Савал. 2гл ред

1920г.
Вагонзак переселенцев в многоземельные районы шли из Петрограда прямо в Воронежкую губернию,Новохоперский уезд, где столичных новосельцев давно ждали в глухих захалустьев, почти что тигули - в маленьком хуторе Савал. После октябрьской революции, совершенно новый мир не нуждался в тех дармоедах и мелких торгашах, что насыщали итак ободранную до нитки столицу. Таких расселяли, отправляли на север или вовсе расстреливали. После оглашенного списка потенциально опасных заговорщиков,шел перечень прочих. К этим прочим относилась царская кружевница Иринка Любич и ее единственная дочка Марьяна. Согласившись на переселение, измученная каторжными работами и недоеданием в женской тюрьме,Ирина первым эшелоном отправилась в новый дом.
 Еще в девичестве невероятно красивая Ирина, юная прелестница, подавала надежды на удачное замужество. Точеная фигурка, белая как снег кожа, густые чернильные волосы подобе чистокровного вороного скакуна вдохновляли  завсегдаев, художников или поэтов. Как завялятся купой в купеческий дом Андрея Дорогомысла завыли песни о рыбалке на Неве, тот и сразу рад гостей принимать. А те глядят на ангельское личико дочери купца, тонут в синеве девичьих глаз.
Не смотря на красоту было в этом ребенке то, что Божьим даром нарекается - плести красивейшие кружева. Купец Андрей не долго думал чем занять единственную дочь, дабы лишнее в голову не лезло. Пригласил в дом строгих воспитателей, выпускных воспитанниц из Мариинской школы кружевниц, те и рады обучить традиционному искусству плетения купеческую дочь. Отсюда и прозвали маленькую Иринку "Кружевничкой-невеличкой".
Закупив для единственной дочери самые дорогие коклюшки из слоновой кости, серебряные булавки крючки, шелковая подушка, станок из дорогого дерева и ниток пестрых - взялась мастерица вязать. Да такой красоты, что в Марьинской школе всегда рады встречать юное дарование. Иной раз кружевничка сядет за работу и только к утру закончит. И вот необычная шляпка вуалетка готова. Сорвет цветок из сада и прикрепит его к шляпке. Да такая изумительная работа, что модницы столицы толпились у купца желая выкупить новое украшение за любые деньги.
 Шли годы, а Иринка хорошела на зависть всем девицам Петрограда. Привыкла жить в достатке, белых ручек не пачкала. Большой купеческий дом, с террасой выходом на Неву. На веселья к девицам не ходила, а ездила, в дорогой лакированной коляске гербом купцов третьей гильдии, запряженную подаренными двумя гнедыми лошадьми с белым носком. Подаренные юной красавице за необычайную шантальку из сетчатого кружева с перламутровой россыпью жемчужин.  Вот такой умницей удалась дочь купца, красавицей, что глаз не оторвать. Женихи денно и ношно стояли под окном, спать купцу не давали. Задумал купец Андрей женить дочь пока люд честный говорить не начал. Как только задумал, так сразу женихов полный двор. Правда молодой невесте любовь подавай, а купцу положение. Важность хотел иметь, на высокий пост метил. Красотой дочери мерился. Вот и принимал гостей он то графья, то княжичи - никого другого. Хвалился Иринкой купец Андрей, да перехвалился - с пьяну согласился на брак с одним старым офицером. Скольких ночей проплакала молодая, отца просила, умоляла, да только Андрей слышать не хотел - попался он, а признаться так и не решился. Стыдно было, в сторону отводил взгляд, сбегал от тяжелого разговора с дочерью. Горько пришлось Иринке, но дела то сделаны, выкуп большой оплачен, в золоте, так и поженили. Шикарная свадьба удалась. Неделю гремел Петроград. Все подвалы Андрея Дорогомысла опустошены, иностранные вина выпиты, добрая половина имущества проигранная в карты самим купцом, хотел отыграться, а другая половина отдана дочке, как в приданное. Не вынес позора Андрей Дорогомысла, понял как его лихо окрутили прозвав среди своих разгильдяем, так и помер.  После похорон Иринка тут же забеременела, а Георгий коим именем является тридцатилетний муж, больно ревновал молодую жену, на дуэли бегал каждую неделю как на бал и стрелял он с лихвой будто в танце кружился. А Георгий Смирнов был охочим повеселится. Всех разлучников романистов отстреливал в пятые точки. Правда, красавица жена будто мертвым камнем легла на шею Георгу. Не по силам выбрал он жену. Одними слухами была полна любовь у Георга. Испепеляющая страсть к чернобровой синеокой девице вовсе свела его в могилу - очередная дуэль с князем из столпового дворянства свершилась не в его пользу. Не по рангу соперник вышел, потому делать нечего, пришлось промахнуться. Не долго горевала по погибшему мужу молодая вдовица. Сразу, после поминок, ко двору пришелся дворянин, однако и того постигла не лучшая участь. Год после второй свадьбы, Иринка снова овдовела, всему виной красота молодой жены, а за тем и третий литовский богатый купец Любич.
Сломалась бедная, запретила искать себе счастье и хороня любимых ей мужчин, зареклась больше не ногой в замужество. Мастерством занялась так, что ее работу узнавали придворные матроны. По Неве ходили разные слухи, но о красоте кружевницы ходила молва до самой Москвы, а ее кружевах и узорах не менее загадочные пересказы. Будто зачарованы кружева у Дорогомысла. Что ни шляпка, то оберег от злого глаза, что ни зонтик - то защита. Со временем Иринку приглашают во дворец Романовых, где ей нашлось место под покровительством самой императрицы. Впервые выйдя в свет, посещая балы и ужины уж больно полюбилась она одному из Великих князей. Однако черный февраль унес и этого.
После революции многие потеряли родных и близких. В той резне никого не жалели. Лишившись собственного дома, вещей и положения, копаясь голыми руками в грязи, отрабатывая миску с полбой себе и единственной дочке Марьяши, купеческая дочь днем и ночью замешивала сырец для кирпича. Точно как и другие женщины из колонии, которых впереди ждал расстрел или голодная мученическая смерть. Итак с одним свертком вещей Иринку с тринадцатилетней дочкой часто вызывали на допросы, подкармливали голодного ребенка, кормили чаем и конфетами, а саму Иринку...
 Один из бывших рабочих на купеческом двору, носильщик Дорогомысла давно приметил мастерицу кружева, но по разные стороны жизни не сулили ему счастье быть с купеческой дочкой. Будучи выпоротым купцом, еще юнцом сбег со двора известного дворянина, подался к коммунистам. Там он смог показать свои бунтарские навыки, стать опытным военным, надзирателем на кирпичном заводе, быстро определил Иринку к прочим - на расселение. Подальше от Петрограда и заводов.


Рецензии