Вера Вестникова о современном литературном процесс

                Вера Вестникова о современном литературном процессе в России

На портале «проза.ру» мне посчастливилось найти две очень интересные критические статьи о современном литературном процессе в России. Их автор Вера Вестникова. Одна из этих полемических статей называется «Мелкотемье», а другая «Почему нелитература вытесняет Литературу?» Это лучшее, что я читал по этой теме за последние годы. Поэтому в настоящей статье я попытался остановиться на тех моментах, которые произвели на меня особенное впечатление, а так же поделиться своими соображениями по этому интересному для меня вопросу.

В первой статье автор объясняет, почему в последние десятилетия в журналах печатается такое количество некачественной литературы:

«Ведь редакторы литературных журналов все как один по совместительству писатели и печатать на подведомственных им площадках тех, кто хоть мало-мальски может составить конкуренцию, им просто невыгодно».

Приводимая в статье цитата из Юрия Полякова окончательно рассеивает последние иллюзии: «Знаете, с чем, за редким исключением, во многом связан кризис нынешних журналов? С тем, что при советской власти журналами руководили крупные писатели. И даже очень крупные: Твардовский, Наровчатов, Катаев, Полевой… Сейчас же даже такими серьёзными журналами, как «Новый мир» или «Знамя», руководят люди малоизвестные и непонятно что сделавшие в литературе».

Это привело к тому, что в журналах перестали печатать талантливые произведения. Темы тоже не отличаются глубиной и даже элементарной гуманностью, не говоря уже о человечности, свойственной русской классике. Автор статьи вспоминает очень важную мысль Обломова, которую он высказывает в своём споре с писателем Пенкиным: «Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же не забудь. Где же человечность-то? Вы одной головой хотите писать! … Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, — тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову… Изображают они вора, падшую женщину, … а человека-то забывают или не умеют изобразить».

Этой самой человечноти в современной прозе явно не хватает, да и не до неё совсем при такой-то конкуренции.

Главная идея другой статьи, в названии которой поставлен животрепещущий вопрос «Почему нелитература вытесняет Литературу?», очень точно сформулирована в словах Евгения Евтушенко, цитируемых в статье:

«Самые наибестселлерные сейчас книги к литературе отношения не имеют.
Самые популярные сейчас песни не имеют отношения ни к поэзии, ни к музыке.
Самые покупаемые сейчас художники — самые пошлые».

К этому разряду произведений автор статьи очень аргументированно, приводя убедительные примеры, относит книги таких авторов как Донцова, Устинова, Вильмонт, Метлицкая, Полякова и Шилова. Конечно, этот список писателей можно было бы продолжить и внести в него других авторов, однако всего не прочитаешь.

Автор статьи задаётся вопросом, что обусловило такое широкомасштабное распространение низкопробной литературы, занявшей полки книжных магазинов и библиотек. Личный опыт автора, а так же размышления по этому поводу писателей и читателей приводит Вестникову к следующим ответам.

     1. Отчасти закон рынка

«Конечно, они продвигаются по законам рынка, главный из которых гласит: спрос определяет предложение. То есть подобные произведения востребованы читателями, поэтому их издают и переиздают. Авторам повезло: они угадали запросы множества людей (или сумели угодить?)»

(То есть угодили плохому вкусу, а если по правде низменным потребностям малообразованных масс. То есть не подняли читателя до своего культурного уровня, а опустились до его.)

     2. Отчасти демократия

Этот ответ Вестникова находит у Фазиля Искандера: «Многое даёт демократия человеку, но она, к сожалению, не даёт человеку ума. Демократия даёт человеку возможность расти в любую сторону, но свободный человек предпочитает расти в сторону глупости, потому что так ему легче жить» (Фазиль Искандер). Не правда ли интересную закономерность открыл Фазиль Искандер!

Однако только ли закон рынка и «демократия» виноваты в таком глобальном распространении низкопробной литературы, музыки и живописи? И тут автор находит более глубокую причину этого «культурного» процесса.

     3. Заинтересованность определённых кругов общества в низкопробном вкусе масс и в их низменных потребностях.

Автор статьи постепенно подводит читателя к этой мысли. Вначале он задаётся вопросом:

«А сам ли по себе формируется читательский спрос? Конечно, его во многом формирует реклама, раскрутка. Автор становится медийной личностью, воспринимается публикой как успешный человек. А как не почитать книгу успешного человека, не поискать в ней рецептов преуспевания?» Получается, спрос создают те, кто рекламируют эти «шедевральные» (от слова «вральные») произведения.

Отсюда нетрудно догадаться, что у этого плохого вкуса и низменных потребностей есть свои «инженеры», по аналогии с «инженерами человеческих душ» Горького. Они продвигают именно такую литературу, поскольку именно плохой вкус и низменные потребности масс кому-то выгодны. В чём их выгода? Ответ на этот вопрос автор статьи находит у Евгения Евтушенко:

«Плохой вкус — это рычаг политики. Манипулировать людьми с плохим вкусом легче. Старый приём — и в искусстве, и в политике — формировать плохой вкус, а потом ссылаться на него, как на «мнение большинства». Классический пример из прошлого — шельмование при помощи «писем трудящихся» Шостаковича, Пастернака, Ахматовой, Зощенко».

Вот уж воистину «Поэт в России - больше, чем поэт»!

Что делается ради этого?

«...Делается всё, чтобы великая русская литература осталась в прошлом, сама почва для её развития — вдумчивый читатель — старательно вытравливается. И продавливание брендов в качестве образцов современной русской словесности — далеко не единственный шаг» (Мнение одного из читателей, цитируемых в статье).

«Просто массово «опускают планку». Я всегда удивлялась, как пишутся подобные «творения» - «совершенно жизненные». Просто сказки для тех, «кто не хочет заморачиваться». Только не слишком ли мы погрязли в «сказочках»? Получается какое-то «зомбирование нереальностью». (Мнение одного из читателей, цитируемых в статье Вестниковой).

Эту «инженерию» массового сознания они скрывают за безобидными объяснениями, ориентированными на неискушённых людей:

«Люди устают от многочисленных жизненных проблем, поэтому не хотят читать серьёзные книги, а предпочитают развлекательные». «Толстой и Достоевский не для всех» и так далее.

Всё , что сказано Вестниковой о литературе, на мой взгляд, касается также песен, кинофильмов, многочисленных телесериалов, телешоу и передач не только в России, но и в многих других странах мира. То есть проблема эта носит не узко российский, а всемирный характер. Массовая культура по причине, названной Евтушенко, как гигантский каток закатывает старую и новую классику в асфальт новой "культуры", которая легко обходится

         «Без божества, без вдохновенья,
         Без слез, без жизни, без любви»
                (А.С. Пушкин)

А зачастую и без элементарной человечности.

Найти настоящие шедевры в библиотеках и в интернете становится всё труднее. Прежде чем до них докопаешься, перевернёшь столько мусора, столько бездарного хлама, что устанешь, присядешь и задумаешься как "Мыслитель" Родена, изображённый на вратах ада*.
--------------
* Огюст Роден создал "Врата ада", которые были отлиты в 1917 году. Его "Мыслитель", изображённый на этих вратах, это образ Данте.


Рецензии
Статью этого автора о литературе и нелитературе читал давно на бумаге, кажется, в ЛР (ныне газета благополучно почила, только сайт остался в Интернете). Такая статья должна была, казалось бы, всколыхнуть общественное мнение. Но ведь не всколыхнула. Да и не поняли её, судя по отзывам на сайте ЛР. А жаль: положение в современной литературе я бы назвал катастрофическим.

Успехов Вам!

Сергей Путилин   11.12.2023 20:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, за отзыв и понимание.
С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   11.12.2023 21:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.