Потребность в здоровье

Глава 4. Эволюция целей: направленность, целенаправленность, целеполагание

4.4.4. Системные цели

4.4.4.1. Индивидуальные системные цели человека

4.4.4.1.2. Индивидуальные системные потребности человека в стадиях развития, гомеостаза и деградации
...
4.4.4.1.2.3. Потребность в здоровье

Хотя заболевание человека обычно означает определенное нарушение гомеостаза организма (от внутренних и внешних причин), между этими процессами есть и существенные различия, которые и позволяют говорить об отдельной (от гомеостаза) потребности в здоровье.

Во-первых, не каждое нарушение гомеостаза ведет к заболеванию организма, а только сильное или длительное, наносящее организму вред.

Во-вторых, при длительных нарушениях гомеостаза организма может наступать его новое состояние, которое компенсирует нарушающие (нарушавшие) его воздействия, и это новое состояние во многих случаях уже нельзя назвать болезнью.

В-третьих, часть нарушений гомеостаза хотя и приводят к некоторому заболеванию организма, но, в конечном счете, могут делать его сильнее, устойчивее (например, влияние прививок или небольших стрессов).

В-четвертых, не всегда для сохранения здоровья организма нужно сохранение гомеостаза. Так, тренировки и специальные оздоровительные упражнения часто приводят к временному нарушению гомеостаза.

Кроме того, нарушение субъективного гомеостаза человека, приводящее иногда к психическим заболеваниям (к ним могут приводить и некоторые физические заболевания, а также генетические отклонения), может не только вредить физическому здоровью, но и положению человека в обществе.

Непосредственно личная системная потребность в здоровье возникает после заболевания организма и носит объективно-субъективный характер, то есть если человек здоров – такой потребности нет. В силу различных причин может сформироваться потребность в профилактических действиях, которые не позволили бы организму заболеть в будущем или снизили вероятность наступления этого события, но такая потребность является уже субъективной, и ее реализация осуществляется через постановку соответствующих телеологических целей (см. раздел 4.4.6. Телеологические цели).

Длительное или достаточно регулярное неудовлетворение большинства системных потребностей, которые рассматриваются в этой главе, может приводить к заболеванию организма, то есть к появлению потребности в здоровье. Другими словами, здоровье организма можно рассматривать как показатель «правильности» удовлетворения большинства других системных потребностей. При этом следует помнить, что их запоздавшее удовлетворение уже не гарантирует автоматического удовлетворения и потребности в здоровье. Чаще всего приходится принимать дополнительные специальные меры по возврату состояния организма в относительно нормальное.

Среди таких мер можно отметить корректировку болезненного состояния организма (как объективного, так и субъективного характера) лекарственными препаратами естественного и искусственного происхождения. Потребность в здоровье наблюдается не только у людей, но и у организмов с предшествующими уровнями сознания, которые способны воздействовать на свое состояние в лечебных целях через потребление в пищу некоторых растений и минералов природного происхождения. Сюда же можно отнести и разнообразные специализированные физические воздействия различных природных сред (например, купание в термальных минеральных источниках, которым не прочь себя побаловать и некоторые животные) и медицинских приборов.

В период деградации (старости) потребность в здоровье обычно возрастает, что приводит иногда к значительному смещению приоритетов в реализации других потребностей. На этом этапе у большинства людей появляется и новая потребность, связанная с потребностью здоровья, – потребность в увеличении продолжительности жизни, реализация которой осуществляется через постановку телеологических целей (см. раздел 4.4.6. Телеологические цели). Значительная подвижка в приоритетах потребления при серьезных заболеваниях может возникать на любой стадии развития человека. Кроме того, такие заболевания влияют и на качество реализации многих потребностей. Одной из причин такого ухудшения реализации некоторых текущих потребностей является возникновение проблем с целеполаганием. Так, например, длительный стресс приводит к повышенной стереотипности поведения человека [38], что может приводить к упущению многих возникающих возможностей по удовлетворению различных потребностей.

Также, как и по другим индивидуальным системным потребностям, проявление потребности в здоровье на разных уровнях сознания человека обладает своей спецификой. Если личные потребности в здоровье проявляются при заболевании своего организма (организменный уровень сознания), то личностно-социальные (видовой уровень сознания) – при заболевании своих детей или других близких родственников, социально-личностные – при заболевании людей из социального окружения (биосоциальный уровень сознания), социальные (социотехнический уровень сознания) – при решении проблем со здоровьем (своего, родных, членов социального окружения) на общественном уровне, то есть в основном через использование системы общественного здравоохранения.

Помимо потребности в физическом здоровье у людей существует потребность и в психическом здоровье. Психическая болезнь возникает у человека при сочетании аномальных мыслей, представлений, эмоций, поведенческих реакций и отношений с окружающими. По классификации Всемирной организации здравоохранения к психическим расстройствам относят депрессию (300 млн человек), биполярное аффективное расстройство (60 млн человек), шизофрению и другие психозы (21 млн человек), деменцию (47,5 млн человек), умственную отсталость и расстройства развития, включая аутизм [39].

Ряд исследователей считает, что нарушения психики являются более распространенным явлением, чем это принято считать, и что эти нарушения хотя бы эпизодически в течение жизни наблюдаются у большинства населения мира [40].

Главная проблема здесь – определение границ нормы, переход за которые можно считать заболеванием. Кроме того, сама диагностика заболеваний по формально установленной норме во многих случаях весьма субъективна, поскольку внешнее поведение не всегда является адекватным маркером многих психических заболеваний. Это показали знаменитые эксперименты, проведенные доктором Дэвидом Росенханом, в которых профессиональные врачи-психиатры в 12 больницах не смогли определить симуляцию болезни (причем однократную словесную) подставными психически здоровыми пациентами. Подставные пациенты после приема у психиатров неизменно помещались в психиатрические учреждения с соответствующими диагнозами, и хотя потом они вели себя там как полностью нормальные люди, все они формально (назначаемые препараты «симулянты» не принимали) прошли полный курс соответствующего лечения [41].

Безусловно, многие психические заболевания имеют генетическую природу, точнее полигенную [42], но и регулярное неудовлетворение ряда важных потребностей, особенно социально-личностных (биосоциальных), например в дружбе (глава 4.4.4.1.2.21. Потребности в аффилиации, эмпатии, дружбе, совместной деятельности и сотрудничестве), может приводить к появлению таких заболеваний (помимо нарушения обмена веществ, а также различных инфекционных и паразитарных заболеваний).

Литература к гл.4.4.4.1.2.3.

38. Стресс лишает нас цели. 26.07.2012. http://science.compulenta.ru/696679/

39. Психические расстройства. 09.04.2018.
40. Практически у каждого из нас есть хотя бы одно психическое заболевание. 24.07.2017.

41. Хок Роджер. 40 исследований, которые потрясли психологию. Спб.; Прайм-Еврознак, 2003. 416 с.

42. Лебедев В. Гены и безумие: генетическое тестирование в психиатрии. 25.08.2017.


Рецензии