа изменений испускаемых ими звука и света, то есть методом Доплера.

           Астроном Весто Слайфер обнаружил, что  галактики с огромной скоростью отдаляются от Земли. То есть, Вселенная на самом деле не статична, как считали Ньютон и Энштейн, а динамична.


Рецензии