Как Конкин стал Шараповым
В роли Шарапова Высоцкий хотел видеть своего друга актера Ивана Бортника. И в этом причина сложных отношений между Высоцким и Конкиным.
Я читал много разных развернутых версий, почему Владимир Конкину съемки картины «Место встречи изменить нельзя» дались очень тяжело. Но с чем категорически не могу согласиться, так это с тем, что Конкин провалил Шарапова. Об этом до сих пор многие пишут. Но это фильм о доблестных, честных офицерах, без подстав и хитрости, какие и должны быть в идеале. И Конкин сыграл именного такого Шарапова.
Иван Бортник — великолепный актер. Он воплотил на экране много разносторонних образов: талантливого художника, отважного летчика, неунывающего солдата, следователя так далее. Но зритель словно не заметил этих ролей или забыл о них. И после Промокашки навсегда записал Ивана Бортника в мелкие уголовники. Впрочем, этот факт только еще раз доказывает гениальность перевоплощения Ивана Сергеевича.
Тем не менее, все годы после «Место встречи изменить нельзя» ему приходилось доказывать, что «он не Промокашка».
Я не знаю, стал бы Бортник лучшим Шараповым, чем Конкин, но то, что на съемочной площадке было бы меньше напряжения — это факт. Иван Сергеевич близко дружил не только с Высоцким, но и с Говорухиным. Чтобы сниматься в тандеме с Бортником, Высоцкий уговорил не брать на роль Шарапова Николая Губенко.
А тут, на тебе, столь эпичную ролей отдают молодому актеру Конкину. Причем, его не просто рекомендуют, а практически навязывают, используя шантаж. Фильм снимался на Одесской киностудии и там хотели видеть в главной роли свою новую звезду — Владимира Конкина. Съемочной группе так прямо и сказали: хотите снимать Высоцкого, берите нашего Конкина. Хотя его кандидатура не устраивала ни Вайнеров (авторов романа «Эра милосердия, по которой снимался фильм), ни Говорухина, ни Высоцкого.
Впрочем, если бы Владимир Алексеевич знал, какая тяжелая атмосфера ждет его на площадке, возможно, отказался бы сразу.
Вот, что Конкин говорил о Высоцком: «Увы, жесткость в наших отношениях, к сожалению, доминировала. Налет «паханства» на съемках, несомненно, присутствовал — слово Высоцкого было непререкаемо. Я привык к доброжелательной обстановке, когда тебя все любят, а тут...»
Недоброжелательность партнера наложила свой отпечаток на работу Конкина: актер нервничал, иногда забывал текст, в некоторых сценах не мог быстро схватить режиссерский замысел. К тому же чуть не запорол первую же сцену, где Шарапов рассказывает Жеглову, что убийство совершил Фокс. Сцена сложная, а Владимиру Алексеевичу сказали играть быстро, поскольку Высоцкому надо куда-то улетать. В итоге масса запоротых дублей, а Высоцкий никуда, оказывается, не собирался улетать.
Был даже момент, когда Владимир Алексеевич в отчаянии хотел отказаться от съемок и уехать. Удержал его от этого Виктор Павлов. Не исключено, что и Конкин, сменивший, кстати, десяток театров, мог подбрасывать дровишек в огонь и без того пылающего костра неприязни.
Например, он сам говорил, что не терпел, когда Высоцкий начинал диктовать ему свое видение игры, а это случалось довольно часто. Конкин считал себя уже состоявшимся актером и такое нравоучительное поведение партнера ему не нравилось.
Но, несмотря на все эти тяжелые моменты, Конкин влился в сюжет и создал интересный образ Шарапова — полную противоположность Жеглову. Этакий молодой, но подкованный боец и опер, при этом не утративший милосердия и тонкого чувства справедливости.
Но Высоцкий был не единственный, кто не желал видеть в роли Шарапова звезду фильма «Как закалялась сталь». Братья Вайнеры не разглядели в молодом Конкине матерого разведчика. В книге «Эра милосердия» Шарапову отводится главная роль, возможно, писатели считали, что Высоцкий затмит харизмой Конкина. Но я считаю, главное качество Шарапова — нравственная чистота и порядочность, актер донес великолепно.
Хотя, приходилось читать отзывы критиков, что, мол, результат оказался не таким, как планировали братья Вайнеры. Центром притяжения стал Жеглов, а не Шарапов, как в романе.
Но в этом и есть разница литературы и кино. Читая, человек рисует своего героя, опираясь исключительно на авторский полет. В кино же появляется актер и добавляется еще одно видение сюжета, образа, эмоций, подачи материала. И так было, и так будет — киношная или театральная подачи всегда будут отличаться от литературного оригинала. И с этим нужно смириться.
Владимир Высоцкий, в принципе, затмевает всех и заставляет других актеров казаться просто хорошими. Но тогда режиссеру и авторам сценария нужно было думать о другом артисте в качестве Жеглова.
Но Высоцкий был неприкосновенен, поскольку именно он настоял на том, чтобы Вайнеры написали сценарий.
Как бы там ни было, результат получился ошеломляющим. Других Жеглова и Шарапова мы, зрители, уже не воспримем. Для нас эта пара безупречна, потому что фильм — одно из лучших произведений советского кинематографа.
Жаль, конечно, что актеры работали вместе, стиснув зубы, преодолевая взаимную неприязнь. Но, благодаря фильму, оба стали легендарными актерами.
А теперь давайте вспомним, что этому предшествовало.
Двадцатилетнего актера Харьковского ТЮЗа Владимира Конкина пригласили на роль Павла Корчагина в сериале «Как закалялась сталь».
Этот многосерийный фильм был снят в 1973 году режиссером Н. Мащенко по сценарию А. Алова и В. Наумова. Выдающимся произведением кинематографа назвать эту киноленту сложно. Снято явно под заказ, но определенный успех сериал имел, особенно среди школьников - книга Н. Островского "Как закалялась сталь" изучалась в школе.
Конкин сыграл Павку Корчагина неплохо - глаза горят, пламенные речи и все, что полагается для этой роли. Конкин получает за эту работу премию Ленинского комсомола и его начинают «двигать».
На мой взгляд премия досталась не за выдающиеся кинематографические успехи молодого актера, а за откровенно конъюнктурную роль в таком же фильме. Эта роль и получение премии стали роковыми для артиста с завышенной самооценкой - он почувствовал себя звездой.
Сразу после выходя фильма актер был зачислен в труппу театра им. Моссовета, однако надолго Конкин в этом московском театре не задержался. Там был сильнейший состав, на этом фоне Владимир Алексеевич выглядел, наверное, не очень хорошо. Не проработав и год, артист уходит из театра.
В 1979 году Конкин поступает в труппу театра им. Ермоловой. Менее популярный театр, но все-таки Москва, не Харьковский ТЮЗ. Там Владимир Алексеевич сразу включился в работу над образом В.И. Ленина.
Следующей звездной работой в кино можно было бы назвать роль Шарапова в сериале С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Кому-то эта роль Конкина нравится, не стану спорить о вкусах. Я и здесь не увидел чего-то выдающегося.
Станислав Говорухин упоминал о том, что не хотел снимать в этой роли Конкина. Режиссер подробно рассказывал обо всех актерах даже эпизодических ролей, лишь об исполнителе центральной роли Шарапова умалчивал, либо говорил, что артист не подходил на эту роль.
Фильм вошел в золотой фонт советского кино. Не могу сказать, что Конкин сыграл плохо, но при таких партнерах можно было лучше. Или таланта не хватило, или звездная болезнь помешала.
Что мне очень не нравится - Владимир Алексеевич спустя годы начал выпячивать себя, ставя в центр этого сериала свою работу. Посыпались нелестные отзывы о Высоцком, о чьих-то характерах, взаимоотношениях на съемочной площадке. Не мужское это дело, по-моему.
Больше убедительных удач в кинематографе у этого артиста я не нахожу. Если читатели подскажут, буду рад. Конкин много участвовал в озвучивании зарубежных кинолент, в этом плане он определенно состоялся.
Но человек, сыгравший всего пару хороших, не замечательных, заметим, ролей, считает себя звездой советского кино. Рассказывая о работе в фильме С.С. Говорухина, Конкин называет его Славой, ставя себя на одну ступень с режиссером, который по возрасту ему в отцы годился, а по уровню таланта, наверное, недостижим.
Все это происходит уже после смерти и Высоцкого и Говорухина. Они вроде бы и ни о чем были, а вот Конкин - центральная фигура в фильме. Не очень красивое поведение человека, попавшего на роль по высочайшему указу.
Направо и налево даются подробные интервью, мы все знаем о семье артиста. И книги то он пишет, и во всем участвует. Это пример того, как средних способностей артист успешно создал себе имидж звезды кинематографа.
Свидетельство о публикации №223121100381