Монг. числительное восемь в н. -д. языках

Монг. числительное "восемь" в нахско-дагестанских языках


Халха-монг. НАЙМ(ан), ойрат. Синцзяна НАЬАЬМАЬН (наиман) "восемь"

Халха-монг. НАЙМ ДАХЬ, НАЙМДУГААР "восьмой" (наймдугаар сар "август"). Дагур. НАЙМ "восемь", НАЙДУР "укрюк для ловли лошадей" (т.е. "петля, удавка"?), НАЙИ 1. "удочка"; 2. "восемьдесят".

Лак. МЯЙВА, диал. МЯЙБА
Агул. МУЙАД, агул. диал. МУЙЕД, арчинское МЕКЬЕ, лезг. МУЬЖУЬД, рутульское МЫЙЕД и др. "восемь".

Агул. и лезг. формы оформлены на ойратский манер НАЬАЬМАЬАЬД "по восемь". Ав. форма МИКЬ, МИКЬ-ГО содержит 4 латерал и в фонетическим плане схожа с халха-монг. "наймдугаар" - "восьмой" и в том числе дагур. НАЙДУР "укрюк для ловли лошадей".

Монг., лезг. и лак. формы объединяются по признаку наличия сонорного и "й".

Можно обратить внимание на то, что монг. обозначение числительного "восемь" буквально окружено лексемами со значением "дружить" и "торговать", что создаёт впечатление связи с индоиранским персонажем МИТ.РА (МЕhR)- в мифологии финно-угорских народов МИР СУСНЕ ХУМ.

Пехлеви MIHR "любовь, дружба". В армянском с ним связан 8 месяц календаря.MEHRGAN - зороастрийский праздник в честь Митры - божества договора, доверия, дружбы и любви. Талыши в Иране празднуют его по окончании сбора урожая.

Эти параллели вроде-бы ав. МИКЬИР "персик" (МИКЬ "8"). В китайской мифологии персик, дарующий бессмертие. В наиболее архаических версиях мифов персиковое дерево (тао-шу) наделяется чертами мирового древа.Во многих странах персиковое дерево символизирует долголетие и добрые семейные отношения. Плод персика связывается с непрерывным процессом возобновления жизни, а цветок – с весной, женским обаянием, мягкостью, миролюбием, свадьбой, а также девственностью и чистотой. Родина персикового дерева — Китай, из которого его плоды везли в Средиземноморье через Персию, а уже оттуда в Европу. В христианстве персик — плод спасения, персик с листком у черешка — добродетель сердца и языка.


Рецензии