Дихотомия природа-культура и рабство

Грубо говоря, это по сути вопрос о том, чем человек отличается от животного. Точнее, чем он должен отличаться от животного, чтобы быть человеком.

Я писал ранее, что базовое отличие людей от животных - это речь и письменность. Но это не совсем так. Думаю, чтобы быть человеком не достаточно уметь говорить, читать и писать. Со всеми этими способностями представитель хома сапиенс может запросто продолжать быть животным.

Поэтому я хочу выделить ещё один фактор отличия людей от животных. Одно из важных свойств животного в отличии от человека - животное не способно сотрудничать без попытки доминировать, оно всегда борется за власть (территорию, ресурсы, питание, размножение). Всё, на что способно животное в плане сотрудничества - это либо доминирование над более слабым, либо подчинение более сильному.

Поэтому, когда животное встречает другое существо и по какой-то причине считает второго нужным, оно в первую очередь пытается его подавить, сделать беспомощным, чтобы потом выходить или как-то иначе убедить в своей необходимости, делая второго преданным. Либо само показывает себя беспомощным, вынуждая себя обслуживать.

Я исхожу из того, что именно по этой причине животные остаются животными. Это и есть самая распространённая форма "любви и сотрудничества" у животных.

Самая распространённая форма любви и сотрудничества среди людей в государстве выражается в его экономической формации. Феодалы и крестьяне, капиталисты-собственники и бедные рабочие. Экономическая формация общества отражает доминирующую форму сотрудничества между отдельными людьми этого общества.

Становление некоторых формаций как раз подразумевает предварительное делание большинства участников хозяйственного процесса беспомощными в отношении к управляющему меньшинству. Иначе, видимо, не получается на данном этапе развития, уровень договороспособности в среднем по человечеству достаточен только для данной формы хозяйствования.

Тут надо иметь ввиду один нюанс. Если более развитое существо, например, человек, имеет дело с менее развитым, например, коровой, то решать вопросы по форме сотрудничества, естественно будет более развитое. Но как сотрудничать с животным, которое настолько отстаёт от человека?

Один  из способов такого сотрудничества - это рабство второго. То есть животное должно выполнять то, что указывает ему более развитое существо. То есть для начала менее развитое существо должно научиться хотя бы выполнять задачи, указания поставленные более развитым. Эти задачи должны дисциплинировать и развивать животное.

Иначе сотрудничество не получится. Ведь у животного преобладают инстинкты, направленные на удовлетворение базовых потребностей, большая часть активности автоматизирована, а исследовательская активность далеко отстаёт от уровня развитого человека.

Но рабство в данном контексте не должно быть движимо угадыванием животных деструктивных желаний хозяина, а должно быть выполнением задач, поставленных подлинно человеком. А это значит, что задачи должны быть поставлены вербально, либо показаны наглядно.

Рабство, построенное лишь на угадывании, заискивании, подавлении, доминировании и подчинении и ведомое лишь базовыми потребностями, преобладание которых противостоит развитию, - не более чем стайная организация, подобно организации стаи шимпанзе или диких собак.


Рецензии