Питер Пауль Рубенс. Борей похищает Орифию

Борей похищает Орифию,
Питер Пауль Рубенс,
1620

"Любви все возрасты...". Но любовь ли это ? Почти старик, да , всё-таки старик, Борей, рождённый от бога звёздного неба и богини утренней зари, сам божество, явился миру богом северного ветра, Бореем, несущим потоки морозного ветра, в которых завихряются снежинки , рождающим воздушный поток, способный на штормовые шквалы,  метели и вьюги, закручивающий ледяной воздух в тугие торнадо и устрашающий всё живое и неживое всепроникающим холодом.

Мощные крылья за спиной, растрёпанные в стремителном полёте седые волосы и окаймляющая злобное лицо седая борода, выглядят устрашающе вкупе с раздутыми щеками , выпученными от напряжения глазами, упрямо сдвинутыми, насупленными бровями и лбом, грозным, - всё выдаёт внутреннее торжество упрямца, для достижения цели у которого не может быть преград.

Мощный старик! Тело его атлетично, мышцы сильны и рельефны - нет, не вырваться из его грубого, цепкого захвата несчастной Орифие, - этот не упустит своего , - отказ не для Борея, он знает чего хочет и добьётся своего, если уж так пленила его Орифия.

Похищение! Классика жанра, но какова картина похищения, когда на сцену выступают божества и нимфы!
Орифия юна, рыжеволоса , кожа её девственна, почти прозрачна, светится теплом, нежна младенчески, а очертания , складки пышного, роскошного тела выдают немощность , непособность противостоять почти демонической силе Борея.

Её попытки высвободиться, извиваясь, ускользнуть из крепких рук Борея, напрасны и её сопротивление, и румянец оттенков кораллового её покрывала, взвивающегося в завихрения воздуха, только распаляют его страсть.

В квадрате ночного зимнего неба, озарённые светом, похититель и жертва, а в завихрениях воздушной стихии мечутся беспорядочно сверкающие снежинки, и Борей, следующим взмахом тёмных крыльев , кажется, вырвется из полотна и сметёт в яростном полёте зрителя, - так близок он со своей драгоценной, вожделенной ношей!

Секунда - и в лицо зрителя ударит ледяной вихрь, а беспечные ангелочки, для которых божественное похищение не более, чем зимняя забава, того гляди угодят ненароком снежком в оцепеневшего, от несущейся на него громады двух тел, зрителя!

Старик Борей обветрен и кожа его тела темновато задубела от наждачной жёсткости снежных кристаллов и колючих лучей северного солнца, - она твёрдо холодна и несчастной Орифие невыносимо прикосновение к могучему богу северного ветра или ... к ветренному богу севера ?

Ей ещё неведомо, что Борей несёт её в свои владения, где на самом северном краю мира , за стеной северного ветра, за спиной самого Борея, в сказочной стране народа, живущего в вечном блаженстве и благополучии под вечным, незаходящим солнцем, в Гиперборее, она станет его женой.
Да, это любовь!


Сколько великолепных мастеров живописи посвятили свои труды этому сюжету о похищении , но перед нами работа особенная. Всё мощно, наглядно, напористо-масштабно, взгляд осязает груды мышц Борея и мягкотелые формы Орифии как авторство, которое невозможно не опознать с первого взгляда.

Это он, - Питер Пауль Рубенс!


Рецензии
Супер, очень здорово!
Очень интересно читать экфрасис (содержание картины), в вашем изложении.
Не бросайте, продолжайте,хочется еще и ещё…

Алекс Шведман   11.12.2023 20:06     Заявить о нарушении
Спасибо, отзыв всегда дорог ,
с уважением,
Ирина

Ирина Манырина   12.12.2023 03:15   Заявить о нарушении