Наш первый Адвент в Кёльне

               
       Сейчас я сижу спокойно в комнате. Кругом покой, умиротворение. Муж ушёл в спальню и играет с компьютером в шахматы. Муж с компьютером дружит, а мне больше по душе телевизор, книги, магнитофон. С кухонной техникой я «на ты». Она мне сокращает часы работы, и я имею много свободного времени,  которое посвящаю своему мини-саду, изучению немецких традиций, животному миру в лице нашего солиста – синички по имени Кузя.
       Уже закончились немецкие праздники: Рождество, Новый год, Трёх Королей.  Давно пора убрать зимние атрибуты: ёлку, гирлянды, зимние картинки с окон. Но я к этим праздникам ещё в Одессе была неравнодушна, и взяла в довод, что начинаются православные праздники.
       Немецкие рождественские праздники начинаются с первой субботы декабря месяца. Этот Праздник называется – Адвент. В этот день зажигается первая свечка. В декабре – 4 субботы. И так положено в первую зажигать одну, вторую – две, третью – 3, а четвёртую - 4 свечи. Ну а потом – встречать Рождество. Праздник – приезда Николая Зимнего (Санта-Клауса или Николауса по немецким правилам) в Германии отмечают 6 Декабря. В этот день также отмечают праздник Крещения.
       Я отношусь к тому типу людей, которые не любят Зиму и снег. Хотя умом понимаю, что природа тоже имеет право на зимний отдых в виде долгой спячки. Да и не пора ли Персефоне покинуть материнскую юбку Деметры и прожить зиму со своим законным мужем Аидом в его подземном царстве. Аид и сам желал бы за женой съездить, погостить у гостеприимной тёщи, но не может оставить своё хозяйство. Души мёртвых постоянно прибывают, а его подчинённые не справятся с работой, перепутают всю документацию. Поэтому без зимы не обойтись.
       Москвичи и ленинградцы меня не поймут:
      –  А как же лыжи, коньки? Без снега не обойтись!
       Но мне, выросшей у Чёрного моря, эту радость не понять.               
        Наш город Одесса, расположенный между морем и степью, который летом привлекает много туристов погреться на тёплых пляжах, поплавать в Чёрном море, зимой этим похвастаться не может. С моря и со стороны степи дует пронизывающий ветер. А вместо снега – дождь, слякоть. Если снег иногда выпадает, то эта радость не надолго, через день он тает, начинается гололёд, и в итоге поломанные руки и ноги, столкнувшиеся машины – и связанные с этим разборки: кто прав и кто виноват.
       Но самой большой радостью для меня были новогодние праздники. В детстве меня бабушки водили на всевозможные утренники с Дедом Морозом и Снегурочкой. Для меня это было праздничной сказкой, в которую хотелось верить. О религиозных праздниках дома нельзя было заикнуться. Мать строгая учительница математики. У отца – Ленин это Бог, а История КПСС – Библия. И по своей наивности верит в них до сих пор. Так что на  Православные праздники я бегала в гости к своим подругам.
       А Зимние месяцы я разделяла по принципу: декабрь в ожидании январской сказки, январь – зимняя сказка, ну а февраль – люто ненавидела, в соответствии с его украинским названием – лютый. Зимние сказки прошли, на улице ветер, холод пронизывающий. А март хоть и холод, но уже весною пахнет.
       А кёльнская зима, как по моему заказу. Декабрь – немецкая сказка католическая. Январь – православная(в память о прежней Родине). А в феврале уже цветут подснежники, крокусы, нарциссы. А за лыжами и коньками не скучаю, так как никогда на них не становилась.
       Вот, в этом году, в декабре мы решили украсить квартиру к предстоящим праздникам. Утром, побывав на блошином рынке, я приобрела ёлочную гирлянду, с мелкими лампочками, поющего, красного Санта-Клауса с саксофоном, игрушки и картинки. А на обратном пути,  заглянули в небольшой лесок. В нём росли большие ели и сосны. Я решила, что пару опавших хвойных веток, я поставлю в вазу. Мою инициативу поддержали ещё две соседки, с которыми я встретилась на рынке.  И потом мы, набрав веток, довольные поехали домой.
       Дома, быстро протерев стёкла специальным шампунем, мы начали расклеивать на них рождественские картинки. Стёкла запестрели яркими, раскрашенными картинками. Снеговики, мишки на лыжах, на коньках, пряничные человечки, елки с игрушками – разместились на наших стёклах. А на стеклянной двери, выходящей на балкон – на крыши домов запорошенных снегом, мчался на санях, запряженных северными оленями, Санта-Клаус, в ярко-красном тулупе. А за его спиной в санях лежал большой мешок с игрушками. Я и муж пришли в детский восторг, поскольку в послевоенном детстве нам не удалось с этим наиграться.  Детство мужа прошло в Ленинградской блокаде, когда кольцо золотое менялось на банку тушёнки или буханку хлеба. А книгами Диккенса топили печки. Это у тех, кто этим владел. А сколько людей поумирало, не дойдя до дома, от голода. Муж вспоминает, как мать их вывозила из блокадного Ленинграда в Москву к родственникам. Им занималась его старшая сестра – Валентина. В дороге она постоянно трясла его спящего, от страха, что во сне он испустит дух от голода.
       Во время моего детства голода не было. Но зато родители, пережившие войну и голодовку, нас закармливали, что мы рыдали над тарелкой манной каши, которую не в силах были осилить. Во времена  моего детства в домах  ставили ёлки к Новому году, а на окнах клеили вырезанные из салфеток картинки. А когда на зиму закладывали окна, между рамами укладывали вату, на которую укладывали  ёлочные игрушки, в зависимости от своей фантазии. Случались и неприятные казусы. Покупали ёлку, гуся держали на балконе, предвкушая встречу Нового года с красивой ёлкой и ароматным гусем из духовки с румяной корочкой и яблочной начинкой. Но славна Одесса не только писателями, поэтами и артистами, но также знаменита и неуважаемыми весьма гражданами особого сорта, проще говоря – ворами. Эти граждане тоже любили встретить Новый год красиво. Казалось бы, какое мне до них дело, для этого есть блюстители порядка, которые стоят на страже справедливости и Закона. Да какое мне до них дело, но большой, жирный гусь, приобретённый моими знакомыми по большому советскому блату, под Новый год!...  Наутро, сладко подтягиваясь, и желая посмотреть на вожделенного гуся, они раздвинули шторы и взглянули на балкон. Они начали протирать глаза и  смотреть друг на друга. Потом ещё раз протёрли глаза, посмотрели на балкон, друг другу на глаза и поздравили друг друга с Новым годом. Гусь улетел в поднебесье, а ёлка, наверное, с балкона вернулась в лес.
       Наверное, на новой Родине нам этот фокус не угрожает.
       Когда в спальне я приклеила последнего мишку, который вечером зимним мчался со снежной горы на саночках, я решила расклеить над ним звёзды, в дополнение к вечернему мотиву. Разрезав пакет со звёздами, и над мишкой вверху стекла наклеила золотистый полумесяц из фольги, и расклеила вразброс серебряные звёзды. Мне тут же пришла в голову  идея. А если наклеить звёзды на картон, нарезать, сшить ниткой в виде гирлянды и повесить на ёлочную гирлянду. Я лихорадочно принялась за работу, и у меня быстро появились гирлянды из звёздочек всех цветов радуги, какие были в пакетах. Оставалось повесить ёлочную гирлянду. Вообще-то говоря, такие гирлянды у немцев принято вешать на балконах. Я сама с большим удовольствием рассматриваю во время вечерних прогулок уличные балконы, на которых переливаются ёлочные гирлянды, Санта-Клаусы, сидящие в санках, запряжённых оленями, Вифлиемские шестиконечные звёзды, которые оповестили трёх королей (волхвов по православному) о рождении младенца Христа.  А над окнами висели большие красные Санта-Клаусы, сшитые из красной плащевой ткани. А в цветочных ящиках вместо примул и летней герани, ветки ёлок, которые тоже переливаются обвязанной вокруг них гирляндой из лампочек. На каждом балконе имеется электрическая розетка, чтобы летом можно было в неё воткнуть вилку от холодильника или гриля, а зимой всю ту красоту, которую я описала.  Думаю, что если бы всё это развесить на одесских балконах, то наутро половина Санта-Клаусов пошли бы искать улетевших гусей, а ёлочки – своих живых собратьев в лесу.
       Итак, распаковав коробку с ёлочной гирляндой, мы всё-таки решили её повесить в комнате.  Наша квартира располагалась на шестнадцатом этаже, снизу видно не будет. Но на наших музыкальных часах пробило 5 часов под звуки Болеро Равеля, наступило законное Кузино время. Он уже возмущённо тарабанил по оконному стеклу, глядел на меня через стекло и возмущённо орал «Чи-чи!». На улице уже темнело, и его подружки полетели спать в свои домики. Кузю мы вносим в комнату в 5 часов и открываем клетку. На пол мы ставим детскую ванночку с водой, предназначенную для купания пупсиков. Выкупавшись, Кузя вытирается о мою спину или висячее на стуле полотенце. Потом, мы ему включаем на магнитофоне классическую музыку, и наш солист пытается подпевать. Больше всего ему нравится слушать Моцарта, Мендельсона, Антонио Вивальди. Когда музыка перестаёт играть, Кузя тут же напевает похожие звуки, звучащие с записей. У нас создаётся ощущение, что Вивальди писал свою музыку,  слушая голоса птиц. А когда играет немецкий народный марш, наш «Карузо» точно в такт подсвистывает. Даже мой серьёзный муж, который любит строгий порядок во всём, сажает Кузю себе на палец и подплясывает с ним. В этот день Кузя не хотел ни купаться, ни петь. Это был первый Адвент в его птичьей жизни, и наш баловник захотел помочь нам вешать гирлянду. Чтобы её подвесить я стала на письменный стол и зацепила гирлянду одним концом к карнизу. Около другого конца карниза, муж поставил два стула, а на них маленький табурет, всё из-за лени принести из кухни стол или маленькую лестничку. Ванночка, наполненная водой и звуки Вивальди, Кузю перестали интересовать и он мигом взлетел на гирлянду, пытаясь оборвать с неё иголки. Потом это дело ему наскучило, и он решил усесться мужу хотя бы на ухо, с неудачной попытки усесться на нос. Это было больше чем под руку. На табуретке крутиться было нельзя, стулья шатались. Я боялась пикнуть, или выдать своё волнение и мысленно произнесла молитву Иисусу Христу, чтобы он не допустил мужа упасть с этой пирамиды. Все уговоры мужа отогнать Кузю,  чтобы не мешать ему подвязывать гирлянду, были безуспешны. Кузе нужно было в этот момент то, что нужно было нам. Когда муж с большими трудностями наконец-то подвесил эту злополучную гирлянду и сошёл на пол, я мысленно перекрестилась. А когда мы подключили гирлянду огоньков, и всё засияло, Кузя тут же потерял к ней интерес. Пришедшая к нам в гости мать пообещала хулигана Кузю отдать на воспитание своему коту Маркизу, и тот сразу научит его дисциплине. Притащив, наконец, из кухни стол, я взобравшись на него развесила на ёлочной гирлянде игрушки, красные искусственные цветы, звёздочки, наклеенные на картон, золотистые колокольчики. Трёх маленьких золотистых Санта-Клаусов пришлось подвесить в целлофановых мешочках, зная сорочью любовь нашего Кузи ко всему блестящему. Но Кузю заинтересовал красный Санта-Клаус с золотистым саксофоном, поставленный на стол, где я планировала поставить маленькую ёлочку или просто ветки, чтобы почувствовать запах лесной хвои. Мне всегда не нравился варварский, по моему мнению, обычай рубить ёлку. Как долго должна расти ёлочка, чтобы потом её просто срубить, подержать 5 дней в квартире для своей потехи и выбросить потом как ненужную вещь. Но если найду в лесу оторванную ветку, то это святое дело. Принесла домой, отмыла от насекомых и в воду. Это уже другое дело. Купив немецкие конфеты в блестящих обложках, переливающихся всеми цветами радуги, я села их нанизывать на нитки, тоже в виде гирлянды. Кузя, как обычно примостился на моём плече и тоже принялся разглядывать конфеты. Они привлекли Кузю своим блеском, что он, не долго думая, попробовал их тащить своим маленьким клювиком. Но, увы! Конфеты для нашего любителя всего яркого оказались чуть-чуть тяжеловаты. Потерпев неудачу с конфетами, Кузя попробовал тащить у меня нитку как раз в тот момент, когда я её заправляла в иголку. Как говорится:«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Муж пробовал грозить Кузе пальцем. Но на Кузю это не действовало. Больше того, он расправил крылья и ринулся в атаку на палец. Словно это не палец, а соперник, и довольно больно клюнул. Когда я, наконец-то, закончила нанизывать конфеты, я оплела гирляндой большой букет, состоящий из хвойных веток сосны и ёлки. Этот букет, мне пришлось поставить в небольшое ведерко, которое я обвернула обёрточной бумагой. А в коричневую керамическую вазу, я поставила букет красных искусственных цветов, которые в Европе всегда выставляют на рождественские праздники под названием «Пуансеттия» или «Рождественская звезда» по народному. По краям вазочки я повесила трёх керамических гномиков. Пусть они тоже с нами праздники встречают. Но вдруг Кузя решил возобновить атаку на Санта-Клаусе, которого я поставила около хвойной экспозиции. Кузя клюётся довольно больно, и, наверное, блестящий пластмассовый саксофончик мог бы разломаться из-за Кузиной любви ко всему блестящему. Но тут мне пришла в голову идея, нажать на кнопку, расположенную на сапоге Санта-Клауса, и последний запел и заплясал, пританцовывая с саксофоном, как с партнёром.
       – Чи-и-и! – вскрикнул перепуганный Кузя, и в одно мгновение перелетел со стола на люстру. Мелодия новогодняя, заиграла слишком громко, а его тонкий музыкальный слух этого не любил. Теперь Санта-Клаус мог спокойно стоять под ёлочкой и встречать приходивших к нам гостей, не боясь этого разбойника. У меня в спальне на подоконнике стояли три живые пуансеттии, две красные и одна жёлтая. Месяц назад, когда я их купила, они сразу подверглись нападению нашего «соловья-разбойника», который не равнодушен ко всему красному. То естественно, если жёлтой пуансеттии нечего было опасаться, то красные быстро попали под обстрел. Кузя начал обрывать их красные листочки, которые мы ошибочно принимаем за цветы. А это было, по крайней мере, опасно для здоровья. Для защиты от недругов, эти листочки снабжены ядом.
       – Я со шкодой не дружу! – предупредила я  Кузю во время очередного нападения, и перенесла все три цветка в спальню, куда Кузя залетал только в том случае, если там сидела я, или ему нужно было спрятаться от Алексея, когда последний пытался посадить Кузю в клетку против его воли. Ну, а теперь, когда в лице Санта-Клауса у нас в доме появился защитник цветов, я поставила по сторонам от него две красные пуансеттии.
       И вот, наконец-то, все приготовления закончены. Всё блестело, блистало и сверкало. Но Кузя успел кое-где пометить места соего пребывания, и Алексей достал салфетку и стал вытирать погрешности. Но на секунду, когда муж зазевался, Кузя быстро подлетел и вырвал у него из рук салфетку. Улетев вместе с добычей и усевшись на дверцу своей клетки, наша шкода начала отрывать от бумажой салфетки по маленькому кусочку. Ну а кусочки полетели на только что заметенный пол. Кузя у нас мастер на всякие шалости. Один раз он схватил 20 евровую бумажку и летал с ней по квартире. А мы бегали за ним, уговаривая его обменять купюру на кусочек свежего манго, до тех пор, пока хитрая шкода не согласилась. А два дня назад, когда мы ели уху из лосося, Кузя, сидя на моём плече, вырвал у меня изо рта острую рыбью кость и улетел с ней, как со своей добычей. Мы перепугались и помчались за ним, а наш герой скакал за ней со шкафа на люстру. Поймать его было невозможно, и мы пошли на хитрость. Показали ему кусочек сыра. Бросив взгляд на сыр, который Кузя очень любил, он выронил изо рта кость. Мы облегчённо вздохнули. В отличии от вороны из басни Эзопа, Кузя сыр получил. Но наша хитрость удалась.
     Когда всё было окончено, Кузя наконец-то залетел в свою клетку на ночлег, и мы закрыли за ним дверцу. Потом зажгли свечку и встретили свой первый Адвент в Германии.


Рецензии