СлавПорт

  "В 2007 г.в интернете и по телевидению пронеслась новость о загадочных каменных скульптурах,обнаруженных на побережье Бруклина.Местные историки считают,что мега-литы могли быть созданы коренными жителями Америки- индейцами.Но это утверждение неоднократно подвергалось критике.Интересно другое,на камнях нанесены руны,раз-личные символы,знаки,которые относятся совсем не к индейской культуре.Изучать фигуры, вытесанные в скалах,брались многочисленные исследователи из разных стран. Большинство из них считает,что изваяния древние.Более того,чилийский специалист по древности Эстебан Гарсия выдвинул гипотезу,что артефакты создавались мастерами ,прибывшими тысячи лет назад на эти территории.Причём,он отмёл вероятность того, что это были китайцы,египтяне,финикийцы и ряд других известных наиболее древних цивилиза-ций.Только в 2010 году российские исследователи оказались на побережье Бруклина, где было совершено открытие. С первого же взгляда стало понятно, что речь идёт о солярных знаках и символизме, которые на территории нашей страны можно обнаружить на Кольском полуострове,Урале,в Башкирии,Хакасии и Европейской части России.Что касается изваяний,то они также поразительно схожи с древними славянскими природоведическими идолами.Несмотря на характерное сходство,мировое сообщество не спешило с выводами.А делегация из историков США и Израиля вовсе заявила на международной конференции,что это остатки неизвестной индейской циви-лизации.На отстаивание славянского происхождения реликвий решился ныне покойный исследователь Валерий Чудинов.Он показал многочисленные фотоснимки схожих идолов и символов с территории России.А что касается бруклинских артефактов,то на них найдены десятки и сотни слов,изложенных русским руническим письмом: «Яр»,«Храм», «Мара»,«Коло»,«Свята»,«Русь»,«Мир»,«Род» и множество других.Можно по-разному от-носиться к деятельности Валерия Чудинова.Лично я уверен,что даже,если в чём-то он и перегибал палку,то наши предки за тысячи лет до прихода Кирилла и Мефодия обла-дали письменностью и языком.А учитывая подвиг Руси в борьбе с Византией,флот у русских был очень даже внушительный.Так что,у меня сомнений нет– находки на побе-режье Бруклина– славянский след.Или русский,кому как нравится.Славяне,русы, арии – все они один народ,вышедший из одной колыбели– Гипербореи.Кстати,американские власти отказались признавать культурно-историческую ценность артефактов.Более того,они сами заявили,что это был целый комплекс,но его решили разрушить и испо-льзовать мегалиты в качестве волнорезов.Практически все исследователи из России, побывавшие там,считают,что речь может идти о древнем портовом городище.Ведь для того,чтобы из камней создать десятки идолов,а также мегалитические сооружения (современные руины),необходимы годы.Значит носители данной культуры там жили.Но современные историки не заинтересованы в том,чтобы попытаться вывезти ценные артефакты на родину.А независимые исследователи не располагают такой возможностью .В итоге древний интригующий памятник наших предков варварски разрушен,и его руи-ны обречены на дальнейшее уничтожение."(ст."Древний славянский порт обнаружен на территории США? Власти Америки решили его разрушить",Биосфератум,2023)
  "По данным исследователей за всё время существования Земли на ней было зафикси-ровано пять массовых вымираний,когда кардинальным образом менялись её биологичес-кая и экологическая системы.Согласно докладу международной группы учёных сейчас настал период,когда нашей планете реально угрожает шестое массовое вымирание,кот-орое современному человеку остановить не под силу.Массовые вымирания.Под массовым вымиранием палеонтологи имеют в виду полное исчезновение всех представителей опр-еделённой биологической популяции за короткий по геологическим меркам временной промежуток.До сих пор наиболее серьёзные массовые вымирания в летописи Земли слу-чались ещё в дочеловеческую эпоху и их причины крылись в разного рода природных катаклизмах.Первая колоссальная гибель живых существ одного типа случилась 443 миллиона лет назад в конце ордовикского периода. Тогда из-за сильного глобального похолодания, приведшего к понижению уровня мирового океана на 100 метров, исчезло около 60-70% морских обитателей.Вторая схожая катастрофа произошла в поздний дев-он приблизительно 360 млн.лет назад и уничтожила 70% жизни в мелководных морях. Мощнейшее извержение сибирских вулканов,случившееся около 250 млн.лет назад во времена периода Пермь-триас,привело к жесточайшему потеплению климата и как след-ствие к гибели более 95% видов,в том числе гигантских насекомых и трилобитов.Спу-стя пятьдесят миллионов лет с наступлением эпохи триас-юра с лица Земли из-за активности вулканов были стёрты следы ещё трех четвертей видов живых существ.
Пятое массовое вымирание произошло 65 миллионов лет назад в меловой-третичный период,когда после падения на территорию современной Мексики грандиозного метео-рита и извержения вулканов в юго-восточной Азии прекратили своё существование ди-нозавры.Это обстоятельство позволило млекопитающим расширить свой ареал и способ-ствовало зарождению человеческой цивилизации.Шестое вымирание Иначе именуемый голоценовым вымиранием этот пагубный процесс по прогнозам специалистов способен уничтожить 25 % всех видов млекопитающих и 25 % всех видов птиц, 10 % видов насекомых, 40% видов амфибий, около 30 % видов рыб. Кроме того Дамоклов меч висит над 14 % известных видов растений и 33% рифовых кораллов.Темпы голоценового вымирания опережают естественные фоновые показатели в 100—1000 раз, а это означает, что оно более стремительное и серьёзное, нежели все те пять, что миллионы лет назад уже потрясли и видоизменили нашу планету. По сведениям Международного союза охраны природы за последние сто лет количество вымирающих видов увеличилось почти в сто раз. К примеру, если в XVII веке было зафиксировано исчезновение 9 видов птиц и 3 подвидов млекопитающих, то в ХХ веке эти цифры возросли до 74 и 67 видов соответственно.По данным Натальи Дроновой, координатора проекта по сохранению видов Всемирного фонда дикой природы (WWF), на современном этапе наибольшая опасность грозит обитателям тропических лесов и морских просто-ров,в Согласно докладу Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экологическим системам (IPBES)в наши дни идёт шестое массовое вымирание,чреватое непредсказуемым финалом для всего живого на планете.особен-ности кораллам.Виновник грядущей трагедии.Печальнее всего то,что человек,несмот-ря на все его достижения,не в силах остановить этот губительный процесс,посколь-ку именно он является его основным катализатором.По мнению ученых,прямое истреб-ление людьми дикой природы,изменение и разрушение привычного местообитания живо-тных,токсическое загрязнение и трансформация климата,чрезмерная охота и браконь-ерство,бездумная вырубка лесов и закисление вод мирового океана вносят свою лепту в ускорение темпов шестого массового вымирания.Человеческая деятельность,варвар-ски вносящая коррективы в образ природы,настолько агрессивна,что уже в ближайшие десятилетия на Земле могут пропасть около миллиона видов растений и животных, притом, что их насчитывается всего около 8 миллионов.Нерационально используя природные ресурсы, обеспечивающие людей питьевой водой, продовольствием, чистым воздухом, лекарствами, энергией, строительными материалами и прочими благами, человек из-за своих промышленных амбиций рубит сук, на котором сидит.В настоящее время активно деградируют 40 % Мирового океана,50 % речных стоков, 75 % суши, на 25% территории планеты снизилась плодородность земель, утрачено 85 % площади водно-болотных угодий,из-за потери коралловых рифов в прибрежных зонах участились наводнения и ураганы.Американский профессор Пол Эрлих в своей работе «Демографи-ческая бомба» среди прочих причин наступления эпохи шестого массового вымирания называет «перенаселение людей и продолжающийся рост населения»,а также чрезмерное потребление особенно со стороны богатых людей.Можно ли остановить процесс.Пале-онтолог Кирилл Еськов,считает,что вымирание,как и появление новых видов,является необходимым компонентом естественного эволюционного процесса.Однако массовое вымирание– отклонение от нормы,с которым следует бороться,а не пускать на самотёк .Когда во второй половине ХХ в.пришло понимание,что природа есть хрупкий механизм ,возникла идея создания «Красной книги»,куда стали заносить редкие и исчезающие виды флоры и фауны.Затем стали появляться национальные парки и заповедники,на подмогу которым пришли зоопарки,в которых началось разведение исчезающих видов. Исполнительный секретарь Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам Анн Ларигодери недавно выступила с неожи-данно оптимистичным заявлением,констатировав следующее:«Мы не хотим разочаровы-вать людей и говорить,что ничего сделать уже нельзя,что мы это сражение проиграли .Потому что мы его не проиграли.И если дать природе шанс,то она вернется в свои права и восторжествует. Мы хотим показать, что каждый человек может внести свой вклад».Чтобы остановить начавшийся губительный процесс учёные предлагают незамед-лительно принять пять основных мер.Для начала необходимо резко ужесточить ответ-ственность за нарушение экологии и сокращение биоразнообразия,одновременно поощ-ряя тех,кто улучшает ситуацию в данной сфере.Далее следует усовершенствовать при-родоохранное законодательство,а также укрепить энергичное межрегиональное сотруд-ничество разных стран в этой области.Четвёртым пунктом значится принятие опережа-ющих мер по сохранению биологического разнообразия и,в заключение,специалисты на-стаивают на сокращении в мире неравенства и непомерного потребления.Приятно осоз-навать,что по подсчётам исследователей Россия не находится в авангарде стран с катастрофически ужасной экологией.По выкладкам экспертов, 65 % нашей территории, в частности,большую часть Сибири,Арктику и Дальний Восток,относят к благополучным районам планеты,где сохранены важные экосистемы."(ст."6 массовое вымирание: почему человечество не может его остановить",Кириллица,2023)
  "Как известно, нательный крестик принято носить на груди. Однако наши предки в некоторых случаях перебрасывали его за спину. Подобные действия были обусловлены верой в то, что крестик защищает своего владельца от нечистой силы.
Магический оберег.Современная православная церковь призывает ни в коем случае не наделять нательный крест свойствами магического оберега от нечистой силы и прочих неприятностей. Между тем, именно так относились на Руси к этому христианскому атрибуту до тех пор, пока язычество не было окончательно искоренено. Впрочем, многие языческие верования в форме примет и других суеверий распространены до сих пор.Так,Татьяна Щепанская,автор издания «Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв.»,утверждает,что сильным оберегом для молодых людей, уходящих в армию,считался крест матери,который зашивали в одежду.Нательный крест,по мнению русских,не терял свой силы и после смерти владельца,даже наоборот.Недаром крест, снятый с покойника,считался одним из самых мощных оберегов.Такие кресты хранили дома возле икон и носили родственники усопшего.Именно поэтому нательные кресты раньше не снимали даже в бане,лишь меняя их на деревянные,которые не жгли кожу. А вот снимали кресты только тогда,когда собирались вступить в контакт с темными силами,например,во время гаданий.Кроме того различные вариации ритуала посвящения в колдуны также предполагал снятие креста с шеи.Будущий колдун должен был снять крест,положить на него лучины в форме креста,встать на него,попирая ногами,и таким образом отречься от Бога.Крест на спине.Именно связью между нательным крестом и защитой от нечистой силы и было обусловлено перебрасывание креста за спину.Подобные действия проделывали знахарки при чтении заговоров.Например,заго-вор на примирение находившихся в ссоре всегда читался с крестом на спине.Считало-сь,что так ритуал будет более эффективным.Кроме того,крест переворачивал на спину заблудившийся в лесу человек.Русские верили в то,что с дороги путника сбивает леший,который способен представляться попутчиком,завести в глухие заросли,а потом исчезнуть.В таких случаях необходимо было не только снять с себя одежду и перео-деть ее задом наперед,но и переложить нательный крест на спину.Наши предки были уверены,что,обманув лешего таким образом,можно найти дорогу назад.С помощью нат-ельного креста защищались не только от лешего.Как пишет Елена Левкиевская в своей книге «Мифы русского народа»,русские думали,что русалки тоже боятся креста,поэто-му и нападают на случайных путников исключительно сзади. Известный этнограф Владимир Даль упоминал о том, что встреч с русалками наши предки избегали, так как те могли защекотать человека до смерти. Неслучайно по весне, на Русальной неделе, русские не ходили в лес и не купались в реках.Однако некоторые любопытные люди мечтали увидеть русалку хоть раз в жизни.В одной из быличек парень,имевший аналогичную мечту,надел на себя сразу два нательных креста: один на грудь,другой на спину.Благодаря этому русалки не смогли к нему подступиться.Правила ношения нательного крестика.Вера в подобные магические действия и тем более отношение к нательному кресту как к волшебному талисману православной церковью не одобряются. Нательный крестик необходимо носить как положено,то есть на груди.Тем не менее выставлять крестик напоказ не следует: миряне носят его исключительно под одеждой ,так как это не украшение,а символ христианской веры,атрибут принадлежности чело-века к определенной религии.Именно поэтому на косоворотке делали сбоку разрез: благодаря боковому разрезу цепочка и нательный крестик не выпадали во время работы. Однако помимо внешнего у креста есть и духовное значение: он является символом победы Господа над смертью и дьяволом.Как считают верующие,защищает человека не сам нательный крестик,а сила Божия,Его благодать,освящающая крестик." (ст."В каких случаях русские перебрасывали нательный крестик на спину",Кириллица, 2023)
  "Сегодня я хочу поразмышлять на одну очень интересную тему – могут ли развитые цивилизации быть технологически неразвитыми? Буду очень рада вашим комментариям, обоснованной критике и вашим мыслям по этому поводу.Но для начала хочу поблагода-рить всех моих читателей за то,что просматриваете мои материалы,которые иногда бывают весьма спорны.Я просто очень любопытна,и,как и все женщины,люблю всякие тайны и загадки,но не просто их принимаю к сведению,а пытаюсь разобраться в том, могло ли это происходить на самом деле,или всё это выдумка.Какие они?Во-первых, давайте немного поразмышляем о том, какие формы жизни вообще могут существовать во Вселенной. И сразу хочу сделать оговорку – я буду размышлять о формах жизни, которые имеют ту же основу, что и мы – то есть белково-углеродную. Я знаю, что существует множество гипотез по поводу того,что жизнь может иметь и другие физич-еские принципы.Например,какие-нибудь сложно организованные сообщества фотонов, которые перемещаются со скоростью света и способны «наблюдать» за тем,как рожда-ется и умирает наша Вселенная,или какие-то другие экзотические формы.Мы об этом ничего не знаем,и поэтому фантазировать на такие темы можно бесконечно.Я же хочу сегодня получить какой-нибудь удобоваримый результат.Поэтому давайте будем счита-ть,что во Вселенной существует только такая жизнь,как наша.Что же это означает? Во-первых,это означает,что эта жизнь с огромной долей вероятности будет построена на основе ДНК.Почему? Да потому,что эта молекула при углеродной биохимии является наиболее эффективным инструментом для хранения информации. По крайней мере других подобных кислот наука на Земле не встречала Да,есть ещё РНК,конечно.Однако ничего принципиального другого в ней нет. Да и это неудивительно,поскольку вторая,как предполагает наука,это прародительница первой.И принципы,по которым они хранят информацию,одинаковы.Поэтому давайте предположим,что начальные стартовые условия эволюции белковой жизни на Земле и где-нибудь в другом мире примерно одинаковы.
Эволюция.Итак,эволюция началась.Какие факторы могут на неё повлиять? Их,на самом деле,очень много.Это размер планеты и сила тяжести на ней.Это состав атмосферы. Тип звезды, возле которой крутится планета. Наличие у неё спутников и многое-многое другое.Во многих из миров жизнь не сможет преодолеть «барьер» перехода к многоклеточности.В других погибнет из-за взрыва рядом сверхновой.В-третьих– из-за парникового эффекта.И так далее.И только в очень малом количестве миров формы жизни станут сложными.Будут ли их высшие формы похожи на нас? По этому поводу есть два основных мнения.Первое говорит,что поскольку условия на таких планетах будут отличаться от земных,то и живые организмы будут там совсем не такими,как на Земле.И что они будут совсем на нас непохожи.Второе утверждает,что да,они будут немного непохожи на нас,например будут иметь большие уши или большие глаза,но в общем,концептуально,они будут издалека похожи на людей.И аргументируют сторонники второго мнения свою позицию так– большой мозг нужно носить только на вертикальной «палке».Это максимально эффективно.Две руки и две ноги– тоже оптимальное количе-ство конечностей.Пять пальцев на каждой из них– вот тут вопрос,поскольку достало-сь нам такое их количество от каких-то древних рыб,и почему их именно пять– непо-нятно.Но это,на самом деле,не имеет большого значения.Разум как двигатель прогре-сса.Итак,первое разумное существо на какой-то планете вдруг осознало себя,недоу-мённо принялось разглядывать дубинку,которой только что отправило к праотцам чле-на враждующего племени и уселось прямо в пыль,чтобы немного поразмышлять о том, зачем всё это нужно.И тут же было убито.В каком-то другом мире,при похожих обсто-ятельствах,похожее существо не стало медлить и бросилось в бой,использую вовсю свой новый навык– разум.Оно победило,и дало потомство.И это потомство тоже сильно не раздумывало в ситуациях,подобных описанным.И такие существа начали доминиро-вать.Потому что естественный отбор будет работать на любой планете возле любой звезды.Борьба за выживание,за ресурсы, за территории– это неотъемлемое свойство эволюционного процесса.В противном случае он бы просто не происходил.А это значит ,что агрессия будет происходить повсюду.По крайней мере до тех пор,пока вид не перестанет эволюционировать.Об этом,кстати,недавно была статья на нашем проекте.А что нужно,чтобы победить врага? Конечно же всё новые и новые виды вооружений.Кот-орые двигают науку и промышленное производство.То есть только та цивилизация,кот-орая имеет развитую промышленность,способную выпускать самое совершенное оружие, будет доминировать над всеми остальными.Кто сильнее,тот и прав!И за примером далеко ходить не нужно.Знаете,сколько лет китайской цивилизации? Не менее 3 500! А знаете,что в это время происходило в Европе?Однако европейцы в какой-то момент превратились в индустриальную культуру и подмяли под себя практически весь мир.Вы можете сказать– но Китай и Индия исповедуют мирные религии не являются агрессив-ными! И если бы не окружающие их страны,то спокойно жили бы себе без всяких войн, и в итоге стали бы основой новой цивилизации,которая не вела бы войны,была бы духовной и не мечтала бы ни о каком космосе.И,возможно(скажете вы),именно по этой причине космос молчит.Потому что все другие цивилизации идут стандартным путём гуманитарного развития,и не изобретают даже элементарного радио.Я отвечу вам так – ресурсы и территории конечны.И за них всё равно придётся сражаться.Или осваи-вать космос.И тогда волей-неволей любая цивилизация станет космической.Без вари-антов.И значит дело совсем не в том,что добрые инопланетяне просто сидят в своих домах и беззлобно молятся своим богам.Их,вероятнее всего,просто рядом с нами нет. Ваша Лариса."(ст."Следуют ли инопланетяне нашему пути?",Живой Космос,2023)
  "Михаил Леонидович Томилин г.Клин.В данной статье покажем, что «Велесова книга» говорит о самоназвании русов в разные времена.Как подчеркивал С.Лесной(Парамонов) в книге «Откуда ты Русь?»: «Разрозненность дощечек,их поврежденность,непонятные места и т.д.не дают возможности иметь общую картину Руси по "Влесовой книге" со всеми подробностями.Выше мы отметили лишь основные вехи ее.Однако множество отр-ывков,хотя и вне связи с предыдущим и последующим,представляют сами по себе все же большую ценность».О названиях племен русов в разное время,подчеркнем,что в Велесовой книге в отличии от Голубиной речь идет о истории Южной Руси!Кимры. В 6 дощечке или серии их говорится:«Бяста киморе такожде оце нахше,а ти то ромы трясай,а грьце розметше,яко прасете устрашены",т.е.:«Были Кимрами (киммерийцами) отцы наши,и те потрясали Рим (вероятно,намек на Одоакра и т. д.),а греков разме-тали,как испуганных поросят».Ценное сведение,устанавливающее родство руссов с киммерийцами,или Кимрами.Одновременно показывается и размах деятельности руссов: от Рима до греков.Очень образно сравнение бегства греков с движением испуганных поросят.»(С.Лесной (Парамонов)в книге «Откуда ты Русь?)Подтверждением северного происхождения кимров может служить название старинного русского города Кимры,рас-положенного на Волге в Тверской области.Как считал В.Н.Татищев:«Клювериево же сказание,что они жили в северной стране,можно принять,что в Руси около Волги жили ,как тому многие обстоятельства согласуют: во-первых,в Ростовской области весьма древнее место знатное на левом берегу Волги,село Кимра,и близ оного несколько древних запустелых городищ находится,коим имен не знают или даны новые и славян-ские. 2) Ростовские князи имели герб медведя, как на их и ярославских деньгах находится.То же и о киммерах рассказывают,что на знаменах имели медведя. 3)Птоло-мей,описывая народы около Каспийского моря к северу,сказал: выше живут кимбры; то не иначе разуметь,как в верховье Волги,чему,думаю,и Плиний согласует»(В.Н.Тати-щев «История Российская» часть I.Глава 24).Анты. Отрывок из 8 дощечки: « …iакожде за щасе мезенмiру тако от антiе сьме», — указывающий, что во времена князя Мезенмира руссы были «антами». На обратной стороне той же дощечки — вновь отрывок, подтверждающий сказанное: «…се бо антiе бiахом по русколанi i дрiевле бiахом русе… i антie мезенмиру одержещеть побiеды о годiе…» Итак, руссы, живучи в области, называвшейся Русколань, именовались антами, издревле были руссами… анты Мезенмира одерживали победы над готами. Это сообщение очень важно. Мы не знаем почему, но часть руссов называлась антами. Это устанавливается теперь прямым указанием «Влескниги». Кроме того, очевидно, что имя «анты» впоследствии было утеряно, но народная память сохранила его, хотя первоначальное имя руссы и было восстановлено.В связке дощечек 24 есть еще весьма темный отрывок,говорящий о временах антов:"…iакоже вiедiехомь само отызе старia нашiа споленства антiева…"По одной их версий ««анты» иранского происхождения и обозначает «крайние»,то есть народ,находившийся с краю.» В одном из выступлений политолога Карине Геворкян, она рассказало,что при изучении древнего персидского языка была удивлена его схожестью с древним русским языком.Сурожцы. В той же дощечке «Велесовой книги» говорится: "Потлцена бя Русе оде грце а реме, а то идша по брезех моренстех до Суренже, а тамо угвори Суренж крье, бо тен есе сурен…", т. е.: "Разбита была Русь греками и римлянами, и пошли (очевидно, руссы) по берегу Сурожа и там утворили Сурожский край, так как он был солнечен". Видимо, край был назван руссами в честь солнца,носившего имя также Сура.Сурож— со временный Судак в Крыму.Во «Влескниге» есть много сведений о Сурожской Руси.В районе Сурожа жили руссы,большей частью им подчиненные и работавшие на греков.Многие были огречены и приняли христианскую веру,о чем с негодованием и рассказывается.Однако не раз руссы сбрасывали иго и, как сказано,"давали дыхеить" грекам.Вековая борьба велась,конечно,с переменным успехом.»(С.Лесной(Парамонов)в книге «Откуда ты Русь?)От Дажьбога и пошли русы: «Коих и "Книга Велеса" и "Слово о полку Игореве" именует Дажьбожьими внуками. Сурожцы же помнили и о первом отце Солнце-Сурье, в честь коего они и назвали Сурож-град.И другое их древнее название: уличи напоминает о том,что они разводили в ульях пчёл,и делали из меда священный солнечный напиток: сурицу.Алексей Мих. также вспомнил:"Не об этом ли говорили и греки,производя тавров и скифов от коро-вы Ио.(«Древняя Сурожская Русь».Карпы.В одной из дощечек «Велесовой книги» сказано «тогда род наш назывался карпене», по мнению С. Лесного: «В данном случае не столь важно установить время, как тот факт, что руссы и карпы — одно и то же. Следовательно, исторические данные о карпах, до сих пор совершенно изолированные, должны войти в историю руссов.» (С. Лесной (Парамонов) в книге «Откуда ты Русь?)
Здесь говорится о временах, когда русы, вернее часть из них дошла от Волги до Карпат и по названию этих гор получили такое название.Борусы. В 6 дощечке «Велесовой книги» говорится: «од Орие то се обещи на ши оце со борусы одо Раи реце до Непре», т. е. «от пра отца Оря обитали наши предки с борусами от реки Ра (Волги) до Днепра".Здесь наблюдается интересная связь области обитания со време-нем определенного исторического лица.Область Волги до Днепра огромна даже для кочующего племени.Из этого следует,что племена были велики и распространялись дальше на восток,чем обычно думают.Предки летописца не принадлежали к племени «борусов».Они лишь были родственны им.Имя борусов упомянуто во "Влесовой книге"
много раз. И нет никакого сомнения, что «боруски» других исторических источников — то же самое. К тому же данные «Влескниги» устанавливают принадлежность борусов к славянам. Мы обращаем внимание на то, что греки в древности называли Днепр Борисфеном. Борисфен протекал по области борусков. Страна, согласно «Влескниге», называлась «Борускень». (С. Лесной (Парамонов) в книге «Откуда ты Русь?)В этой связи С. Лесной подчеркивает, что: «Слово Борисфен не греческое. Надо полагать, что в древности,еще до прибытия туда славян,Днепр назывался Борисфеном или очень близким по звучанию именем.Славянское племя,севшее на его берегах,приняло на себя название,как это мы наблюдали на множестве примеров: полочане,дунайцы, гаволяне, запеняне» (С.Лесной (Парамонов)в книге «Откуда ты Русь?)Есть гипотеза,что часть племен русов осталась у берегов Днепра,а боруссы ушли на северо-запад, по одной из версий они предки пруссов.В 7 дощечке говорится, что: «Дажбо нас родиве кренз замунь а то бедехщемо кравенце а скуфе, онти, бе русы, борусень а суренжц», т. е.: «Даждь-бог родил нас через кровавую (непонятное)и стали кровные родственники: скифы,анты,русь,борусень и суренжцы".Очень интересное место,указывающее на родст-венность племен.Подобных мест есть несколько,но точный смысл их расшифровать нельзя.» (С.Лесной(Парамонов)в книге «Откуда ты Русь?)."(ст."Велесова книга» о самоназвании русов и близко родственных им племен в разные времена",История в историях,2023)
  "Северное крестьянское жилище— настоящий культурный феномен,отражающий историю, традиции и уникальные особенности жизни на Русском Севере.Настоящие усадьбы— доб-ротные,нередко двухэтажные,построенные без единого гвоздя,украшенные коньками на крышах и затейливыми росписями.Рассмотрим самые интересные их особенности.Изуче-нию северного крестьянского жилища посвящено немало работ,начиная от научных изы-сканий и,заканчивая поэтическими статьями.Интерес к его архитектуре не угасает до сих пор,ведь северная изба— не просто жилище,но и уникальный символ русской куль-туры,воплощение стойкости и трудолюбия её народа.Величественные леса и суровый климат Архангельской области сформировали особенный стиль строительства,который позволял местным жителям противостоять природным вызовам и надежно сохранять теп-ло своих домов.Роль крестьянского дома в культуре Архангельской области.Северное крестьянское жилище— настоящий культурный артефакт,отражающий историю,традиции и уникальные особенности жизни на Русском Севере.Это символ упорства и выносливости северян,их умения приспосабливаться к суровым условиям и создавать уют даже в самых непростых обстоятельствах.Каждая изба является свидетельством определенной эпохи и отражает особенности быта,экономических и социальных условий того времени ,когда она была построена.Везде на Руси,но особенно здесь— где зима длится боль-шую часть года,изба была не только местом проживания,но и центром социальной и культурной жизни.Здесь собирались родственники и соседи,проводились праздники, свадьбы,вечера,здесь же рождались народные песни,сказки и легенды.Русский Север не зря называют «страной зодчих».Эта метафора как нельзя лучше характеризует высокую строительную культуру местных крестьян.Северные деревушки,приютившиеся на берегах рек и озер,расположенные в открытом поле или возвышающиеся на холме,всег-да словно господствовали над окружающей местностью,становясь центром ландшафта, но при этом совершенно органичным и вписанным в красоту суровой северной природы.
Характерной особенностью северных сельских поселений Архангельской области было деление деревень на концы и части— в каждой проживали определенные группы семей, а иногда целые рода.В них сохраняли сведения об основании поселения,его родонача-льниках,первых домах и традициях домостроения.Непосредственно слово «дом»рассмат-ривалось в культуре северян как воплощение чего-то своего,родного,надежного и безопасного.Привязанность к этому пространству считалась добродетелью.При этом понятие дома включало не только «избу со всем домашним хозяйством»,но и всю семью ,а точнее даже несколько поколений семейства,и,конечно,хозяев с домочадцами.В мифическом представлении дом всегда сопоставлялся с материнским чревом,матерью, защищающей свое дитя.Обжитое пространство с такими атрибутами,как печь,кровать и прялка в фольклоре всегда воспринималось как нечто женское,в отличие от неуютного внешнего мира,где главная роль принадлежала мужчине— завоевателю,строителю,земле-проходцу.История северной избыПервые постройки,предшественники современной север-ной избы,появились несколько тысяч лет назад.Эти жилища были адаптированы к холо-дным погодным условиям,благодаря бревенчатым стенам,плотным крышам и маленьким окнам.С течением времени северная изба претерпевала изменения,становясь все более совершенной— от простых однокомнатных построек к большим многофункциональным до-мам с несколькими комнатами,печью и даже мансардой.В разных районах севера появи-лись свои архитектурные традиции и декоративные элементы.Например,в Архангельской области избы часто украшались резьбой,а в Карелии преобладали каменные детали. Длительное время на Севере были распространены «курные избы»,в которых печь топи-лась без трубы,по-черному.Горячий дым при топке поступал в помещение,где отдавал свой жар,а затем порядком остывшим струился к потолку и уходил в специальное отв-ерстие,имевшее вид небольшого окошка.По завершению топки его закрывали.Печь в таких избах давала больше тепла,требуя при этом намного меньше дров.От теплого, сухого воздуха,исходившего от нее,просыхали не только бытовые вещи и одежда,но и толстые домовые стены с потолком— а хорошо прокоптившееся дерево дезинфицирова-лось и не поддавалось гниению.Сегодня северные избы стали частью культурного наследия России. Многие из них превратились в музеи под открытым небом, где посетители могут узнать о традициях и истории северян. Немало старинных домов находится под угрозой исчезновения из-за естественного старения и неблагоприятных внешних факторов.Однако,благодаря совместным усилиям активистов,исследователей и государственных органов,ведется серьезная работа по сохранению и восстановлению этих замечательных памятников зодчества.Характерные особенности северных изб,про-диктованные местным климатом и культурой.Утепление.Северное крестьянское жилище— это уникальное архитектурное творение,созданное в ответ на специфические климати-ческие и культурные особенности региона.Толстые деревянные бревна,тщательная уте-плительная система и специфическая планировка помещений позволяли обеспечивать северянам максимально комфортные условия для жизни даже в лютые морозы.В некото-рых случаях для дополнительной изоляции между бревнами использовали мох или лен.
Испокон веков основным материалом для строительства крестьянских изб на севере служило дерево— лесные просторы предоставляли богатый выбор древесины.Бревенча-тые стены обеспечивали надежную защиту от холода.Из-за суровых климатических усл-овий многие дома строились на возвышенных подпорках или столбах,что предотвращало промерзание земли под срубом зимой и уменьшало воздействие влаги.Без гвоздей.Одна из характерных особенностей северных изб— их складывали без единого гвоздя от подклета(нижней домовой части,где хранился инвентарь,продукты питания или содер-жался скот)до самой кровли.Благодаря врубкам и потайным пазам,бревна настолько плотно прилегали друг к другу,что между ними невозможно было просунуть даже лез-вие ножа.Срубы ставили, соединяя между собой четыре бревна, образовывая венец, а назывался такой сруб «клетью». Избы строили как из одного, так и из нескольких срубов. Комбинирование позволяло создавать разнообразные форматы жилища с разным количеством стен: крестовые-шестистенные, четырех- или пятистенные.В некоторых районах возводили летнюю и зимнюю избы с отдельной печью — это была часть дома в подклете или отдельная пристройка.Если строительство велось вдоль рек,дополните-льно предусматривали защитные сооружения для предохранения усадьбы от затоплений.
Обшивка и конструкция.Дома покрывали прочным деревом — тесом и дранью, которые закреплялись на каркасе конька и обрешетке. Для гидроизоляции часто использовали бересту.Крыши северных изб обычно имели крутой уклон,чтобы снег зимой не накапли-вался.Крыльцо всегда ставилось высокое.Пол часто был деревянным двойным,а в неко-торых местах— земляным,что создавало дополнительное тепло.Сохранению тепла внутри помещения способствовали и относительно низкие потолки.Планировка северной усадь-бы.Дом-усадьбу Русского Севера отличают внушительные габариты,поскольку под одной крышей с жильем находился и двор.В комплексе было собрано все крестьянское хозяй-ство: хлев со скотом,мастерская,сарай,конюшня и сеновал.Отдельно располагалась баня,а в зажиточных подворьях еще амбары,гумно и прочие хозяйственные постройки, необходимые для ведения сельского хозяйства или рыбного промысла.В такой усадьбе жила лишь одна семья,которая могла включать до двух поколений.В отношении жилых и хозяйственных зон северные дома имели несколько типов планировок: «кошель»,«брус» и «глаголь».Первый тип характеризовался расположением жилой и хозяйственной зоны параллельно друг другу под единой кровлей.Скаты крыши у такого дома разнились: один делался коротким и крутым,а другой— более длинным и пологим.В конструктивном плане готовое жилище образовывало квадрат и походило на «кошель».Их строили в Поморье и Заонежье.    В северном доме типа — «брус» основная площадь отводилась хозяйственной части, которая выходила во двор, в то время как меньшая жилая зона размещалась на главном фасаде с выходом на улицу. По планировке жилище представляло собой длинный прямоугольник с последовательно расположенными жилыми и хозяйственными помещениями под общей крышей с двумя одинаковыми скатами.В домах , возведенных по типу «глаголь», хозчасть находилась сбоку от жилой, прилегая к ней под углом 90 градусов, поэтому план строения напоминал букву «Г», а кровля делалась разноскатной. В Каргополье были распространены Т-образные усадьбы, в которых хозяйственная зона примыкала к жилым помещениям с обеих сторон.В основе планировки любого дома лежал принцип простоты и удобства. Традиционное северное жилище состояло из нескольких комнат: предбанника или тамбура, большой нарядной горницы и более мелких помещений, предназначенных для сна и хранения вещей. Такое продуманное разделение позволяло сохранять тепло и создавать уют в доме.Печь игр-ала основную роль,определяя расположение других составляющих внутреннего простра-нства избы.Она не только обогревала дом,но и служила местом для приготовления пищи.Печь занимала значительную часть жилища и быть украшена различными декорати-вными элементами,в том числе росписью.Рядом с ней у противоположной стены находи-лся прилуб с кухонной посудой и утварью.Вдоль стен устанавливались тяжелые дере-вянные лавки или скамьи,а сверху— полки-воронцы.Они прилегали к печному столбу и разделяли жилое пространство на две половины: общую и женскую.В горнице стояли кровати с горой подушек.Пол устилали домотканые дорожки.В диагональном направле-нии от печи располагался «красный угол» с иконами.Тут же размещался массивный стол.За ним трапезничала вся большая семья.Также здесь праздновали все торжеств-енные даты и важные события.Внешнее убранство и росписи.Немало внимания северяне уделяли и красоте своих домов.Резные наличники,оконные рамы,цветные стекла и другие элементы декора придавали каждой избе уникальный внешний вид.Причем каждый узор или резьба имели сакральный смысл,порой,известный лишь жителям поселения.
Главным художественным элементом кровли был охлупень или конек.Его мастерили из цельного бревна,в котором делали выруб в виде буквы V в.сечении.На конце выруба-лась фигура головы животного,чаще всего коня,но иногда вырезались и изображения птиц,например,лебедя,утки и других.К примеру,на Мезени охлупень украшали резной головой оленя либо настоящими оленьими рогами.В Виноградовском,Верхнетоемском и Красноборском районах Архангельской области на охлупене часто делали парных конь-ков— две головы коня на одном конце бревна.Во внешнем убранстве северной усадьбы также встречается такое уникальное явление, как домовая роспись. Она стала завершающим этапом в развитии народного жилища и его художественно-декоративного оформления.Рисунки выполнялись на переднем фронтоне избы,ставнях наличников,под-шивке свесов кровли,нижней части мезонина и балконе.Они были сделаны в красочной палитре контрастных оттенков: красного,синего,зеленого,желтого,белого.Травный орнамент,изображения коней,райской птицы Сирин,львов,единорога,уходящие корнями еще в Древнюю Русь,«жили» в народном искусстве до начала XX века.Наносилась архи-тектурная живопись профессиональными мастерами,чьи услуги стоили недешево.Небо-гатые семьи и семьи среднего достатка долго копили денежные средства,чтобы приг-ласить такого мастера.Так поэтапно зарождалась особенная архитектура северного жилища,объединяющая в себе практические потребности поморов с традиционным укла-дом крестьянской семьи."(ст."Огромные двухэтажные усадьбы без гвоздей: как строили и украшали дома на Русском Севере?",Журнал Снегирь,2023)
  "



  (ст."


Рецензии